ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

11.04.2013Доманов Алексей Олегович, г. Москва

Перспективы сотрудничества России с ЕС и НАТО по борьбе с угрозами нелегальной миграции и трансграничной организованной преступности

Доманов Алексей Олегович,
студент 1 курса магистратуры «Зарубежное регионоведение» МГИМО,
стажёр-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

Перспективы сотрудничества России с ЕС и НАТО по борьбе с угрозами нелегальной миграции и трансграничной организованной преступности

В поиске «окон возможностей» для сотрудничества России с ЕС и НАТО автор предлагает социологический взгляд на национальную безопасность. Опросы общественного мнения позволяют нам понять, какие общие угрозы беспокоят граждан сейчас, а теория секьюритизации предполагает, что вскоре под давлением граждан борьбой с этими угрозами займутся правительства стран. Автор предлагает ряд мер и идентифицирует наиболее перспективные регионы взаимодействия партнёров в этих сферах.

***

Поскольку Россия настроена на сотрудничество с ЕС и НАТО, перед нами стоит цель поиска будущих сфер сотрудничества, прогнозирования "окон возможностей". Для сотрудничества в области безопасности нужно общее понимание угроз. Найти угрозы, на борьбу с которыми вскоре будет ориентирована политика безопасности России, стран ЕС и НАТО нам поможет теория секьюритизации.

В соответствии с этой теорией, восприятие угроз государствами, отражённое в доктринах и выливающееся в совместные операции, формируется "низовыми" политическими акторами. Так, граждане призывают своё правительство бороться с воспринимаемыми ими угрозами (perceived threats), и под этим давлением правительство включает борьбу с этими угрозами в свою политику безопасности. Действительно, применительно к Европе это утверждение косвенно подтверждается усилением озабоченности европейцев нетрадиционными угрозами безопасности с 90-х годов[1] и последовавшим расширением трактовок безопасности в Европейской стратегии безопасности 2003 года и Стратегической концепции НАТО 2010 года.[2]

Продолжая эту конструктивистскую логику перехода угроз из индивидуального беспокойства в политику безопасности государств или групп государств, можно предположить, что вскоре ЕС и НАТО будут заинтересованы в сотрудничестве с другими странами в тех областях, угрозы из которых их граждане воспринимают острее всего. Таким образом, было бы интересно рассмотреть угрозы, которые волнуют граждан России, ЕС и стран НАТО, а затем проанализировать перспективы сотрудничества в этих областях "от Ванкувера до Владивостока".

***

Наиболее важными проблемами своих стран граждане ЕС считают иммиграцию и преступность, если не брать экономические проблемы, решение которых входит скорее в сферу внутренней экономической безопасности и международного экономического регулирования и находится за рамками нашего прогноза изменения политики безопасности. На графике видно, что этим двум угрозам граждане ЕС придают гораздо большее значение, чем внешней политике. Более того, эта проблема не была полностью вытеснена из приоритетов граждан экономическими проблемами кризиса.

111

(ответ на вопрос Евробарометра «Какие две проблемы сейчас являются самыми важными для нашей страны?» после начала финансового кризиса в Европе)

Что касается граждан России и крупнейших стран НАТО, не входящих в ЕС, по которым мы располагаем сравнимыми данными (ответами на вопрос в той же формулировке) в последнем обработанном «Всемирном исследовании ценностей» (World Values Survey), для них наиболее важны, как минимум, угрозы преступности (22% в России, 18% в США и 23% в Канаде в 2006 году, а также 12% в Турции и 25% в Норвегии в 2007 году).

Таким образом, наши народы осознают большую значимость проблем иммиграции и преступности. Следуя теории секьюритизации, скоро пропорциональную значимость этим вопросам будут придавать наши государства. Действительно, поскольку в политической повестке дня эти проблемы удерживаются партиями, призывающими бороться с нелегальной миграцией и обеспечить порядок (европейскими, в т.ч., российскими, крайне правыми партиями, а также Республиканской партией США), после выхода из кризиса наши государства, скорее всего, вновь вплотную займутся этими нетрадиционными угрозами безопасности.

