ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Екатерина Демина, работа на конкурс эссе 2019 года

Демина Екатерина Алексеевна
Студентка 1 курса
института иностранных языков Российского Университета Дружбы Народов,
г. Москва

Процессы, связанные с обеспечением безопасности в современном мире, переживают сложный этап, который во многом обусловлен сложностью политических процессов, как внутренних, так и внешних, в странах, которые являются главными акторами в вопросах обеспечения глобальной безопасности, а именно Россия и страны НАТО.

После окончания Второй Мировой Войны Россия, входившая на тот момент в СССР, и страны НАТО, во многом в лице США, являлись двумя полюсами, которые определяли и выстраивали архитектуру безопасности во всём мире. На протяжении всего периода военного, политического, экономического и идеологического противостояния два блока решали вопросы в отношении безопасности с помощью системы договоров, что и определяло, по каким принципам и в каком направлении будет развиваться не только военно-промышленный комплекс США и России, но также экономические и политическое процессы. Важным моментом в этих двухсторонних отношениях являлось создание ОБСЕ. Создание данной организации стало важным аспектом построения сотрудничества между странами, укрепления безопасности и снижению уровня напряжённости. Однако с момента заключения Хельсинского Заключительного акта в 1975[[1]] году прошло уже более сорока лет. За это время в мире изменилась не только расстановка сил на международной арене, произошёл ряд экономических изменений, изменились и виды вооружений. Новые технологии активно внедряются в военную сферу, и их возможное воздействие вызывает ряд опасений, как у правительств, так и у военных экспертов. В настоящее время дискуссии сосредоточены на четырех областях: смертоносное автономное оружие, биотехнологии, кибероружие и новые ракетные технологии. Для большинства из этих технологий не существует международных правил. Это происходит на фоне общего кризиса международного режима контроля над вооружениями и потенциальными последствиями, которые могут стать препятствием в вопросе продления нового договора СНВ, срок действия которого истекает в 2021 году.[[2],[3]] Некоторые эксперты уже говорят о полном развале режима контроля над вооружениями и предупреждают о всеобщей милитаризации международных отношений.  Недавнее расторжение одного из основополагающих договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), [[4]] а также постоянная критика со стороны России и НАТО других договоров, которые долгое время определяли развитие процессов обеспечения безопасности, только подтверждает необходимость создания новой системы.  Именно поэтому вопрос относительно создания новой архитектуры глобальной безопасности с учётом произошедших изменений становится всё более актуальным.[[5]]

Основой создания новой архитектуры безопасности может стать система договоров между ключевыми акторами, одними из которых являются США, страны Европейского региона и Россия. Однако подобный процесс осложняется во многом из-за противоречий, которые сложились на сегодняшний день между этими акторами, а также экономическими и политическими процессами внутри государств.

Противоречия между странами обусловлены разным отношением стран, к процессам происходящим в мире. Многие аналитики и военные считают нынешнюю ситуацию тревожной, поскольку она несет в себе высокий риск непреднамеренной эскалации или случайного военного столкновения между Россией и Западом из-за просчета или неправильного толкования. Одним из ключевых событий последних лет, которое повлияло на отношения стран НАТО и России, стал Украинский кризис. События в Крыму и Донбассе с 2014 года бросают вызов европейскому порядку безопасности. В этом ключе группа из 20 специалистов в рамках российско-германского диалога смогла определить события, так называемые «слепые пятна», которые представляют собой разные взгляды сторон на коренные причины тех или иных событий. Россия, страны Европы и США имеют разные взгляды на те, или иные события, что часто становится основой противоречий и повышения уровня напряжённости. Специалисты выдели пять «слепых пятен» в повествовании тех или иных событий в Российском и Западном сторон, среди которых Чеченские войны, кризис в Югославии, а также политические процессы внутри стран.[[6]] Основные выводы, которые можно вынести из данного исследования, заключаются в том, что, во-первых, противоречия между государствами зачастую обусловлены разным повествованием тех или иных событий, а во-вторых, встречи на государственном уровне, зачастую,  являются обменом заявлений относительно событий или процессов, что не способствует конструктивному диалогу. Поэтому противоречивость в отношении разного рода кризисов, как например Украинского, только растёт, а проблема не решается. Непонимание сигналов и намерений другой стороны опасно и может быть компенсировано только усилением контактов между государствами. Тем не менее, эти контакты между руководством России и стран НАТО сокращаются.[[7]]

