ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

20.04.2012Болбина Яна Сергеевна, г. Ульяновск

Эссе на конкурс 2012

Болбина Яна Сергеевна
студентка 4 курса
факультета иностранных языков и профессиональной коммуникации
Ульяновского государственного университета
г. Ульяновск

 

Россия и НАТО? Россия против НАТО? или НАТО против России? Дать на этот вопрос однозначный ответ не просто. Однако, ясно лишь то, что союз Россия – НАТО – это возможность построения стратегического партнерства на принципах взаимного доверия, взаимной открытости  путем совместного противодействия глобальным угрозам. Явной и открытой конкуренции между Россией и НАТО нет, вместе с тем, холодная война  наложила определенный отпечаток на отношения Российской Федерации и Североатлантического альянса.  

Присоединение в 1991 году России к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года Совет евроатлантического партнерства) можно назвать началом взаимоотношений. Следующим  шагом на пути к диалогу явилось присоединение России в 1994 году к программе «Партнерство ради мира». Основой же партнерских отношений между Россией и НАТО можно назвать подписание в 1997 году акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, что привело к разработке программы двухсторонних консультаций и сотрудничеству в рамках Совместного постоянного совета (СПС).

Созданный в 2002 году Совет Россия – НАТО (СРН)  - очередной шаг на пути к партнерству. Сегодня 28 государств – членов НАТО и Россия совместную работу в качестве равноправных партнеров в Совете Россия-НАТО.[1] По – моему мнению, СРН является некой универсальной формулой для развития и процветания  взаимовыгодных отношений «мировых партнеров». В ходе создания СРН, перед Россией и Североатлантическим альянсом были поставлены приоритетные направления сотрудничества:  борьба с терроризмом; оборонная реформа; военное сотрудничество; подготовка работников афганских и центрально-азиатских органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков; противоракетная оборона театра военных действий/противоракетная оборона; кризисное регулирование; нераспространение ОМУ; управление использованием воздушного пространства; гражданское чрезвычайное планирование; научное сотрудничество и экологическая безопасность.[2]

Одно из основных направлений партнерства Российской Федерации и североатлантического альянса - военно-техническое сотрудничество, целью которого является объединение сил при подготовке к совместным военным операциям в будущем.

Необходимо отметить, что военное сотрудничество «подпитывается» ключевыми документами:

  • Соглашение о статусе сил ПРМ (2005 г);
  • Политико-военные руководящие указания по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО,  утвержденные министрами обороны СРН (2005 г., июнь) и направленные на развитие со временем оперативной совместимости между войсками (силами) России и НАТО на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления.

Ни для кого не секрет, что после войны «трех восьмерок» (08.08.08 Грузино – Югоосетинский конфликт), отношения в военной отрасли несколько охладели, были приостановлены официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях. Решение о возобновлении официальных отношений было принято в марте 2009 года на встрече министров иностранных дел НАТО и  сейчас можно с уверенностью сказать, что политика «охлаждения отношений» прекратилась, и ей на смену пришла политика «открытых дверей». Подтверждением этого является состоявшееся по приглашению российского руководства в июле 2011 года заседание СРН в Сочи, на котором было вновь заявлено о сотрудничестве по противоракетной обороне, а также в других областях, связанных с безопасностью и представляющим общий интерес.

Ключевыми моментами военного сотрудничества между Российской Федерации и НАТО можно назвать развитие военного сотрудничества после «перезагрузки», борьба с терроризмом, система противоракетной обороны и перспективы сотрудничества. 

Развитие военного сотрудничества после «перезагрузки».

Сотрудничество по военной линии - приоритетное направление, и его активизация является важным сигналом о намерении сторон[3] выйти на весьма качественный новый уровень развития и сотрудничества.

В течение 2002–2008 гг. в рамках военного сотрудничества России и НАТО было проведено свыше 600 различных мероприятий, принесших несомненную практическую пользу как для ВС России, так и для ВС стран-участниц альянса и НАТО в целом.[4] Примером являются командно-штабные и компьютерные учения СРН по ПРО ТВД (США- 2004 г., Нидерланды -2005 г., Москва- 2006 г., Германия -2008 г.).

