ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

22.06.2015

Бахрина Анастасия, г. Санкт-Петербург

Конкурсная работа

Всероссийский конкурс рефератов и эссе не тему:
«Новые тенденции в формировании архитектуры европейской безопасности
в контексте «Украинского кризиса»

           

Бахрина Анастасия           
Студентка 2 курса
факультета международных отношений           
С.-Петербургского государственного университета
г. Санкт-Петербург

 

Влияние «Украинского кризиса» на формирование современной архитектуры
европейской безопасности

Начиная с конца 2013 – начала 2014гг. весь мир взволновали события, происходящие на территории независимого государства Украина, территориально расположенного ни где-нибудь на периферии континента, а почти в самом центре Европейского региона. Этот кризис как очередной удар обрушился на систему европейской безопасности, обличая все ее слабые стороны. После окончания «холодной войны» Европу не раз сотрясали региональные конфликты, ставя под сомнение устойчивость существующего европейского порядка. Речь прежде всего идет о войнах в Югославии (1999 г.) и в Грузии (2008 г.)[1], которые стали ярким примером того, как фундамент под зданием европейского порядка дал трещину: после распада Советского Союза  усиливается борьба геополитических интересов на постсоветском пространстве. В силу этого становится очевидным тот факт, что система безопасности в Европе, базирующаяся на таких институциональных организациях как ОБСЕ, НАТО и ОДКБ, требует ревизии своих основных положений. Принципы, заложенные еще в прошлом веке в условиях «холодной» войны, утратили свою актуальность в веке XXI, когда человечество столкнулось с новыми явлениями в мировой политике: глобализация всех сфер человеческой деятельности, включая безопасность, транснационализация преступности, безопасность в информационном пространстве и др[2].

Украинский кризис стал, вне всяких сомнений,  новой угрозой системе европейской стабильности. Революционные события, приведшие к смене политической власти в стране, отторжение от Украины части ее территории, вооруженные столкновения приверженцев разных политических группировок на юго-востоке страны несомненно вовлекли международное сообщество в водоворот обострившихся противоречий, среди которых можно выделить следующие факторы:

Во-первых, геополитический: существование различных видений происходящего и подходов к урегулированию конфликта. США-Европа и Россия, являющиеся косвенными участниками конфликта, фактически вступили в борьбу за Украину, рассматривая ее как ключевое звено в меняющемся геополитическом балансе. После “большого расширения” НАТО на Восток в марте 2004 года Украина стала европейским пограничьем между двумя частями Европы – Западной и Восточной[3]. Ключевым вопросом российско-западных отношений стала политика расширения западных союзов на постсоветское пространство. Активное наступление НАТО и Евросоюза  на это пространство, являющееся для России “зоной особых интересов”, усиливало конфликт между ними[4].

Можно также подчеркнуть, что проблема Украины заключается в том, что она не смогла выработать вектор своей внешнеполитической стратегии[5]. Согласно общеизвестной классификации государств С.Хантингтона, приводящейся в труде «Столкновение цивилизаций»[6], Украина относится к расколотым странам в цивилизационном отношении: украиноязычный националистично настроенный запад и православный русскоязычный восток. Именно внутренняя неопределенность относительно вопроса принадлежности Украины к Западу или Востоку и привели к обострению кризиса не только в самой стране, но и вокруг нее.

Во-вторых, информационный: противоречивость трактовки событий заинтересованными сторонами, где главным инструментом являются СМИ, оказывающие влияние на широкие слои населения в современном мире. Уже не впервые мы сталкиваемся с ситуацией широкого, неприкрытого использования пропаганды большинством имеющихся источников информации. В качестве примеров можно привести уже также названную нами войну в Грузии, где проблема «информационной воны» впервые предстала перед обществом в качестве проблемы глобального масштаба. Причем «информационная война» ведется по обе стороны от линии противостояния: западные и отечественные СМИ прибегают к острой критике оппонентов и обвинениям в адрес друг друга. Все это сильно дезинформирует общество, накаляя обстановку внутри каждой из стран. 

В-третьих, экономический фактор, стремительно набирающий масштабы мирового кризиса. В современных условиях тесного взаимопереплетения национальных экономик дестабилизация обстановки внутри одной страны непременно влечет за собой губительные последствия для своих партнеров. Украина не является исключением, а более наглядное тому подтверждение. Внутренние противоречия, так умело подхваченные политическими группировками Украины, вылились в ожесточенное вооруженное противостояние внутри самой страны, которое еще больше ввергает в хаос национальную экономику. По итогам 2014 года, падение экономики Украины составило порядка 7% при инфляции 24,9%. Стремительно растет государственный долг и по прогнозам экспертов к концу 2015г. составит 94% ВВП[7]. Не менее утешительные прогнозы и в социальной сфере жизни. Повсеместно растут тарифы на газ и услуги ЖКХ на фоне снижения курса гривны по отношению к доллару[8] и вместе с тем наблюдается значительный отток капитала из страны.

