ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

05.02.2016

Доверие и безопасность в понимании Запада и Востока

Алина Булатова
Студентка 1 курса магистратуры
СПбГУ
г. Санкт-Петербург

 Доверие и безопасность в понимании Запада и Востока

Сегодня можно признать, что отношения между Западом и Востоком проходят очередную стадию кризиса. Осмелюсь утверждать, что этот кризис стал выражением копившихся не один год и даже не одно десятилетие противоречий, вскрыл системные недостатки архитектуры европейской безопасности, которая, по сути, так и не была приведена в соответствие с возможностями, открывшимися после завершения эпохи конфронтации. А надежная архитектура немыслима без объединения усилий всех организаций, действующих на евразийском и евроатлантическом пространстве. Считаю, что Украина стала лишь тем полем, где выплеснулись накопившиеся противоречия и схлестнулись сферы влияния.

Сейчас принято говорить о недостатке доверия между сторонами. Воспользуемся определением, приведенным Еленой Алексеенковой: «Доверие в психологическом смысле слова является состоянием, когда один партнер имеет позитивные ожидания относительно мотивов и намерений своего контрагента и верит, что поведение контрагента не будет направленно на причинение ему вреда» [1]. В международных отношениях проблема недостатка доверия весьма актуальна. Исходя из того, что актор не обладает всей полнотой информации о другом акторе, может создаваться опасная ситуация, связанная с невозможностью точного прогнозирования поведения партнеров в той или иной ситуации, в связи с чем, ошибка в принятии решения и не та реакция, которую ожидали увидеть, приводят к усугублению конфликта.  Очевидно, что Россия и НАТО обладают потенциалом ко взаимному гарантированному уничтожению. Кроме того, исторически партнеры не доверяют друг другу. Они не располагают достоверной информацией о намерениях друг друга. В виду чего планы НАТО по ЕвроПРО заставляют Россию усомниться в заявлениях о ненаправленности данных баз против нее. С другой стороны, присоединение Крыма к России также настораживают страны Запада в отношении РФ.

Безусловно, между Западом и Востоком существует много недопонимания. Основную причину этого аналитики по обе стороны Атлантики видят в том, что подходы России и стран НАТО к вопросам безопасности глубоко расходятся. Существуют различия в интерпретации самого понятия безопасность. На мой взгляд, Запад ориентируется на многократное превосходство в силе над гипотетическим противником, безопасность воспринимается как ограждение себя от угрозы, превосходство над ней по силе и мощи. В России само слово «безопасность» направляет на отсутствие угрозы как таковой, т.е. необходима ее ликвидация для обеспечения защиты. Без взаимного признания и осмысления трактовок поиск компромисса видится весьма туманно. А его достижение на настоящем этапе, считаю, может приблизить к разрешению споров по вопросам безопасности и сотрудничества.

В связи с вышеупомянутым, рассмотрим подходы к определению самого концепта безопасность у России и НАТО, а также США.

Итак, исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, понимаем «национальную безопасность» как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [8]. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе, равенстве и взаимном уважении.

Понятие безопасности для НАТО постараемся вывести из «Стратегической Концепции Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора». Итак, основополагающим для НАТО остается обеспечение безопасности ее членов военными и политическими средствами. Безопасность стран-членов НАТО по обе стороны Атлантического океана неделима. Государства образуют сообщество, основанное на ценностях и приверженное принципам свободы личности, демократии, прав человека и верховенства закона. А значит, в понятие безопасность входит защита этих основ. Для обеспечения безопасности Североатлантический союз должен выполнять три ключевые задачи, являющиеся составными частями гарантий для его членов: коллективная оборона в соответствие со статьей 5 Устава, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества [7].

Теперь обратимся к тому, как безопасность понимают в США. «Для правительства США нет важнее обязанности, чем защита американского народа. Однако эти обязанности не заканчиваются на наших границах. Мы берем на себя ответственность по обеспечению международной безопасности»», - так заявлено в Стратегии Национальной Безопасности США от 2015 г. Обеспечение безопасности страны связывается с необходимостью американского лидерства перед лицом агрессии и в вопросах всеобщих ценностей. Важной составляющей является тесная поддержка союзников, особенно в рамках НАТО [9].

