ru
Новости

08.07.2020

Елизавета Назарова

Назарова Елизавета
ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
Институт международных отношений имировой истории,
3 год обучения направления «зарубежное регионоведение»
Нижний Новогород 

Архитектура европейской безопасности и
перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС

На данный момент существует множество факторов, угрожающих состоянию и формированию Архитектуры европейской безопасности. Стоит сказать, что круг существующих проблем достаточно обширен: начиная с применения «фейк-ньюс» и «гибридных войн» и заканчивая постоянно-усиливающимся терроризмом. Во многих аспектах таких проблем сотрудничество Россия – НАТО – ЕС, несмотря на существующие противоречия, достигает достаточно важных мер и шагов. Тем не менее, мне кажется крайне важным сфокусироваться на проблемах и аспектах  нелегальной миграции и вопросах миграционных процессов, касающихся всех взаимодействующих сторон. Разумеется, в первую очередь, речь идет о нелегальной миграции в европейские страны, в ЕС, в целом, которая не прекращается даже в период «кризиса пандемии», и, с которой ЕС пытается бороться, как при поддержке НАТО, так и при содействии РФ.

В контексте миграционных процессов, ЕС добился значительных успехов с начала миграционного кризиса в 2014 - 2015 гг., но, тем  не менее, количество мигрантов, прибывающих в Европу, продолжает увеличиваться, при этом изменяется лишь путь приезда большинства мигрантов в ЕС. Если в начале кризиса основной поток мигрантов шел по центрально-средиземноморскому пути приезда, то на данный момент большинство мигрантов пересекают границы по западно-средиземноморскому и восточно-европейскому путям, что напрямую зависит от политической и военной обстановки в странах Африки, Магриба, и, в целом, Ближнего Востока. Согласно озвученной ООН информации, лишь за 2017 год около 60.000 африканцев пытались пересечь Средиземное море  на совершенно неприспособленных для таких мероприятий судах, более 1.800 из них утонули [4]. Нелегальные мигранты бегут из Ливии, Сирии, Эритреи, Нигерии, Сомали, где им грозят нищета, голод и смерть. В начале кризиса принимающие мигрантов страны (Испания, Италия) были настроены менее негативно, чем на данный момент; большинство морских границ было открыто. Затем был установлен «средиземноморский трафик» с выделением «фактора Каддафи», Италией принимались многочисленные меры для улучшения ситуации: денежные вложения в ливийскую береговую охрану и др., но все это не оправдало ожиданий.  29 июня 2018 года лидеры стран ЕС достигли соглашения по вопросам миграционной политики, чего требовало Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и Международная организация по миграции (МОМ).  16 июня Италия отказалась от приема судов с мигрантами, страна больше не хочет связываться с теми, кто перевозит в Европу нелегалов. Кроме того, Италия запретила спасателям помогать судам с мигрантами [3].

В 2016-2017 г. основной путь потока мигрантов сменился на восточно-европейский (но мигранты продолжали пользоваться и другими направлениями для пересечения границ). Это обосновывалось изменениями событий и накалом обстановки в ходе Гражданской войны в Сирии. В 2016 г. ЕС и Турция заключили сделку по беженцам, что в какой-то степени помогло стабилизировать обстановку в Европе; эту сделку также можно охарактеризовать как сотрудничество стран внутри НАТО, чему организация способствовала в целом. Кроме того, был установлен сбор информации и мониторинг кораблями НАТО в Эгейском море, а затем было развернуто боевое дежурство кораблей в территориальных водах Греции и Турции в Эгейском море, задачей которого являлась помощь Греции, Турции и ЕС в борьбе с торговлей людьми и преступными сетями, усиливающими распространение кризиса [7]. Механизм обмена беженцами между ЕС и Турцией начал работу 4 апреля 2016 г. В начале мая Еврокомиссия предложила снять визовые ограничения для турецких граждан, однако после отказа Турции изменять антитеррористическое законодательство (одно из условий соглашения), работа над отменой виз была прекращена. Данное соглашение подверглось критике и вызвало ряд вопросов у правозащитников, в частности у Amnesty International(известное как всемирное движение за соблюдение прав человека). Данное движение назвало соглашение между ЕС и Турцией безумием, «черным днем для человечества». «До сих пор не было ни одной жалобы на то, как Турция обращается с беженцами. Международные наблюдатели неоднократно отмечали, что Турция отменно справляется с ситуацией.

