ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

04.05.2016Александр Чукаев, Тульская область

«Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?» - Конкурсная работа.

Чукаев Александр,
Председатель Регионального отделенияв Тульской области,
Общероссийская общественная организация«Инвестиционная Россия»,
пос. Бородинский
Тульская область

 Эссе на тему:
«Кризис системы европейской безопасности:
возможности для взаимодействия или риск конфронтации?»

«Кризис европейской безопасности, всей системы европейской
безопасности возник не в результате украинских событий, а, наоборот,
украинские события стали отражением глубинных противоречий,
которые накапливались в Евроатлантике, когда после завершения «холодной войны»,
как было объявлено, были согласованы громкие декларации о том, что б
езопасность должна быть единой и неделимой для всех государств Европы,
на деле этого не происходило»
[1].

Сергей Лавров, из выступления на брифинге
в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи
Организации Объединённых Наций, 26 сентября 2014 года.

 

Вопросами строительства эффективной системы европейской безопасности долгое время занимаются дипломаты из множества государств и международных организаций и это естественное явление, так как она требует периодической трансформации в соответствии с новыми внутренними и внешними вызовами и угрозами.

С точки зрения международного права система европейской безопасности относится к региональным системам поддержания международного мира и безопасности, создание которых допускается Уставом ООН. Под региональной системой безопасности понимается совокупность принципов и норм, а также структура, действующие в пределах определенного международным соглашением региона и регулирующие сотрудничество государств региона в области поддержания мира и безопасности [2].

В свою очередь понятие «кризис системы безопасности» подразумевает то, что серьезное изменение существующей системы безопасности требует консенсуса всех ее участников. Но, если действующая система не удовлетворяет хотя бы некоторых акторов, это уже может свидетельствовать о необходимости перемен, о кризисе всей системы. Определение термина «кризис» предполагает некий переломный момент, время резкого изменения [3].

В последние годы количество факторов оказывающих существенное влияние на европейскую систему безопасности многократно увеличилось, среди этих факторов можно отметить события арабской весны 2011 года и их последствия, среди которых особенно выделяются гуманитарная катастрофа в Сирии, а также массовый наплыв мигрантов на территорию Европы и формирование условий в которых стали развиваться такие террористические организации, как Исламское государство. Следующими не менее важными факторами являются военный конфликт на Юго-Востоке Украины и террористическая атака на Европу.

Если развивать тезис из выступления Сергея Лаврова, который процитирован в начале этой работы, то его можно экстраполировать на все эти факторы и заявить о том, что они не являются причиной кризиса системы европейской безопасности, его истинной причиной являются накопившиеся противоречия в политике строительства этой системы.

Ведь очевидно, что если бы европейские власти еще в 2011 году задумались о последствиях своего участия в военной операции в Ливии и поддержке «Свободной сирийской армии» в Сирии, то они бы смогли спрогнозировать результат своих действий и увидеть что это приведет к формированию мощной угрозы для системы европейской безопасности. Сейчас Европа пожинает плоды своих действий, выраженные в виде мощного миграционного потока и беспрецедентных террористических атак.

Ведь руководство европейских стран еще в 2013-2014 гг. могло не содействовать эскалации процесса государственного переворота на Украине и не допустить дестабилизации ситуации в стране.

Но европейские власти сделали все наоборот. Именно эта неправильная политика и стала реальной причиной кризиса, который сейчас испытывает система европейской безопасности.

Разбираясь в вопросе «чем является этот кризис, риском конфронтации или возможностью для взаимодействия», для себя я сделал вывод, что каждый вариант развития событий необходимо проанализировать.

Соответственно безусловным является то, что это риск для конфронтации, в первую очередь с Россией, политика Европы в отношении Ливии и Сирии, серьезное обострение отношений с Москвой на фоне «Крымского кризиса» поспособствовали этой конфронтации.

В тоже время последствия всех этих событий дали осознание невозможности построения только своими силами при поддержке НАТО эффективной и способной противостоять внешним и внутренним вызовам и угрозам системы европейской безопасности без участия в этом процессе Российской стороны и ОДКБ. Именно этот факт и является возможностью для конструктивного взаимодействия с Российской Федерацией и причиной для взаимной отмены торгово-экономических и иных санкций и возобновления военного сотрудничества и сотрудничества в сферах региональной безопасности и совместного противодействия угрозе международного терроризма.

В итоге для меня оптимальным является второй вариант, а именно «Возможность для взаимодействия» и именно этом направлении должны развиваться отношения ЕС, НАТО и России.

В частности по этому вопросу мне импонирует позиция нейтральной Швейцарии, глава дипломатии которой заявил что «Безопасность не будет устойчивой в Европе, если все европейские страны, включая Россию, не будут в неё вовлечены. Безопасность, таким образом, должна быть с Россией, а не против России» [4] и нравятся слова канцлера ФРГ о том, что Европа "хочет совместно (с Россией) отвечать мировым вызовам". "Одни мы не можем идти этим путем". Она отметила, что архитектура европейской безопасности должна выстраиваться совместно с Россией, а не против нее [5].

