ru
Новости

08.07.2020

Екатерина Серова

Серова Екатерина
студентка 2 курса магистратуры
Институт истории, политических и социальных наук
Петрозаводский государственный университет
г. Петрозаводск

Надёжный партнёр США на Севере Европы:
некоторые аспекты военного сотрудничества с Финляндией (1992
2014)

Двустороннее сотрудничество Финляндии и США в области вооружений было оформлено подписанием Договора о принципах закупок оборонного оборудования 24 октября 1991 г. [2]. В 2008 г. был подписан новый Договор о закупках, вступивший в силу 3 октября 2009 г. Кроме того, с 1995 г. между правительствами обеих стран существует соглашение об обмене информацией в области исследований и разработок, включающее противоминные системы и технологии и управление надводных военных кораблей, [2] ― в действительности, секретной информацией оборонного значения. Подобное соглашение существует между Финляндией и Эстонией, подписанное в 2000 г. финским вице-адмиралом Ю. Каскеалой и заместителем канцлера минобороны Эстонии Ю. Барбо [1; 68].

Цель статьи — определить динамику двустороннего сотрудничества Финляндии и США в 1992―2014 гг. Для создания более глубокого понимания роли США в политике неприсоединившихся государств наш анализ построен на сравнении со шведско-американскими отношениями в области вооружений.

Поставки американских систем вооружений начались с июня 1992 г., когда правительство Эско Ахо закупило 64 американских истребителя F/A-18 Hornet. Отметим, что более достоверной является маркировка F-18 Hornet без «А» (букв. «атака»), поскольку на момент приобретения назначением истребителей была исключительно оборона воздушного пространства [1; 8―9].

Ситуация изменилась в 2012 г.: ВВС Финляндии приобрели у США крылатые ракеты класса «воздух-земля» AGM-158 JASSM, предназначенные для использования на истребителях в рамках программы обновления жизненного цикла. Известно, что Финляндия планировала приобрести систему JASSM ещё в 2007 г., когда ощущение российской угрозы возросло c «нормального уровня» до 20% [8; 124], но США отказались продавать ракеты, ссылаясь на важность соблюдения так называемого регламента модернизации оборудования. С введением системы оружия класса «воздух-земля» финские ВВС стали использовать маркировку F/A-18 Hornet [5; 9]. Таким образом, с точки зрения эксплуатационных возможностей Hornet объединил в себе характеристики двух разных классов самолетов (истребитель и штурмовик).

В докладе ведущего финского эксперта Ч. Салониус-Пастернака принятие системы JASSM на вооружение финских ВВС названо важной вехой за два десятилетия сотрудничества финских и американских властей по укреплению партнёрства между странами. Сделка вызывает некоторые опасения по поводу того, насколько политическое руководство имеет чёткое понимание важности приобретения. Дело в том, что ракеты могут достигнуть Санкт-Петербурга и Кольского полуострова, где расположены российские S-300 и S-400, дальность действия которых, в свою очередь, охватывает практически всё воздушное пространство Финляндии (Рис. 1) [7; 6―7]. Отметим, что ракеты JASSM преподносятся в Финляндии как средство сдерживания России.

В действительности, сама идея воздушной атаки со стороны Финляндии не поддаётся рациональному объяснению: страна просто не успеет задействовать свои немногочисленные ракеты в случае упреждающего удара с российской территории. Скорее всего, финским ВВС потребуется более длинная и быстрая рука типа AGM-154 JSOW или ракеты семейства ATACMS, которые уже планировалось принять на вооружение, но сделка сорвалась в 2014 г. по причине «высокой» стоимости ракет [4; 122]. Примечательно, в начале 1990-х гг. правительство не особо беспокоилось о том, что потратило 3,7% ВВП на закупку F-18.

Рис. 1. Радиус действия финских ракет JASSM и российских ЗРК S-300 и S-400. На карте не случайно отмечен Стокгольм ― один из пяти рубежей обороны с инфраструктурой систем разведки дальнего радиуса действия. Другие оборонительные зоны включают южное побережье Швеции (там находятся основные порты, важные для операций НАТО), Гётеборгская область на западе Швеции (это специальная зона для получения помощи от сил НАТО на основе соглашения о поддержке принимающей стороне 2014 г.), южно-центральная Швеция и Северная Швеция.

Финский политический деятель Юха Вуорио со ссылкой на книгу известного журналиста Пентти Саинио, название которой можно перевести как «Миллиарды, потраченные на армию», оценивает стоимость системы JASSM в 1,6 млрд. евро (примечательно, министерство обороны озвучило сумму около 180 миллионов евро) [7; 3], резюмируя, что государство без фактической надобности тратит миллиарды на развитие системы ПВО. В Финляндии большая часть оборонного бюджета, объём которого составляет 2,9 млрд. евро, «улетает», главным образом, в Соединенные Штаты. В подтверждение политик приводит слова представителя минобороны Финляндии Мика Варвикко, что почти все основные оборонные материалы были получены из Соединенных Штатов. В сравнении с оборонным бюджетом Швеции, объём которого составляет 4,6 млрд. евро, большая часть распределяется на поддержку внутренних авиационной и судостроительной отраслей промышленности [9]. В данном случае мы можем лишь отчасти согласиться, и напомним, что шведские истребители JAS 39 C/D Gripen на 50% собираются из комплектующих американского производства, а доля американского оружия в шведском импорте только за период 2010―2014 гг. в среднем составила 64% (для сравнения: доля США в финском импорте вооружений с начала 1990-х гг. составляет 52% (Рис. 2)) [3; 247―248]. Примечательно, согласно подсчётам американского центра стратегических исследований RAND, Финляндия, Швеция и Польша вместе могут обеспечить обороноспособность, равную или большую по объёму, чем у Германии [3; 14].