Важно отметить, что меры по борьбе с нелегальными мигрантами проводились не только в рамках НАТО и международного сотрудничества, но и в каждой отдельной европейской стране, принималось множество решений на национальных и местных уровнях. Стоит сказать, также, что процессы нелегальной миграции запустили и значительно усилили настроения евроскептицизма в Европе, но это лишь одно из последствий данных событий. Если до 2020 г. благодаря договоренностям внутри НАТО, т.е. между ЕС и Турцией поток мигрантов в какой-то степени удавалось контролировать, то текущие события абсолютно нарушают миграционную ситуацию архитектуры европейской безопасности. Ситуация в Сирии обострилась в феврале на фоне взаимных обстрелов турецких войск и сирийской правительственной армии в провинции Идлиб, после чего Турция открыла свои границы с Евросоюзом для сирийских беженцев. Фактически, это означает, то, что Турция отказывается от соглашения, заключенного в 2016 г., соответственно перед  ЕС вновь стоит угроза нелегальной миграции в страны, а в приграничных зонах продолжают усиливать свою работу преступные и рабовладельческие группировки.

Еще в 2016 г. множество экспертов говорили о том, что России необходимо воспользоваться примером достаточно негативной ситуации в Европе и выработать какие-либо превентивные меры с целью предупредить нелегальную миграцию в Россию. Предлагалось усилить пограничный контроль, повысить эффективность российской миграционной политики, отменить безвизовый режим с рядом стран. Несмотря на позиции большинства экспертов, на мой взгляд, участие  России в этом вопросе заключается совсем в другом. Россия участвует в военных операциях в Сирии еще с 2015 г., и, участие продолжается и в настоящий момент. Также, Россия выступила одной из первых, выразив желание, стать посредником между двумя враждующими сторонами в ливийском конфликте. Изначально, в январе 2020 г. лидеры РФ и Турции провели переговоры по ситуации в Ливии и призвали стороны к перемирию и срочным переговорам. Затем, огонь в стране был временно прекращен, а лидеры Фаиз Сарадж и Халифа Хафтар прибыли в Москву с целью проведения переговоров [2]. Несмотря на то, что итог переговоров ни к чему не привел, нельзя отрицать достаточно важные попытки российской стороны повлиять и урегулировать ситуацию в Ливии, что также и относится к сирийскому конфликту. В этом ключе можно проследить вполне четкую линию сотрудничества России – ЕС – НАТО, шаги и меры которого напрямую влияют на миграционную ситуацию в регионе.

Кроме того, кажется важным предложить создание совместного трехстороннего механизма РФ – НАТО – ЕС, изначально проработанного с юридической стороны, а затем примененного в практическом аспекте. В рамках предполагаемого нормативно-правового договора предлагается создание совместного патрулирования границ, в рамках которого будет установлена единая база миграционных данных с выделением экономических (трудовых) мигрантов и беженцев. Такая мера может помочь, во-первых, усилить трехстороннее взаимодействие, а, во-вторых, контролировать и распределять, как легальную, так и нелегальную миграционную обстановку в евразийском регионе.

Список источников и использованной литературы

الهجرة غير الشرعية عبر ليبيا.. معاناة إنسانية برسم التسعير.1. – Режим доступа: https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2015/05/2015511105445305355.html - Дата обращения: 28.04.2020.

وزير الخارجية الروسي احمَرَّ وجهه غضـ.ـباً من “حفتر” في موسكو.. لماذا؟ط.2  - Режим доступа: https://www.soshals.com/politics/30948/ - Дата обращения: 01.05.2020.

  1. Доклад председателя Комитета по санкциям по Ливии от 16.11.2017. – Режим доступа: https://www.undocs.org/ru/S/PV.8104 - Дата обращения: 29.04.2020.
  2. Доклад Совета Безопасности ООН о положении в Ливии от 27.11 и 31.11 2011г. – Режим доступа: https://www.undocs.org/ru/S/PV.6698 - Дата обращения: 01.05.2020.
  3. Коротаев А. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 г. - М. 2012.
  4. Лебедева М.М., Юрьева Т.В. Архитектура европейской безопасности: глобальный и региональный аспекты - Вестник МГИМО Университета. 2011. № 5 (20). С. 122-131.
  5. НАТО поможет противодействовать миграционному кризису в Европе – Режим доступа: https://www.grani.lv/world/65647-nato-pomozhet-protivodeystvovat-migracionnomu-krizisu-v-evrope.html - Дата обращения: 02.05.2020.