ru
Новости

08.07.2020

Наталья Байша

Байша Наталья
студентка 1 курса магистратуры
института истории, международных отношений и социальных технологий
Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград 

"Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС" 

В рамках данного эссе автор работы особым образом заострит свое внимание на одной из самых обсуждаемых проблематик современности, а именно на сложной эпидемиологической обстановке, связанной с распространением коронавирусной инфекции на территории различных государств, очевидно, угрожающей не только здоровью граждан, но и общей безопасности мирового сообщества, в частности, европейской безопасности.

По состоянию на 15 мая 2020 г. ситуация с COVID-19 в Европейском регионе, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, оставляет желать лучшего, поскольку почти у двух миллионов граждан (1 823 414 чел.) подтвердился случай заражения коронавирусом [1]. Наряду с этим, есть все основания полагать, что уже завтра данная цифра будет, в той или иной мере, увеличена. По мнению Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности Европейского союза Жозепа Борреля, «Вирус COVID-19 изменит наш мир. Когда закончится этот кризис, пока неизвестно, но ясно одно: к тому времени наш мир сильно изменится. Насколько – будет зависеть от решений, которые мы примем сегодня» [2]. Вместе с тем, Европейский союз в полной мере осознает важность и необходимость в создании условий для поддержания, сохранения социальной сплоченности, социальной солидарности в сложившихся непростых для общества обстоятельствах не только в рамках отдельно взятых европейских государств, но целого мира: «Европейская безопасность зависит от безопасности каждого, как это сформулировано в названии ЕСБ (примечание автора: Европейской стратегии безопасности) – «Безопасная Европа в лучшем мире» [3, с. 108].

Очевидно, что в период социально-экономической нестабильности, социальной напряженности, бесконечного потока информационных сообщений, затрагивающих вышепредставленную проблематику и нередко провоцирующих негативные настроения и волнения у граждан различных государств, разработка мер и способов по противодействию не только распространению пандемии, но и дезинформации особенно актуально и для России, и для НАТО и Европейского союза, нацеленных на поддержание не только государственной информационной безопасности отдельных стран, но и общей, европейской безопасности, в том числе.

Стоит отметить, что в марте 2020 г. Верховный представитель по внешней политике и политике безопасности Евросоюза Жозеп Боррель и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг успешно провели переговоры по поводу развития дальнейшего сотрудничества между Европейским союзом и НАТО, которое «особенно важно в тяжелые времена. Наши команды усилят совместную работу по борьбе с дезинформацией» [6].

Наряду с этим, глобальная угроза второго десятилетия, с одной стороны, положительно воздействует также и на отношения НАТО и России (о чем свидетельствуют заявления  постпреда США при НАТО Кей Бейли Хатчисон: «В период глобального эпидемиологического любая помощь, которую мы можем предоставить друг другу, должна быть предоставлена. Если мы можем помогать друг другу, мы должны это делать», а также генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, выражающего «поддержку во взаимопомощи России и НАТО перед угрозой пандемии» [4]. Однако, с другой стороны, сложившиеся обстоятельства провоцируют новые конфликтные ситуации на почве обеспечения информационной безопасности: заявление Йенса Столтенберга по поводу того, что Россия, совместно с Китаем искажают достоверную информацию, скрывают реальные факты, статистические данные, связанные  с количеством заражений на территории данных государств, может привести к пагубным последствием и разрушению существующего мирового порядка: «поскольку всплеск коронавирусных инфекций в России превратил ее в глобальную эпидемическую горячую точку, уступающую только США, экспертов в области здравоохранения озадачивает одно: почему она сообщает так мало смертей?»[5].

