ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

20.06.2017

Екатерина Сидорова, Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы

Сидорова Екатерина
Студентка 3 курса
Факультета международных отношений
Амурского государственного университета
г. Благовещенск

        Отношения России и НАТО – один из самых любопытных и видных международных процессов в современном мире. Не только по авторитетности и числу причастных к нему участников, но и по важности решений, принимаемых в ходе взаимодействия и их результатам для всего мира. Совет Россия-НАТО действительно может оказывать влияние на творящееся в мире, меняя его в наилучшую сторону, делая надежнее не только для стран-участниц, но и для всего общества. Несомненно, иногда не получается добиваться компромисса и приходить к консенсусу, и не часто сотрудничество России и НАТО бывает результативным.

        Согласно Большому юридическому словарю «европейской безопасности» дается следующее определение – это комплекс совместно принимаемых мер всеми заинтересованными государствами по обеспечению мира и безопасности в Европе [1]. Нужно существенно осознавать, что вопросы, касающиеся европейской безопасности, обхватывают гораздо шире вопросов безопасности Европейского союза. Европейская безопасность включает в себя и проблемы безопасности ЕС, и проблемы отношений Европы и России, а также ряд других похожих проблем [2]. За последнее время появилось множество проблем, которые подрывают не только европейскую безопасность, но также и отношения между странами-участницами, однако сотрудничество по вопросу разрешения этих проблем проходит наиболее актуально и результативно несмотря на разногласия между членами.

        В течение более двух десятилетий НАТО стремилась к созданию партнерства с Россией, развивая диалог и практическое сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. Однако можно сказать, что чуть ли не ежегодно отношения России и НАТО обостряются все с новой и новой силой. 2008 год – война с Грузией в Южной Осетии; 2013-2014 – Украинский кризис, Евромайдан, аннексия Крыма, война на Донбассе; 2015 – сирийский конфликт, развертывание войск НАТО в Прибалтике. Указанные конфликты привели Россию к обострению связей со странами ЕС. Все благоприятное, что было сделано с Североатлантической организацией, развалилось. Вместо совершенствования сотрудничества и мер доверия члены НАТО взяли курс на противоборство.

        Так, с июля 2016 года Россия признана основной угрозой безопасности для НАТО, поэтому организация провозгласила новую политику – политику сдерживания России [3]. Согласно военно-политическому словарю, политика сдерживания – это разновидность внешней политики миролюбивых государств, основной целью которой является снижение уровня военной опасности, ограничение возможности осуществления агрессии, активное сдерживание агрессора от любых попыток военно-силовых действий и развязывания военных конфликтов и войн [4].

        Главным направлением трансформации Североатлантического альянса на настоящий момент можно назвать как «переформатирование» военного строительства НАТО и планирования под сдерживание Российской Федерации при содействии всех участников альянса на преобразование союза в универсальную организацию, способную к всеобъемлющему использованию силы.

        На сегодняшний день НАТО держит курс урегулирования проблемы сдерживания и отражения на так называемую российскую угрозу. Поэтому для достижения этих целей НАТО создает или уже применяет весь комплекс доступных мер, которые включают в себя увеличение ротационного пребывания коалиционных вооруженных сил, а также рост числа предметов предварительного складирования оружия и военной техники на территории стран Восточной Европы; формирование в странах Балтии и Восточной Европы несменяемых органов управления группировками ОВС НАТО, а также головных координационных центров по приему войск усиления; наращивание количества Сил реагирования НАТО, НСР до 40 тыс. человек (было 13 тыс.), «острием» которых становятся Совместные силы сверхбыстрого реагирования [5].

    В курсе разработки стратегии сдерживания огромную важность играет эскалация именно национальной территориальной защиты. А именно, устанавливается цель проработки распределений взаимодействия ОВМС стран региона, формирования расписания коллективных учений и разработки системы контроля и управления, которые в дальнейшем предназначены для использования общей работы флотов. В то время как пристальное внимание предполагается обратить на такие вопросы, как разведка и обнаружение целей, противолодочные системы и поиск морских мин.