Страдают и экономики других государств и прежде всего России ввиду усилившегося на нее давления со стороны Запада с помощью санкционной политики. Странами Евросоюза, США, Канады и некоторыми другими в отношении России были последовательно введены три пакета санкций, предусматривающие замораживание активов, введение визовых ограничений для определенного круга лиц РФ, а также ограничение деятельности некоторых российский компаний в западных странах[9]. Это повлекло за собой ухудшение ситуации в наиболее развивающихся секторах российской экономики: обороно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, финансовый сектор и частный бизнес. Только с начала 2015г. инфляция увеличилась на 7,4 %[10]. В условиях стремительной девальвации рубля правительство вынуждено сокращать бюджетные расходы.

От введения санкция, однако, страдают и сами «государства-авторы» идеи санкционного давления. Согласно подсчётам Reuters более всех от введения санкций страдает Германия – крупнейший торговый партнер России: от торговли с Россией зависят около 300 000 рабочих мест в Германии[11]. По подсчётам эксперта Аналитического центра Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне Эрика Хаймана, немецкий экспорт в Россию в 2014 году упал на 18 %, при этом наибольшие убытки понесли машиностроительные компании[12]. Также в администрациях многих других европейских государств, в т.ч. Венгрии и Греции, заявляют об огромных ущербах наносимых антироссийскими санкциями их национальным экономикам и делают акцент на неэффективности и бесполезности такого метода в решении ситуации по Украине[13].

В свою очередь Россия не скупилась и 6 августа Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ сельскохозяйственной продукции из стран, наложивших санкции[14]. По подсчетам суммарный годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США[15]. В результате – все более усиливающееся давление стран друг на друга и взаимное «стягивание поясов» на их экономиках, что может только расширить и без того глубокую пропасть противоречий между ЕС-США и Россией.

И, наконец, в-четвертых, миротворческий фактор, который невозможен из-за несогласованных действий по отношению стабилизации ситуации на территории Украины, что приводит к еще более затяжному и разрушительному характеру конфликта. Попытки урегулирования развернувшегося противостояния оппозиции («Евромайдановцев») и центральных киевских властей предпринимались еще в начале украинского кризиса: в начале декабря 2013г. поочередно с визитами в Киев прибыли глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и вице-президент Европейской комиссии Кэтрин Эштон. Цель была одна – поддержка протестующих, демократии и свободы волеизъявления, закрывая глаза на методы, с помощью которых протестующие боролись за эту «свободу»[16]. Дале следовали всевозможные встречи в Женеве и в Брюсселе, но как известно успехом ни одна из них не увенчалась.

Соглашения контактных групп в Минске в сентябре прошлого и феврале настоящего годов, больше известные как Минские договоренности, хотя и положили начало урегулированию конфликта де-факто, до решения вопроса де-юре еще далеко. По результатам первой минской встречи[17] никакого прогресса в мирном процессе между Киевом с одной стороны и ДНР-ЛНР с другой достичь не удалось: в последующие месяцы сторонами неоднократно нарушался режим прекращения огня – ключевой пункт соглашения[18].

Что касается Минска-2, как в СМИ окрестили недавно состоявшиеся новые переговоры по урегулированию ситуации на Украине, то здесь мы можем наблюдать уже больший прогресс. По итогам 16-часовых переговоров участниками «нормандской четверки» - лидерами России, Украины, Франции и ФРГ – был достигнут определенный комплекс мер, основными из которых являются незамедлительное прекращение огня, отвод тяжелых вооружений на расстояние 50км от линии соприкосновения, возобновление социально-экономических связей Донецкой и Луганской областей, т.е. фактическое прекращение гуманитарной блокады юго-востока, в которой он пребывал последние месяцы, и, конечно же, проведение конституционной реформы в Украине[19], предполагающей федерализацию региона Юго-Востока [20]. Именно последний пункт вызывает наибольшие подозрения относительно его реализации: сразу же по окончании встречи Президент Порошенко заявил о невозможности такой реформы и о сохрани в Украине унитарной формы правления[21].