Можно заметить, что у России есть вполне конкретные определения того, что понимается под безопасностью и угрозами, в тоже время на Западе (НАТО, США) в документах не прослеживаются четкие формулировки, концепты весьма пространны. Однако стоит отметить, что Запад совершенно отчетливо дает понять, что для обеспечения собственной безопасности может вмешиваться в ситуации за пределами страны и организации. Соответственно, даже на таком уровне можно говорить о разных подходах к осознанию и интерпретации понятий. Можно говорить и о том, что было бы неплохо начать преодоление конфронтации и недоверия с того, чтобы сесть за стол переговоров и обсудить, как мы понимаем друг друга. Однако ирония заключается в том, что данный труд уже был проделан. В 2001 году даже был выпущен Словарь современных военно-политических и военных терминов «Россия – НАТО», согласно которому «безопасность – это условие или состояние дел, при которых страна (или группа стран) может защищать свои ценности от внешних угроз и рисков. Последние могут иметь военный или невоенный характер, проистекать из разных источников и зачастую с трудом поддаются прогнозированию. В этих условиях безопасность наиболее оптимально обеспечивается посредством широкого подхода, учитывающего важность политических, экономических, социальных и природоохранных факторов, в дополнение к традиционным военным аспектам, особое внимание при котором уделяется партнерству, сотрудничеству и диалогу между странами, разделяющими одинаковые взгляды» [6].

[Security – a condition or state of affairs in which a country (or a group of countries) can protect its values from external threats and risks. The latter can be of military or non-military character, can arise from different quarters and are often difficult to predict. In these circumstances, security is best ensured by a broad approach, one that recognizes the importance of political, economic, social and environmental factors in addition to traditional military aspects and that places a significant emphasis on partnership, cooperation and dialogue among like-minded countries]. [6]

Приводится и более краткое определение: «Безопасность – состояние надежной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [6]. 

[Security – the extent to which the vital interests of the individual, society and the state are reliably secure from internal and external threats]. [6]

Таким образом, основа для понимания друг друга создана, разработан целый концептуальный ряд для того, чтобы Восток и Запад могли принимать решения, полагаясь на взаимное понимание и отсутствие необходимости дополнительно выяснять, что же имели в виду партнеры. Но возможно политические лидеры попросту не хотят это замечать, преследуя собственные цели и национальные интересы государств в духе реализма. Или же все кроется в деталях? Расширенное определение безопасности из словаря завершается словами о диалоге между странами, разделяющими одинаковые взгляды. Получается, что взгляды все же оказываются неодинаковыми? Хотя какие могут быть различия во взглядах на угрозы, в равной мере грозящие всем, такие как, например, террористическая угроза или распространение ОМУ. Важно признать, основа для взаимопонимания создана, разработана, и на это не нужно ссылаться как на отговорку. Дело в желании и стремлении стран к сотрудничеству. Когда это появится, наладится и диалог.

 

Список источников и литературы:

  1. Алексеенкова, Е. Хаос и игра без правил: О современном кризисе доверия в отношениях России и Запада / Елена Алексеенкова, к.полит.н., программный менеджер РСМД, научный сотрудник Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО (У) МИД России // РСМД, 13 апреля2015. URL: http://russiancouncil.ru (дата обращения: 01.02.2016).
  2. Белобров, Ю.Я. Европейская безопасность на перепутье / Ю.Я. Белобров // Международная жизнь, №9-2013. URL: http://interaffairs.ru (дата обращения: 10.04.2015).
  3. Выступление Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.В.Змеевского на конференции «Роль ОБСЕ в противодействии современным террористическим вызовам», Интерлакен, Швейцария, 28-29 апреля 2014 года // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 13.04.2015).
  4. Котляр, В. О неделимости безопасности государств / Котляр В. // Электронное издание Фонд Стратегической Культуры, 10.07.2011. URL: http://www.fondsk.ru (дата обращения: 14.04.2015).
  5. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического сотрудничества от 27.05.1997. // Официальный сайт НАТО. URL: www.nato.int (дата обращения 11.04.2015).
  6. Словарь современных военно-политических и военных терминов «Россия – НАТО», - М.: «Издательство», 2001 г. – 743 с., С.34.
  7. Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора, утвержденная Главами Государств и Правительств в Лиссабоне, 19 ноября 2010 // Официальный портал НАТО. URL: http://www.nato.int (дата обращения: 31.01.2016).
  8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537 // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru  (дата обращения: 02.02.2016).
  9. National Security Strategy, February 2015 // Official portal for the White House.  URL: https://www.whitehouse.gov (дата обращения: 31.01.2016).
blog comments powered by Disqus