        Стоит уделить внимание, что список крупных программ военного назначения, направленных на сдерживание России, ведет свое начало в рамках НАТО по крайней мере с саммита в Чикаго (май 2012 г.). Все это абсолютно не имеет никакого отношения ни к Крыму, ни к украинскому кризису. Не было бы этого, западные коллеги Российской Федерации изобрели бы или искусственно основали другой информационный повод. Поэтому на сегодняшний день некоторые страны Европы обсуждают в рамках заседаний о том, что следовало бы беспокоиться об укреплении мер доверия, хотя бы на субрегиональном уровне. Кстати, всё, что уже было старательно создано и показало свою результативность, уничтожил сам же Запад. Как отметил в одном из интервью постоянный представитель Российской Федерации при НАТО А. Грушко, «все профессиональные военные прекрасно понимают: новая реальность, которая создается натовским военным планированием, будет учтена и с нашей стороны» [6].

        В стратегии рассматривается, что участие России в некоторых коллективных мероприятиях по борьбе с терроризмом и оборотом наркотиков сейчас отходит на второй план перед тем, что Россия не проявляет уважения к независимости своих коллег в Европе и время от времени нарушает некоторые соглашения. И поскольку агрессия Российской Федерации угрожает союзникам и партнерам НАТО в Европе, то Европейское командование вооружённых сил США является главной силой Минобороны США для сдерживания дальнейших действий России по подрыву региональной безопасности. В стратегии также указывается, что Европейское командование ВС США будет участвовать в военных учениях в регионе. Наши союзники и партнеры в ряде регионов на протяжении длительного времени сталкиваются с российскими вызовами, так что это глобальный вызов, который требует глобального ответа [7].

        Растерянность, прослеживающая в каком-либо рассмотрении места России в Европе и Евразии, на самом деле совершенно обоснована: чересчур неясным представляется будущее России, ее соседей, потенциальных партнеров, союзников и соперников. Но в то же время с безусловной ясностью можно утверждать, что полномочия российских лидеров, военных и политиков в следующие годы и десятилетия подвергнется глобальной проверке непростым геополитическим положением и бесчисленными внутриполитическими вызовами.

        Прогнозировать курс развития России – задача в кажется трудной. В действительности же мало кто предчувствовал быстрый конец Советского Союза. Мало кто знал заранее, что крах государства будет совершаться более или менее спокойно. Мало кто мог предвидеть постсоветскую экономическую катастрофу, восстановление экономики десятью годами позднее и явившийся следствием после него экономический бум, многочисленные протесты 2011-2012 годов, войну на Украине и ожесточенный антизападный перелом в российской внутренней и внешней политике. Все эти случаи и изменения вместились в короткий в масштабах истории двадцатипятилетний отрезок времени.

        В дальнейшие десять-пятнадцать лет сравнимая по насыщенности цепочка событий в теории может полностью привести к распаду России на несколько государств, причем на территории некоторых из них сохранится ядерное оружие; к новой войне в Закавказье; к сближению с Западом, порожденный потребностью модернизации, помощи в развитии экономики и объединении запасов ядерного оружия в стране-правопреемнице России. В общем, точно предсказать будущее России невозможно.

        На мой взгляд, обоюдное сдерживание России и НАТО может обойтись уже установленными мерами и не нуждаться в дальнейшей эскалации. С начала украинского кризиса основной целью НАТО было проявить солидарность и предоставить обеспечение безопасности странам Восточной Европы, причем так, чтобы для Москвы это не казалось чересчур провокационно.

 _______________________________________

[1] Большой юридический словарь: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jurisprudence.academic.ru/8664. (Дата обращения: 8.04.2017).

[2] Нестеров А.Г. Европейская безопасность: вызовы и проблемы. // Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2008. С. 7.

[3] Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53883. (Дата обращения: 08.04.2017).

[4] Война и Мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь под общей редакцией Д. Рогозина [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.voina-i-mir.ru/article/70. (Дата обращения: 09.04.2017).

[5] Кучинская, Н.Е. Политика НАТО по сдерживанию России [Электронный ресурс] / Н. Е. Кучинская // Российский Институт Стратегических Исследований // Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/32045/. (Дата обращения: 10.04.2017).

[6] Александр Грушко: антироссийские фобии НАТО дипломатией вряд ли лечатся [Электронный ресурс] // Interfax // Режим доступа: http://www.interfax.ru/interview/548794. (Дата обращения: 11.04.2017).

[7] Военные США назвали приоритетом сдерживание «российской агрессии» [Электронный ресурс] // РБК // Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/27/01/2016/56a874839a7947d570a5b02b. (Дата обращения: 12.04.2017).

 

blog comments powered by Disqus