Казалось бы, здесь и открывается «окно возможностей» для сотрудничества, ведь к сфере внешней безопасности принадлежат такие взаимосвязанные аспекты данных угроз, как нелегальная миграция и трансграничная организованная преступность. Есть несколько аргументов за такое сотрудничество наших стран:

- укрепление доверия между странами;

- импульс сотрудничеству в смежных областях: за счёт связи иммиграционной угрозы с угрозой преступности, наркоторговлей, визовыми вопросами (эффект, сравнимый с «эффектом перелива интеграции»);

- поскольку страны могут чаще стремиться к политическому и полицейскому урегулированию конфликтов вместо военных операций, которые грозят дестабилизировать регионы и породить данные проблемы, поддержка таких «мягких» способов разрешения конфликтов будут способствовать увеличению роли ООН и, возможно, снижать вероятность нарушений международного права подобных операции в Ираке. Так, мы склонны позитивно оценивать вероятное сохранение расчёта Евросоюза на «мягкую силу» в Средиземноморье (например, Европейскую политику безопасности).

Можно предложить некоторые шаги в дополнение к уже ведущемуся сотрудничеству (например, в рамках строительства Общего пространства свободы, безопасности и правосудия России и ЕС). Возможна координация действий не только на этапе появления проблемы у границ государств, но и на этапе возникновения проблем за границей. Первым комплексом мер может стать:

- обмен опытом пограничного контроля (например, создание центров обмена опытом – centres of excellence)

- координация иммиграционной политики и гармонизация законодательства

- совместные усилия по борьбе с этими угрозами на глобальном уровне (в ООН, «Группе восьми» и «Группе двадцати»).

Во второй комплекс шагов входят меры, которые могут быть предприняты в отношении основных стран-источников угроз:

- совместное регулирование кризисов

- посткризисное урегулирование (например, обучение сотрудников органов правопорядка недееспособных государств)

- воздействие на эти страны с целью укрепления их пограничного контроля.

Однако существует ряд препятствий сотрудничеству по борьбе с этими угрозами:

- разные партнёры обращают внимание на разные источники угроз: беспокойство России вызывает иммиграция из стран СНГ и Афганистана, США – из Латинской Америки, ЕС – из Северной Африки.

- следовательно, страны ведут диалог по борьбе с угрозами нелегальной иммиграции, в основном, в рамках региональных институтов, а не на межрегиональном уровне (например, в рамках, Союза для Средиземноморья и НАФТА);

- неполная коммунитаризация иммиграционной политики стран ЕС, ведь Пакт об иммиграции 2008 года лишь координирует политику стран-членов. Таким образом, неясно, должна ли Россия вести переговоры по данным проблемам с наднациональными органами, межправительственными или на двустороннем уровне;

- координация политики безопасности наших стран не может снять все опасения населения, причины которых могут быть социально-экономическими (угроза безработицы вследствие притока мигрантов) или касаться проблем внутри ЕС (недовольство мигрантами из других стран-членов).

Эти препятствия осложнят сотрудничество на этапе борьбы с источниками угроз: будет трудно найти регион, одинаково важный для всех сторон. Легче найти регион, важный для двух, а не трёх партнёров (например, Афганистан, где партнёры могли бы содействовать повышению квалификации национальной пограничной службы, или страны «Восточного партнёрства»).

***

Итак, мы предполагаем, что вследствие роста обеспокоенности граждан России, государств ЕС и НАТО проблемами иммиграции и преступности возрастёт заинтересованность в сотрудничестве этих государств с другими странами для борьбы с нелегальной миграцией и трансграничной организованной преступностью. Такое сотрудничество выгодно для России по нескольким причинам. Нами был предложен ряд совместных действий не только на этапе появления проблемы у границ государств, но и на этапе возникновения проблем за границей. Однако существует ряд препятствий сотрудничеству по борьбе с этими угрозами, таких как географические различия источников угроз для партнёров и неполная коммунитаризация иммиграционной политики ЕС. В этих условиях наиболее перспективным представляется сотрудничество по данным проблемам между Россией и ЕС в регионах «Восточного партнёрства» ЕС и Афганистане.



[1] Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge, 2003. Pp. 356-360.

[2] См., например, Зепос Я-А. Оглянитесь назад, чтобы увидеть будущее // Международная жизнь. 2012. №1. С. 30-31.

blog comments powered by Disqus