ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

26.04.2012Булавина Е.С., г.Екатеринбург

Булавина Е.С.
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
г.Екатеринбург

 Миграция в глобальном мире

Население мира пребывает в постоянном движении. Причины такого движения могут иметь самую разную природу: политическую, экономическую, социальную, психологическую. На решение изменить страну проживания может повлиять множество факторов, но есть ли в этой множественности какая-то единая цепочка причин, которые заставляют население покидать родные места и переезжать в другую страну?

Для понимания необходимо рассмотреть понятийный аппарат исследуемой проблемы.

Прежде всего, миграция – это  добровольное перемещение населения через государственные границы с целью постоянного или временного проживания на территории другой страны, бывает двух видов:

1)      Эмиграция – выезд населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания  в другой стране;

2)      Иммиграция – пребывание населения в данную страну из-за границы.[1]

Миграцию в современном обществе следует рассматривать как частичный ответ на проблемы, связанные с политическим, экономическим и демографическим неравенством стран мира[2]. Тот факт, что одни регионы мира относятся к числу богатых и развитых, а другие остаются бедными, политически нестабильными, оказывает и будет оказывать сильное воздействие на географическую мобильность.

Районом самых масштабных эмиграций по политическим причинам является Африка и Ближний Восток. За примером не нужно далеко ходить – 17 января 2012 года произошло вооруженное столкновение племен в Южном Судане, а так же непрекращающиеся волнения в Сирии, которые  повлекли смерти местного населения, вовлеченных в зону конфликта. Недавние события – это лишь один из тысячи примеров неблагоприятного для жизни положения в Африке, стоит так же учесть  экономическую отсталость материка, развитие эпидемий, бедность и т.д.  Совокупность этих условий вызвала мощнейший отток населения из этого региона. Весной 2011 года в результате волнений на Ближнем Востоке и Севере Африки основной «удар» на себя приняла Европа – Италия и Франция практически «задыхались» от наплыва  иммигрантов.

Проблема очень ощутима для принимающих европейских стран, так как в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев, принятой 1951 году Генеральной Ассамблеей ООН, любая из договорившихся стран обязана оказать приют для лиц, получивших статус беженцев[3]. Обязанность во многом приравнять возможности данной категории лиц к  возможностям и привилегиям граждан влечет за собой существенную нагрузку на бюджет страны. Несмотря на это, не стоит забывать, что в целом миграционный процесс достаточно многогранен и имеет не только негативные последствия.

Для стран-доноров существует относительно небольшое количество положительных черт. Они получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов, причем страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы.   К тому же, мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности и сбережения. Несмотря на это, страна-донор вынуждена бороться с утечкой умов за границу, старением, депопуляцией и феминизацией населения.

С другой стороны, принимающая страна сталкивается с проблемами куда более серьезными. Например, с чрезмерным разрастанием крупных городов, этническими конфликтами, ростом преступности, смешением этносов и национальностей, увеличением расходов муниципалитетов на поддержание правопорядка. Важным последствием так же является наличие нелегальной миграции лиц, нарушивших правила въезда на территорию страны, либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью. Доходы, получаемые нелегальными иммигрантами, не облагаются налогами, что означает упущенную финансовую прибыль для страны.

Однако не следует забывать, что трудовая сила иммигрантов позволяет параллельно с высокотехнологичными отраслями производства развивать отрасли недостаточно привлекательные для местного населения, например, тяжелое машиностроение. В экономическом смысле сравнительно невысокая оплата труда работников-мигрантов позволяет работодателям сдерживать заработную плату в целом для всего персонала. С финансовой точки зрения для государства выгода очевидна – привлекая высококвалифицированные кадры из-за рубежа, оно экономит средства бюджета на обучение специалистов. 

Глобальные последствия международной миграции являются в целом положительными. Международное перемещение рабочей силы влияет на развитие передовых районов мира, так как обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Еще одним результатом глобальной миграции является  концентрация  экономически активного населения в мировых финансовых и экономических центрах.

