ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

07.02.2013Бондарь А. А.

Бондарь А. А. ,
студент СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Взаимодействие по борьбе с терроризмом на пространстве СНГ

    В последнее время проблема терроризма стала весьма актуальной для СНГ. Эта проблема нашла свое выражение во многих совместных документах, протоколах, принимаемых на самом высоком уровне в рамках содружества: Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества, Договор о сотрудничестве в охране границ государств участников Содружества независимых государств с государствами, не входящими в Содружество, и другие), в которых государства СНГ декларировали свою готовность к тесному сотрудничеству в области противодействия террористическим угрозам.

  Следует обратить внимание, что осуществление борьбы против террористической угрозы осложняется целым рядом факторов: социальных, экономических, геополитических, идеологических, которые проявились после распада СССР. Изменившаяся политическая ситуация толкает новые государства пересматривать своих врагов и союзников. Однако этот процесс становится заразительным и для определённых социальных групп населения социальных, этнических и политических групп в самих этих странах, что находит выражение в разрастании сепаратистских процессов,  обострении  межнациональных отношений, росте социальной напряженности, возникают экстремистские общественные движения политического, националистического и клерикального толка, усиливаются  дезинтеграционные  процессы. Таким образом подобная ситуация является весьма благоприятной для разрастания террористической угрозы и как следствие всех вытекающих отсюда последствий.

     Характерно, что криминальные структуры в СНГ не торопятся разрывать уста­новившиеся между ними криминальные связи. В отличие от государственных чиновников они укрепляют взаимодействие в рамках СНГ, активно и эффективно используя в своих корыстных интересах и территорию Содружества, и недостаточный уровень взаимодействия специальных служб и правоохранительных органов. Что же можно сегодня сделать для активизации совместных усилий по борьбе с терроризмом? Нужна выработка и принятие единых критериев оценки терроризма и террористических проявлений в границах СНГ, сближение антитеррористических законодательств стран СНГ, активизация мер созданию объединенного банка данных по субъектам террористической деятельности, фактам незаконного оборота оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных средств совершения актов терроризма, принятие единых методик проведения контртеррористических   операций   и   осуществления   переговоров   с террористами, регулярное проведение конференций, семинаров, рабочих встреч специалистов, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом, обмен методической литературой по отдельным аспектам антитеррористической деятельности, командирование профессорско-преподавательского состава и специалистов для обучения и подготовки коллег по проблемам терроризма в дружеских государствах, выработка единой технологии освещения проблем противодействия террористическим угрозам в средствах массовой информации и т.д. Положительным примером подобного взаимодействия является создание антитеррористического центра СНГ, который был создан 21 июня 2000 года. Также стоит учитывать опыт иностранных партнеров.

 В 1996 была разработана программа "Развитие контрразведывательного и антитеррористического сознания", направленная на формирование у населения взглядов и настроений, способствующих решению сотрудниками ФБР стоящих перед ними задач по борьбе с терроризмом. Ряд мер антитеррористической направленности был принят в МВД Франции в 1997 году. Эти меры предусматривают усиление режимов безопасности на уязвимых в террористическом отношении объектах, а также контроля полиции и некоторых спецслужб за обстановкой во французских городах и населенных пунктах. В Германии подобными проблемами занимается Федеральное Ведомство по охране конституции. Эта работа осуществляется по следующим направлениям: издание брошюр об экстремизме, терроризме и расовой нетерпимости, проведение социальных исследований для выявления угрозы экстремизма и насильственных преступлений, проведение семинаров для преподавателей, студентов, журналистов и издателей.

 Вероятно, СНГ следовало бы присмотреться к накопленному положительному опыту профилактики террористических проявлений за рубежом, а кроме того востребовать и тот огромный по­ложительный  потенциал, что был накоплен отечественными органами внутренних дел и безопасности в сфере профилактики преступлений в прежний' годы.

Список литературы:

1) Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций (Резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи, приложение). Режим доступа:  http://www.un.org/russian/terrorism/strategy_resolution.shtml .

2) Лапенко М.В.  Содружество Независимых Государств и Страны Балтии. Саратов:Изд-во Сарат. Ун-та, 2006.

3) Ольшанский Д.  Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.

4) Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. Режим доступа: http://www.twirpx.com/about/search/?searchid=139800&text=%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

5) http://www.cisatc.org/ сайт антитеррористического центра.

 

blog comments powered by Disqus