ru
Новости

08.07.2020

Елизавета Тунева

Тунева Елизавета
Выпускница 2019 года магистратуры историко-политологического факультета,
специальность - международные отношения, 
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
г. Пермь 

Многогранная безопасность: 
Архитектура европейской безопасности
и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС 


Крупные катастрофы, уже разорившие и
продолжающие разорять современный мир,
происходят от нежелания человека считаться с
законами природы, от нежелания понять, что голод
нельзя утолить, опустошая землю.

Жан Дорст 

«Skolstrejk för klimatet» – пожалуй, один из самых сильных и вдохновляющих лозунгов последнего времени. Все, у кого есть доступ в интернет, знают, что это означает школьную забастовку за климат, которую начала шведская школьница Грета Тунберг. Общество выражает разные и порой противоречивые реакции на эту инициативу, кто-то относится со скептицизмом и недоверием, или даже враждой. Тем не менее, становится очевидным факт необходимости предпринимать повсеместные меры по защите окружающей среды.

С моей точки зрения, экологическая безопасность является одним из самых важных элементов межгосударственных отношений, который довольно часто недооценивают. Именно поэтому в данном эссе я бы хотела показать, что экологическая безопасность – это не столько мода на eco-friendly товары или отказ от мяса в пользу вегетарианства, сколько комплексный и серьезный феномен, влияющий на многие аспекты жизни людей на разных уровнях.

В первую очередь необходимо указать, что экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1]. Сначала можно подумать, что это слишком обширная тема, или что она довольно сильно зависит от странового контекста, и следовательно, нет большого смысла обсуждать её на межгосударственном уровне.

На самом деле всё совсем иначе. В 2015 г. ООН огласила Цели устойчивого развития, которые планируется достигнуть к 2030 г. Эти цели очерчивают те сферы жизни человека, которые нуждаются в немедленном международном вмешательстве, помощи, чтобы весь мир смог гармонично развиваться и функционировать. Особый акцент делается на защите окружающей среды, что еще раз подчеркивает важность экологической безопасности.

Учитывая тот факт, что основополагающей ролью НАТО является обеспечение гарантии свободы и безопасности своих стран-членов политическими и военными средствами [2], то можно говорить о том, что экологическая безопасность попадает под категорию факторов, на которые необходимо обращать особое внимание.

По правде говоря, не думаю, что у основоположников и главных идеологов НАТО в 1949 г., когда организация только создавалась, стояли задачи сохранения окружающей среды или забота об экологической безопасности. В послевоенное время мир был другим, и приоритеты у мирового сообщества были расставлены иначе. С течением времени, под влиянием глобальных тенденций, НАТО также стала обращаться и к развитию невоенного сотрудничества, так называемой «мягкой силы», и даже выделила в своей деятельности «социальное» направление, в дополнение к «военному» и «политическому».

Одним из важнейших аспектов невоенного сотрудничества также является коллаборация в научно-технической сфере. Стоит отметить, что, например, НАТО и РФ успешно сотрудничают в этом направлении с 1998 г. Среди ключевых направлений сотрудничества можно обозначить защиту от химических, биологических, радиологических и ядерных веществ, транспортную безопасность, экологические вопросы, связанные с обороной, экологическую безопасность и эко-терроризм, прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий и катастроф [3]. Как можно заметить, все эти сферы деятельности представляют одинаковую значимость и актуальны как для стран-членов НАТО и ЕС, так и для РФ, что создает точки соприкосновения для сотрудничества.

Задолго до этого, еще в 1969 г. был создан Комитет по вызовам современного общества, целью которого было разрешение проблем, связанных с состоянием окружающей среды и качеством жизни [4]. В рамках работы данного Комитета проходит сбор и систематизация научных знаний, а также странам-участницам предоставляется возможность реализовывать инициативы на практике, кооперируясь с другими заинтересованными сторонами [5].

Но если о невоенном сотрудничестве говорят уже почти 50 лет, то почему же этот вопрос до сих пор является таким актуальным и, можно сказать, нерешенным? Неужели обострение региональной или национальной обстановки из-за исчерпаемости ресурсов и других проблем с экологией не заслуживают внимания [6]? Вполне вероятно, что причиной является сложность согласования интересов всех сторон, а также разные приоритеты у участников переговоров. Одним из самых ярких примеров являются переработка мусора и использование возобновляемых источников энергии – с одной стороны эти меры действительно снижают нагрузку на окружающую среду, следовательно, обеспечивают экологическую безопасность, с другой стороны, реализация таких проектов достаточно дорогая, и власти могут просто не считать это стоящим денег налогоплательщиков.