Кроме всего прочего, украинские события спровоцировали появление ряда новых тенденций в контексте безопасности. Они заключаются в качественно новом формате сотрудничества Россия – НАТО: изменение подходов и методов работы с Россией, использование таких превентивных мер, как замораживание новых проектов с Россией; увеличение военного присутствия в Балтике и проведение там масштабных учений; активное содействие Украине в укреплении обороноспособности ее собственной армии[22]. И тем не менее Североантлантический альянс дает понять, что в интересах всего Европейского континента как можно скорее уладить конфликт исключительно мирным путем, т.е. дипломатические каналы остаются открытыми.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что украинский кризис стал той естественной кульминацией в отношениях России и Запада, которые продолжают сосуществовать по законам давно оконченной «холодной войны»[23]: Европа и США продолжают расширять и укреплять военно-политическое измерение международных отношений.  Украина оказалась «слабым звеном» европейской системы[24], что и привело к усилению таких фундаментальных противоречий, как расширение сферы своих жизненных интересов. В любом случае наша задача состоит в том, чтобы не допустить повторения исторических ошибок, препятствовать наращиванию конфронтации, которая может ввергнуть Европу в новую, более затяжную эпоху конфликтов.

Возможными путями стабилизации региональной безопасности могут быть:

Во-первых, отказ от взаимных упреков и обвинений в нарушении мирового порядка. Открытый и честный анализ политических ошибок, сделанных всеми акторами мировой политики, и извлечение соответствующих уроков – единственный приемлемый на наш взгляд вариант укрепления системы безопасности.

Во-вторых, возвращение Украине статуса стабильного в политическом и экономическом плане государства.

В-третьих, непрерывное налаживание конструктивного диалога между Россией и Западом, основанное на принципах равноправия и мира, т.к. это единственный путь к укреплению европейской безопасности.



[1] Данилов Д.А., к.э.н., руководитель Отдела европейской безопасности ИЕ РА// Украинский кризис: экспертная оценка. ИЕ РАН (сборник статей)// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sov-eur ope.ru/2014/3/Ukk.pdf

[2] Современные европейские теории и концепции национальной безопасности// Военно-политическое обозрение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://warfiles.ru/show-47249-sovremennye-evropeyskie-teorii-i-koncepcii-nacionalnoy-bezopasnosti.html

[3] Данилов Д.А., к.э.н., руководитель Отдела европейской безопасности ИЕ РА// Украинский кризис: экспертная оценка. ИЕ РАН (сборник статей)// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sov-eur ope.ru/2014/3/Ukk.pdf

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603с.

[7] МВФ: Госдолг Украины к концу 2015 года составит 94% ВВП// ИА REGNUM [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1904380.html#ixzz3UZl08sGX

[8] Там же.

[9] США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и Украины. ВВС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml

[10] Центробанк: Инфляция по итогам года превысит 8 процентов// Российская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/11/10/inflyaciya-site.html

[11] ЕС потратит 0,4 млрд евро на последствия от санкций// Вести. Экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/45687

[12] DB Research: От кризиса в России пострадают отдельные немецкие машиностроители// DeutscheWelle [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dw.de/db-research

[13] «Выстрел в ногу»: почему Европа может отказаться от новых санкций// РБК [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/04/09/2014/947147.shtml

[14] Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации// Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/46404

[15] Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции// ИНТАР-ТАСС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1367515

[16] Глава МИД Германии пришел на Майдан/ LB.ua. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lb.ua/news/2013/12/04/244318_glava_mid_germanii_prishel_maydan.html

[17] Europe Report N°235, 18 December 2014. International Crisis Group – Eastern Ukraine: a Dangerous Winter// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.crisisgroup.org/en/regions/europe/ukraine/235-eastern-ukraine-a-dangerous-winter.aspx

[18] Киев и ДНР обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня// ПРОФИЛЬ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://m.profile.ru/eks-sssr/item/92606-kiev-i-dnr-obvinyayut-drug-druga-v-narushenii-rezhima-prekrashcheniya-ognya

[19] Комплекс мер по выполнению Минских соглашений// Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4804

[20] Минск-2015: суть новых договоренностей. Экспертная оценка// Информационно-Аналитический центр [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.ia-centr.ru/expert/20163/

[21] Порошенко: об автономии Донбасса или федерализации речь не идет// РИАновости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/world/20150212/1047295966.html

[22] Предметное обсуждение Уэльского саммита НАТО и партнерства со странами Центральной Азии от 04.09.2014// Официальный сайт Организации Североатлантического договора Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_113020.htm?selectedLocale=ru

[23] Сергей Караганов // Доклад на тему «Украинский кризис и его влияние на европейский проект» от 27.02.2015// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5359#top

[24] Украинский кризис: экспертная оценка. ИЕ РАН. (сборник статей)/ Данилов Д.А., к.э.н., руководитель Отдела европейской безопасности ИЕ РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.sov-eur ope.ru/2014/3/Ukk.pdf

 

 

blog comments powered by Disqus