Несмотря на дискуссионный характер об улучшении отношений Россия–НАТО на сегодня фактор военной мощи – один из органичных, важных элементов общего комплекса этих отношений. Он по-своему стабилизирует  отношения между Россией и Североатлантическим альянсом, страхует от непредвиденных обстоятельств и неосторожных шагов.

Между Российской Федерацией и НАТО существует стабильный фундамент для наращивания доверия и сотрудничества по отношению к друг другу. Важно понимать, что как Россия не представляет прямой угрозы для НАТО, так Североатлантический альянс для России. Стороны стоят перед лицом одинаковых угроз, вследствие чего  повышение способностей сил России и НАТО работать совместно «в качестве партнеров» при подготовке к совместным военным операциям и военным учениям приведет к положительному эффекту в будущем.

Борьба с терроризмом.

Сотрудничество в вопросах противодействия терроризму, начатое с середины 1990-х годов,  на сегодняшний день в значительной степени изменило формат и содержание взаимодействия.

Необходимость согласованных международных действий в борьбе с терроризмом наиболее остро назрела в 2001 г. после сентябрьского теракта в США.

Первая конференция, посвященная роли Вооруженных сил в борьбе с терроризмом состоялась в Риме в 2002 г. Декларация 2002 г. о новом качестве отношений России и НАТО, определила полномочия деятельности Совета Россия - НАТО, направленных на объединение усилий в построении общего пространства безопасности в евроатлантическом регионе.[5]

В настоящее время, сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма и ликвидации последствий террористических актов, осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. Кроме того, государства-члены НАТО и Россия осуществляют сотрудничество и в других областях, связанных с борьбой с терроризмом, таких как пограничный контроль, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность.[6]

Примером сотрудничества в области антитеррористической безопасности является  совместный проект «Стандекс» по созданию дистанционного датчика обнаружения взрывчатых веществ.

Диалог  между Россией и НАТО в противоракетной обороне.

 Диалог между Россией и НАТО в сфере противоракетной обороны (ПРО) одна из приоритетных задач как европейской, так и международной безопасности в 2009-2011 г.г.

В 2010 – 2011 гг. перспективы и предполагаемые модели создания системы ПРО в Европе США/НАТО с участием России оказались в центре напряженного переговорного процесса. Предметом острых дебатов стали политические, идеологические, военно-технические и международно-правовые вопросы, связанные с возможным созданием совместной системы.[7] Важно понимать, что в действительности ракетная угроза, о которой мы говорим сегодня, очень серьезна.

Союзники и НАТО  сделали три практических предложения, чтобы развеять опасения России. Во-первых, прозрачность в программах противоракетной обороны, обеспечиваемую за счет обменов данными в совете Россия-НАТО. Во-вторых, проведение совместных полевых учений в области ПРО между Россией и НАТО. И, в-третьих, создание двух совместных противоракетных центров, один для обмена данными и второй для поддержки планирования.[8]

 Несмотря на то что, в Брюсселе очень много внимания и усилий предпринимается для убеждения России в том, что европейский противоракетный щит не направлен против нее, вместе с тем, в России все – таки имеется некая обеспокоенность в отношении наращивания сил и средств ПРО, так называемого европейского противоракетного щита.

И лучшим доказательством устранения недоверия, на мой взгляд, является совместное сотрудничество в области противоракетной обороны, нежели чем конфронтация.

Началом подобного диалога может стать заявленная США готовность допускать российских наблюдателей на свои будущие объекты ПРО в Восточной Европе (если они появятся), создание механизма обмена данными о пусках баллистических и космических ракет, а также предложение администрации Обамы вернуться к инициативе В.В. Путина от 2007 г. о совместном использовании российских РЛС в Габале и Армавире. Все эти инициативы могут быть использованы Россией не только для получения доступа к планам США и НАТО, но и для выстраивания де-факто союзнических отношений в этой области, реализации подлинно совместной стратегии.[9]

Перспективы сотрудничества.

Развитие партнерских отношений необходимо как в российских интересах, так и в интересах Североатлантического альянса, особенно в области высоких технологий и инноваций.