Если посмотреть на спектр стран – НАТО – ЕС – Россия – сразу бросаются в глаза их различия, экономические, политические, культурные. Вероятно, и приоритеты внутреннего развития этих государств чрезвычайно варьируются, что, в свою очередь, затрудняет процесс согласования тех или иных инициатив.

Получается, общество оказывается в замкнутом (?) круге, или даже в ловушке. Благодаря глобализации и цифровизации мы легко узнаем о новейших разработках в сфере энергетики, читаем, что возможно перерабатывать 97% пластика [7]. И в то же самое время мы способны анализировать ситуацию в стране, в которой живем, и делать выводы относительно того, «вписывается» ли страна в международные тенденции. Иногда такие несоответствия заставляют нас тревожиться и думать о том, что наша страна отстала от всего мира, и что нам безразличная природа и окружающий нас мир, а иногда заявления (оправдания?) политиков о том, что в стране есть более важные проблемы, которые требуют немедленного вмешательства – чаще всего связанные с социальной сферой – утешают нас и заставляют с ними согласиться, ведь все граждане хотят процветания и успеха своей страны.

Я думаю, что именно из-за таких случаев необходимо наличие политических партий, основной повесткой которых была бы тема экологии, всех её аспектов, чтобы проводить информирование населения и продвигать конкретные проекты на региональном и национальном уровнях. Возможно, в данном случае ЕС мог бы стать показательным примером, поскольку на его наднациональном уровне, в Европарламенте, представлена «Европейская партия зеленых», которая входит во фракцию «Зелёные — Европейский свободный альянс».

Говоря об экологической безопасности, я придерживаюсь позиции необходимости международного сотрудничества и кооперации. Глобальные проблемы требуют глобальных решений, поскольку они влияют на всех, и их невозможно решить в одиночку. В этом смысле логично рассуждать о том, что кооперация НАТО, ЕС и России была бы особенно успешна и могла бы послужить отличным примером для остального международного сообщества – особенно учитывая тот факт, что у всех трех акторов обширные связи с международными организациями и свои сферы влияния.

Я понимаю сложности, которые существуют в настоящее время между странами в связи с политическим и экономическим кризисами, и что они затрудняют конструктивный диалог. Тем не менее, хочется быть оптимисткой и верить в то, что диалог когда-нибудь начнется, и возможно именно с вопросов экологической безопасности. Однако я не считаю, что эти вопросы должны оставаться исключительной прерогативой политиков на высшем государственном и международном уровнях – с моей точки зрения, каждый осознанный гражданин несет личную ответственность за то, что происходит в окружающем мире, и поэтому мы должны высказываться по поводу предлагаемых направлений развития, и делать всё от нас зависящее, чтобы заботиться друг о друге и о природе. 

Список источников и литературы

[1] Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Экологический портал Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL:  http://www.infoeco.ru/index.php?id=58

[2] NATO checklist [Электронный ресурс] URL:  https://www.nato.int/nato-welcome/files/checklist_en.pdf

[3] Отношения НАТО с Россией [Электронный ресурс] URL: https://www.nato.int/nio/docu/2011/07/relations-nato-russia.pdf

[4] Качалова Т.Г. Научное сотрудничество стран-членов НАТО как важный фактор евроатлантического партнерства // АПЕ. 2002. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-sotrudnichestvo-stran-chlenov-nato-kak-vazhnyy-faktor-evroatlanticheskogo-partnerstva

[5] Качалова Т. Г. Экологическая проблематика в деятельности НАТО: роль Комитета по вызовам современного общества // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 1998. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-problematika-v-deyatelnosti-nato-rol-komiteta-po-vyzovam-sovremennogo-obschestva

[6] Экологическая безопасность [Электронный ресурс] URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49216.htm

[7] Норвегия - чемпион по переработке пластиковых бутылок [Электронный ресурс] URL: https://ru.euronews.com/2020/02/14/norway-best-recycler