На фоне последних событий международная миграция приобрела несколько новых тенденций. Волнения на Ближнем Востоке, территориальные конфликты в Африке, на Балканах, неудовлетворительная экономическая обстановка в странах СНГ и многие другие проблемы современности способствовали увеличению доли вынужденной и нелегальной миграции. Больше всего от этого страдает Европа. Миграция в этот регион связана с серьезными различиями в экономической, демографической и политической сферах между ЕС и соседними странами. В то время как ЕС является относительно богатым и политически стабильным регионом мира, соседние страны, расположенные к югу и юго-востоку от Европы, гораздо беднее и остаются политически нестабильными.     Миграционные вопросы для Европейского Союза на данном этапе стоят действительно остро: по данным Европейского агентства пограничной охраны Frontex, на данный момент, на территории ЕС проживает пятая часть всех мигрантов земного шара[4]

Для решения этой проблемы необходимо помнить, что миграции для одних стран имеет положительный эффект, для других – отрицательный, поэтому решение этого вопроса должно быть так же многогранным и комплексным. Совершенно очевидно, что мера по снижению эмиграции из одной страны создаст неблагоприятный эффект для других стран в виду глобализации и интернационализации международных связей, поэтому общим знаменателем в борьбе с этой проблемой должны стать мероприятия, направленные на создание условий, в которых от географической мобильности выигрывают все участники процесса. Например, провести разработки и последующее введение логически связанных миграционных правил, а также политики интеграции и предоставления гражданства. Необходимо влиять на состав мигрантов и обустраивать тех, кто будет оставаться на длительный период времени, чтобы управлять этими процессами в интересах, как мигрантов, так и местных жителей.

 Правовой основой для реализации данного метода не только может, но и должна стать Конвенция ООН о статусе беженцев. Данный международный правовой акт закрепляет возможности вынужденных переселенцев, а так же лиц, которым по той или иной причине необходимо покинуть страну своей гражданской принадлежности и искать убежище в другом государстве (то могут быть преследования по признаку расы, вероисповедания и т.д.). Эффективность действия конвенции была в значительной степени подорвана многочисленными оговорками, где государства-участники ограничили применимость некоторых обязательств ссылками на необходимость сохранения определенных национальных и религиозных учреждений и обычаев[5].

В связи с этим, другой правовой документ – Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, вступившая в силу 1 июля 2003 года – является более современным и объективным документом, регулирующим проблемы миграции.

В российском законодательстве Конвенция ООН нашла отражение в Федеральных законах N 4528-1 «О беженцах»[6], а так же N 4530-1 «О вынужденных переселенцах»[7]. Данные правовые акты регулируют процесс признания лица беженцем или переселенцем, а так же закрепляют его права, обязанности и условия нахождения на территории Российской Федерации.

В настоящее время оба закона не являются универсальными средствами обеспечения комфортабельных условий проживания и жизнедеятельности беженцев и переселенцев в России. В связи с тем, что формулировки статей закона являются довольно неточными, например: «Строительство (приобретение) жилых помещений в целях формирования фонда жилья для временного поселения, их эксплуатация и использование, оперативное управление ими осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации»[8], качество и условия жизни беженцев остаются полностью нерегламентированными и на практике являются непригодными для нормальной жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют различные заявления в СМИ, например по данным Русской службы BBC «Обитатели единственного в России центра для иностранцев, обратившихся за политическим убежищем и не имеющих средств к существованию, жалуются на бесправие и нищету. Они живут в старых строительных вагончиках с щелями в стенах и протекающими крышами, вдали от центров цивилизации»[9].

Подобные факты говорят о том, что в настоящее время российское законодательство в сфере регулирования жизни беженцев и переселенцев существенно недоработано и не обеспечивает в полной мере их права и обязанности, обусловленный Конвенцией ООН.  