Целесообразно расширить взаимодействие по исследованию космоса (с прицелом на период после 2020 г., когда истекает срок эксплуатации Международной космической станции) и активно привлекать университеты, исследовательские центры и компании двух стран к   диалогу по инновациям.[10]

Серьезный импульс к улучшению политической атмосферы, наращиванию практического взаимодействия во многих областях, интенсификации политических диалогов, а также контактов между бизнесом и гражданским

обществом двух стран придало бы проведение Года США в России и Года России в США. Подобные события традиционно сопровождаются проведением серии мероприятий, которые, во-первых, символизируют доброжелательный характер отношений, сближают общества и, во-вторых, содействуют дальнейшему расширению повестки дня позитивного взаимодействия.[11]

В новой Стратегической концепции НАТО, утвержденной на встрече в верхах в Лиссабоне в ноябре 2010 года, государства-члены Североатлантического союза подчеркнули значимость развития « настоящего стратегического партнерства между НАТО и Россией », а также свою решимость « углублять политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в областях, представляющих взаимный интерес» , и « использовать весь потенциал СРН для диалога и совместных действий ».[12]

В заключение хочется отметить, чтобы выстроить единую и равноправную систему ценностей, концепций и предложений, необходимо следовать по пути сотрудничества, партнерства, по пути взаимного диалога между сторонами. Только взаимовыгодная кооперация является главным импульсом   достижения общих  целей и противостоянием общим угрозам в области международной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Информационное бюро НАТО в Москве. Отношения НАТО с Россией. //http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm?//
  2. Международно-правовые вопросы борьбы с терроризмом в евроатлантическом регионе.// http://www.dissercat.com/content/mezhdunarodno-pravovye-voprosy-borby-s-terrorizmom-v-evroatlanticheskom-regione//
  3. Отношения Россия — США после «перезагрузки»: на пути к новой повестке дня. Взгляд из России. Доклад российских участников Рабочей группы по будущему российско - американскиx отношений.
  4. О партнерстве Россия – НАТО. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
  5. Совет Россия – НАТО. // http://natomission.ru/cooperation/nrc//
  6. Сурков Н. НАТО после Лиссабона. Источники разногласий и точки соприкосновения с Россией. // http://www.ng.ru/courier/2011-02-28/9_nato.html//
  7. Трубников В. И.. Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороне. Москва. ИМЭМО РАН. 2011
  8. Юргенс И.Ю., .Кулик С.А.О перспективах развития отношений России и НАТО. 2010.

 



[1] Организация Североатлантического альянса. Отношения НАТО с Россией. http://www.nato.int/cps/ru/SID-AB4907FC-EB2526BC/natolive/topics_50090.htm?//
[2] Информационное бюро НАТО в Москве. Отношения НАТО с Россией. //http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm?//
[3] И.Ю. Юргенс, С.А .Кулик.О перспективах развития отношений России и НАТО. 2010.
[4] И.Ю. Юргенс, С.А .Кулик.О перспективах развития отношений России и НАТО. 2010
[5] Международно-правовые вопросы борьбы с терроризмом в евроатлантическом регионе.
// http://www.dissercat.com/content/mezhdunarodno-pravovye-voprosy-borby-s-terrorizmom-v-evroatlanticheskom-regione//
[6] Совет Россия – НАТО. // http://natomission.ru/cooperation/nrc//
[7] В. И. Трубников. Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороне. Москва. ИМЭМО РАН. 2011
[8]О партнерстве Россия – НАТО. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
[9] Отношения Россия — США после «перезагрузки»: на пути к новой повестке дня. Взгляд из России. Доклад российских участников Рабочей группы по будущему российско - американскиx отношений.
[10] Отношения Россия — США после «перезагрузки»: на пути к новой повестке дня. Взгляд из России. Доклад российских участников Рабочей группы по будущему российско - американскиx отношений. [11] См. там же.
[12] Организация Североатлантического альянса. Отношения НАТО с Россией.// http://www.nato.int/cps/ru/SID-AB4907FC-EB2526BC/natolive/topics_50090.htm?//


blog comments powered by Disqus