Добавим, что неотъемлемой частью двустороннего военного сотрудничества является обучение финских офицеров (и шведских) на специальных курсах и программах в США, которым по возвращении домой «рекомендовано» советовать национальным лидерам закупать американскую военную технику (англ. «Buy USA»). В 2014 г. 33 финна прошли такое обучение (объём финансирования составил 270 тыс. долларов), 2015―2016 гг. ― 104 финна (более 500 тыс. долларов) и 152 шведа (5 млн. долларов). В США также существуют курсы для посетителей Государственного департамента США «с целью обеспечения дипломатических усилий Вашингтона за рубежом» [6; 116―117]. Такие курсы прошли Саули Ниинистё, Тарья Халонен, Эско Ахо, Юрки Катайнен, Матти Ванханен, Пааво Липпонен.

Подобными дипломатическими усилиями США и НАТО склоняют «надёжных партнёров» к заключению внешнеполитических соглашений, например, по трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (в Финляндии и Швеции есть уникальные технологические ниши в оборонной отрасли, которые могут представлять интерес для американской промышленности), по расширению Государственной программы партнерства Национальной гвардии США в области кибербезопасности (на сегодняшний день Финляндия и Швеция не взаимодействуют с Нацгвардией в рамках партнёрств), изучаются возможности сотрудничества в области электронной разведки и управления (Швеция только однажды допустила разведывательные полёты НАТО AWACS в 2014 г., в Финляндии  прецедентов не было), а также космических  исследований центра Esrange в Швеции.

Резюмируя, отметим, что Финляндия с умеренно-положительной динамикой заменяет заброшенные советские системы вооружений американскими с момента осуществления сделки по закупке Hornet. Сегодня мы можем говорить об этом событии как о сигнале, имеющем политическую подоплёку, поскольку с 1992 г. возможности присоединения Финляндии к НАТО значительно возросли, в то же время сделка рассматривалась с точки зрения технических преимуществ нового оборудования. Представление о НАТО как программе войны отчасти сохранилось в Финляндии, и в качестве напоминания служит исторический эпизод о резком обострении советско-американских отношений в 1962 г., ставший своеобразным ответом на вопрос американского политика Роберта Тафта, «…что если Соединённые Штаты вооружат все страны вокруг России от Норвегии до южной Турции» [6; 124]. По отношению к России Финляндия продолжает занимать позицию ― чем лучше обороноспособность, тем меньше угроза военного нападения, ― и в целях поддержания приемлемого уровня обороноспособности отдаёт предпочтение закупкам «проверенных» американских технологий.

Список использованных источников и литературы:

  1. Килин Ю. М. Нейтральные государства на распутье: проблема вступления в НАТО Финляндии и Швеции / Ю. М. Килин // Современная Европа. [Москва], 2017. № 2. С. 65―77.
  2. Hallituksen esitys Eduskunnalle Suomen ja Amerikan yhdysvaltojen välillä tehdyn tutkimus- ja kehitystiedon vaihtoa koskevan sopimuksen muuttamisesta tehdyn sopimuksen hyväksymisestä ja laiksi sopimuksen lainsäädännön alaan kuuluvien määräysten voimaansaattamisesta ja sopimuksen soveltamisesta [Electronic resource]: Edilex. Electronic data. [Helsinki], 2010. URL: https://www.edilex.fi/he/20100112, free. (10.03.2020).
  3. NATO's Northeastern Flank: Emerging Opportunities for Engagement [Electronic resource] : RAND. Electronic data. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1400/RR1467/RAND_RR1467.pdf, free. Аналог печ. изд. (NATO's Northeastern Flank: Emerging Opportunities for Engagement / C. S. Chivvis, R. S. Cohen, B. Frederick. Santa Monica: RAND, 2014. 333 p.). (27.04.2020).
  4. Pesonen R. Nato hampaankolossa. Helsinki : Otava, 2015. S. 122.
  5. Rasku J. Risteilyohjuksen tuomat muutokset taktisten periaatteiden ilmenemiseen Suomen ilmavoimissa [Electronic resource] / J. Rasku. Electronic data. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/39963477.pdf, free. Аналог печ. изд. (Rasku J. Risteilyohjuksen tuomat muutokset taktisten periaatteiden ilmenemiseen Suomen ilmavoimissa. Helsinki: Maanpuolustuskorkeakoulu, 2014. 33 s.).
  6. Sainio P. Mihin Suomi tarvitsee Nato-yhteensopivaa armeijaa? // Vakaus Vaakalaudalla. Ajatuksia turvallisuuspolitiikkamme suunnasta. Helsinki: Into Kustannus, 2017. S. 113―135.
  7. Salonius-Pasternak C. Not just another arms deal [Electronic resource] / C. Salonius-Pasternak. Electronic data. [Helsinki], 2012. URL: https://www.fiia.fi/wp-content/uploads/2017/01/bp112.pdf, free. Аналог печ. изд. (Salonius-Pasternak C. Not just another arms deal. Helsinki : FIIA, 2012. 9 p.). (27.04.2020).
  8. Tarkka J. Venäjän vieressä. Suomen turvallisuusilmasto 1990—2012. Helsinki, 2015. 350 s.
  9. Vuorio J. Armeijan hukatut miljardit [Electronic resource] : Kaleva. Electronic data. [Oulu], 2016. URL: https://blogit.kaleva.fi/itsenaisyysmies/armeijan-hukatut-miljardit, free. (27.04.2020).