Несмотря на прорехи в законодательстве, есть так же другое решение проблемы нелегальной и вынужденной миграции – повышение уровня жизни в странах с наивысшими показателями эмиграции. Этот метод является не просто «косметическим», а основательным и фундаментальным. Обоснованием этого является то, что сама сущность проблемы миграции рождается на уровне стран с неразвитой экономикой, улучшение в них условий жизни позволит устранить причины, а не просто следствия глобальной миграции.

  Предлагаемое решение позволит создать равномерное распределение всех видов ресурсов (природных, трудовых, капитальных, предпринимательских) среди большинства стран. Основным последствием таких преобразований станет сокращение разрыва экономической развитости между регионами. Уравнительный характер мер позволит создать для стран с наивысшими показателями эмиграции благоприятную экономическую конъюнктуру, а так же повысить для местных жителей привлекательность проживания на данной территории. В таких условиях у населения практически не будет экономических мотивов для миграции за рубеж, т.к. уровень развитости экономик в мировом масштабе будет колебаться незначительно.

Для того, чтобы добиться описанного результата, на мой взгляд, необходимы меры международного характера, природа которых будет сродни природе инвестиций. В этом случае, без капитала развитых стран  не обойтись, однако, это должны быть оправданные вложения в будущее всего мира. Стоит учитывать, что помощь не должна быть безвозмездной и как любые инвестиции  впоследствии должна принести доход тем странам, которые вложили свои деньги.

Решение экономического вопроса в проблеме миграции вполне вероятно повлечет за собой и решение политического, так как гражданские и территориальные войны происходят по причинам наличия или нехватки того или иного вида ресурсов в стране или регионе, а так же неудовлетворительным уровнем экономики. Нормализация экономической обстановки в странах поспособствует и стабилизации политических режимов в них.

Стоит отметить, миграция значительно увеличивается за счет политического. экономического, географического неравенства различных частей мира. Именно этот дисбаланс заставляет людей быть недовольными своей жизнью и смотреть в сторону тех стран, где уровень жизни лучше, а сама жизнь – стабильней.

На мой взгляд,  это есть одна из глубинных проблем миграции экономически активного населения в неразвитых странах. Географическая мобильность в глобальном мире, даже, несмотря на устранение ее экономической и политической причин, не сможет стать исключительным явлением. Она всегда будет в той или иной степени, и, вероятно, даже при равенстве экономической развитости и богатства стран мира, будет преобразоваться в новый вид и всегда существовать. Вероятно, мигрировать в другую страну станет сложнее и причины для подобного решения тоже изменятся, но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что миграция – это необходимый и неизбежный процесс в условиях интенсификации международных связей.

 


[1] Мировая экономика под редакцией доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова, Москва, 2010.

[2] «Проблемы и перспективы развития международной миграции в ЕС, входящих в него государствах, в соседних странах и регионах: вопросы политики», Роберт Холзманн, Рэйнер Мюнз, Институт перспективных исследований 2-ой Стокгольмский семинар по режимам глобальной мобильности населения

[3] Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года
[4] Annual Risk Analysis 2011, режим доступа: http://www.frontex.europa.eu/situation_at_the_external_border/art23.html 

[5] «Некоторые вопросы совершенствования международно-правовой защиты прав личности» ,Сергей Беляев, международный эксперт Московского бюро по правам человека, доктор права, магистр права и дипломатии (Флетчеровская школа права и дипломатии, Бостон) 

[6] Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.07.2011) "О беженцах". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Российская газета", N 126, 03.06.1997 

[7] Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1  "О вынужденных переселенцах".  Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ведомости СНД и ВС РФ", 25.03.1993, N 12, ст. 427. 

[8] Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.07.2011) "О беженцах", статья 11

[9] «Политические беженцы в России живут в страхе», BBC Russian, 20 апреля 2011 г. 


blog comments powered by Disqus