Очевидно, что это мнение лишь узкого числа европейских политиков и общее мнение на этот счет иное, именно этот факт и осложняет ситуацию. К примеру Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг считает что именно военная деятельность России подпитала гуманитарный кризис в Сирии и привела к увеличению численности беженцев в Европу [6], а так же Россия уже долгое время пытается разделить Североатлантический альянс [7]. Наряду с этим ситуацию осложняют взаимные торгово-экономические и иные санкции, которые не способствуют поиску общего пути по выходу из кризиса системы европейской безопасности.

Для защиты своей точки зрения мной были подготовлены рад предложений и идей, направленных на реформирование системы европейской безопасности вывод её из текущего кризиса:

- Необходимо включение России в процесс создания европейской системы противоракетной обороны и придание этой системе статуса единой, т.е. управляемой Россией и НАТО на паритетных условиях;

- Требуется возвращение к работе над новым договором о европейской безопасности, который будет отражать позиции всех государств Европы и учитывать интересы ЕС и НАТО с одной стороны и интересы России и ОДКБ с другой т.е. отказ от «НАТО-центричной» системы;

- Имеет смысл разработка и запуск реформы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, так как она перестала быть эффективной международной структурой и более неспособна поддерживать европейскую безопасность на должном уровне;

- Нужно выработать общеевропейский путь по выходу из миграционного кризиса в Европе, с моей точки зрения необходимо оставить в европейских странах столько мигрантов, сколько позволяют возможности конкретной страны и это должны быть в первую очередь дети и высококвалифицированные специалисты, далее необходимо оказать финансовую помощь не европейским странам изъявившим желание принять у себя беженцев и отправить в эти страны оставшееся количество людей;

- Существует необходимость превращения некоторых развитых европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Норвегия и других в непривлекательные для мигрантов, чтобы у них не возникало желания пробраться на их территорию и рассчитывать на социальные гарантии предоставляемые в них беженцам, в частности серьезное секвестирование размера социальной выплаты и сокращение набора социальных гарантий до минимума;

- Продолжение недавно начатого сотрудничества с Россией по совместному и скоординированному уничтожению международных террористов в Сирии и объединение усилий в борьбе с Исламским государством;

- Налаживание работы по эффективной реализации минских соглашений и завершение процесса по урегулированию военного конфликта на Юго-Востоке Украины.

Следование всем этим идеям и предложениям с моей точки зрения позволит оставить те самые глубинные противоречия, о которых говорил Сергей Лавров в прошлом и создать такую систему европейской безопасности, которая не будет ориентирована не на один центр силы и будет учитывать все точки зрения.

Реализация всех идей и предложений представляется мне очень сложным набором действий, который требует нахождения множества компромиссов и уступок в ходе переговорного процесса, тем не менее, именно таким мне видится нахождение пути выхода из текущего кризиса системы европейской безопасности.

 ___________________________________________________________

[1] Министр Лавров: конфликт в Украине – не причина, а следствие кризиса системы европейской безопасности [Электронный ресурс] // Радио ООН: Офиц. сайт – 2014 – Режим доступа: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/175651/#.VuVPQmt-lyn – 12.03.2016.

[2] Колосов Ю.М., Кривчикова Е.С., Савасков П.В. Европейское международное право: учебное пособие // Колосов Ю.М., Кривчикова Е.С., Савасков П.В. –М.: Международные отношения, 2010. – С. 139.

[3] Уткин С.В. О кризисе системы европейской безопасности // Кризисные явления в мировой экономике и политике (Мировое развитие. Выпуск 6). 2010. № 6 – С. 199.

[4] МИД Швейцарии: Безопасность в Европе должна строиться при участии России [Электронный ресурс] // новостной сайт Russia Today на русском : Офиц. сайт – 2015 – Режим доступа: https://russian.rt.com/article/135818 - 12.03.2016.

[5] Меркель: ЕС хочет сотрудничать с Россией по вопросам безопасности [Электронный ресурс] // информационное агентство ТАСС: Офиц. сайт – 2014 – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1655650 - 13.03.2016.

[6] Столтенберг и Давутоглу обсудили мониторинг миграции и операцию ВКС РФ [Электронный ресурс] // новостной сайт Вести.ru: Офиц. сайт – 2016 – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2728483&cid=7 – 13.03.2016.

[7] Генсек НАТО обвинил Россию в попытке развалить альянс [Электронный ресурс] // телеканал РЕН ТВ: Офиц. сайт – 2016 – Режим доступа: http://ren.tv/novosti/2016-03-08/gensek-nato-obvinil-rossiyu-v-popytke-razvalit-alyans - 13.03.2016.

 

 

 

blog comments powered by Disqus