Экономические и политические процессы, как внутри государств, так и между ними, также играют немаловажную роль в процессе построения новой архитектуры безопасности. Сегодня государства сильно зависят друг от друга не только политически, но и экономически. От того в каком ключе развиваются экономические и политические связи и отношения между странами зачастую зависит процесс обеспечения безопасности. Развитие экономики во многом изменило расстановку сил в мире. Активно развиваются страны Азии и Ближнего Востока, что отражается на политических процессах. Ярким примером подобного процесса является Торговая война между США и Китаем, которая стала важным предметом обсуждений внутри США, как среди политических кругов, так и крупных корпораций.[[8]] Положение Европы сегодня в целом достаточно неустойчивое с точки зрения обеспечения безопасности. Ряд войн на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, стало причиной миграционного кризиса в ЕС. Несмотря на, что страны Европы не принимали активного участия в Сирийском конфликте, в отличие от России и США, тем не менее, они несут на себе бремя войны в виде беженцев, что негативно отражается на развитии экономики стран ЕС. Европа сегодня является промежуточным звеном между США и Россией, несмотря на то что, казалось бы, биполярный режим давно перестал быть тенденцией для международных отношений. Это заставляет европейских политиков задуматься о необходимости развивать самостоятельную систему обеспечения безопасности. Так, например, Германия, а также представители стран в рамках Еврокомиссии активно выступают за создание собственной армии Европейского Союза.[[9],[10]] Подобные заявления, безусловно, ставят вопрос относительно необходимости такой структуры, как НАТО. Однако появление армии в Евросоюзе, возможно скажется положительно на процессе формирования новой архитектурной безопасности. Во-первых, страны ЕС смогут высказывать свою позицию без опасений оказаться под давлением. Во-вторых, Европа сможет обезопасить себя от разного рода конфликтов и их последствий, как внутри ЕС, так и за его пределами. Экономические различия между странами Европейского региона также становится вызовом для всего ЕС. Различие между высоким уровнем жизни в странах Северной и Центральной Европы, и низким в странах Южной и Восточный Европы способствует дезинтеграционным настроениям в рамках ЕС. После Украинского кризиса Россия и стран ЕС ввели санкции в отношении друг друга, что сказалось на экономическом развитии российской стороны. С 2014 года заметно сократилось число политических,[[11]] яркий пример прекращение сотрудничества между Россией и НАТО, но также сократилось и число контактов в сфере экономики и бизнеса. Для экономики России, которая ориентирована на экспорт природных ресурсов, это является серьёзным вызовом. 

Подводя краткий итог, можно сказать, что вопросы относительно обеспечения безопасности и построения её архитектуры достаточно обширные и изучить и изложить их в рамках эссе достаточно непросто. Выше мы попытались обозначить актуальность процесса построения новой архитектуры безопасности с учётом изменений, которые произошли в мире за последние двадцать лет, а также изучить основные вызовы, которые стоят на пути данного процесса. Однако хочется отметить, что в современном мире на фоне противоречий, конфликтов, кризисов и постоянного нарастания уровня международной напряжённости, люди забывают о возможно более важных и общих для всего человечества проблемах, как например глобальное потепление, и других проблемах первопричиной которых является сам человек.

_______________________________

[1] Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2683339 (дата обращения: 05.06.2019)

[2] Трамп, СНВ-3 и американо-российские отношения. [Электронный ресурс] // Иносми.ру. URL: https://inosmi.ru/politic/20170210/238706499.html (дата обращения: 06.06.2019).

[3] Эксперт рассказал, почему выработка нового договора СНВ остается загадкой. [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190614/1555560724.html (дата обращения: 14.06.2019).

[4] Путин подписал указ о приостановке выполнения ДРСМД.
[Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/03/2019/5c7d2efd9a794785bc307091 (дата обращения: 14.06.2019).

[5] Liechtenstein S., Regulating new military technologies. [Электронный ресурс] // Security and Human Rights Monitor URL: https://www.shrmonitor.org/regulating-new-military-technologies/ (дата обращения: 08.06.2019)

[6] Russian-western blind spots: From Dialogue on Contested Narratives to Improved Understanding. Report. URL: https://www.inmedio.de/sites/default/files/russian_western_blind_spots.pdf (дата обращения: 08.06.2019)
[7] Liechtenstein S., Regulating new military technologies. [Электронный ресурс] // Security and Human Rights Monitor. URL: https://www.shrmonitor.org/osce-structured-dialogue-2019/ (дата обращения: 08.06.2019)
[8] США и Китай обложили товары друг друга пошлинами. Начало торговой войны? [Электронный ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/news-44497178 (дата обращения: 10.06.2019)
[9] Председатель Еврокомиссии призвал к созданию армии Евросоюза [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/08/03/2015/54fbe3869a794737204546c2 (дата обращения: 13.06.2019)
[10] Минобороны Германии поддержало идею о создании армии Евросоюза  [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/54fc4ed59a794779007c11b1(дата обращения: 13.06.2019)
[11] Грушко: отношения России и НАТО больше похожи на холодную войну. Сотрудничество прекращено [Электронный ресурс] // Вести.ru. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3137917  (дата обращения: 14.06.2019)