Учитывая тесное взаимодействие и сотрудничество НАТО и Европейского союза, можно предположить, что в процессе регулярного проведения совместных видеовстреч и видеоконференций, и в связи с готовностью обоих объединений оказывать помощь друг другу в вопросах обеспечения европейской, общемировой безопасности, многие представители стран Европейского союза, скорее, будут разделять точку зрения генерального секретаря НАТО, выражающуюся в том, что «как никогда важно оказывать помощь нашим соответствующим членам и партнерам, укреплять устойчивость населения наших стран и бороться с дезинформацией» [6], а также его убеждения по поводу того, что Российская Федерация является ключевым источником получения искаженных фактов и неправдоподобной информации.

Вышеотмеченная гипотеза, выдвинутая автором данного эссе, в конечном итоге, имеет все основания быть подтвержденной. Так, согласно недавним сообщениям газеты «Financial Times», Европейской службой внешнеполитической деятельности (EEAS) был разработан специальный внутренний доклад, который не доступен для массового читателя, содержащий информацию о том, что «Россия запустила масштабную кампанию в социальных сетях по дезинформации граждан ЕС о коронавирусе COVID-19» [7] и, очевидно, российские средства массовой информации несут дестабилизирующее, крайне опасное  воздействие на европейскую информационную безопасность, поскольку искажением данных вселяют «сомнения, панику и страх среди европейцев» [7], проводирующую в дальнейшем полную дезорганизацию европейского общества.

По словам министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова, «... даже в условиях пандемии наши американские коллеги и их союзники не прекращают попыток нагнетать конфронтацию, использовать нынешнюю ситуацию, чтобы навязать свою точку зрения» [8].

Обеспечение информационной безопасности в европейском пространстве, кибербезопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции имеет особое значение не только для представителей НАТО и Европейского союза, но и для, якобы, «дезинформирующей» России: «вынужденный форсированный перевод государственного управления, бизнеса и частной жизни в цифровую сферу в ходе борьбы с биопандемией, так называемый режим удаленного или дистанционного доступа, как раз показывает, насколько человечеству важно сейчас надежно решить проблему обеспечения международной информационной безопасности», отмечают представители МИД России.

На фоне рассматриваемых высказываний политических деятелей и различных сообщений, полученных из ряда информационных агентств, следует, что продолжение борьбы за ресурсы, власть, контроль и наведение мирового порядка, установления в нем собственных правил и стремление заполучить наибольшую поддержку со стороны мирового сообщества являются, бесспорно, одними из важнейших интересов крупных объединений и держав: России, НАТО, Европейского союза, вне зависимости от внешних общемировых угроз. Именно осознанная упомянутыми объединениями и странами собственная исключительность и самодостаточность в мировом пространстве, а также перекладывание ответственности за прозрачность биологической, информационной активности, затормаживает процесс кооперации, социальной сплоченности, направленной на обеспечение, как европейской, так и глобальной, общегосударственной безопасности. Тем не менее, исходя из взглядов одного из отцов-основателей Европейского союза Жана Монне, следует, что Европа неразрывна от кризисных ситуаций, поскольку она формируется в них [2].

Подводя общую черту, следует отметить, что перспективы формирования  европейской безопасности заключаются в полноценном обеспечении безопасных условий в европейском информационном пространстве, выступающих в качестве составляющих элементов общеевропейской безопасности. Для того, чтобы обезопасить информационное поле европейских государств, а также с целью вхождения в посткарантинный мир с меньшими потерями для государств и с большим набором шансов на успешное социально-экономическое развитие, необходимо достигнуть высокого уровня сплоченности, кооперации и солидарности не только между НАТО и Европейским союзом, но и между НАТО, ЕС и Россией, которая, в свою очередь, также обладает ресурсными возможностями и потенциалом для оказания необходимой помощи в борьбе с глобальной и, настоящий момент, неуправляемой угрозой второго десятилетия.

 Список источников.

  1. Ситуация с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения. – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://who.maps.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/a19d5d1f86ee4d99b013eed5f637232d (дата обращения 14.05.2020).
  2. Блог Жозепа Борреля: Пандемия коронавируса и новый мир, который она создает. // European Union External Action. – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/76465/блог-жозепа-борреля-пандемия-коронавируса-и-новый-мир-который-она-создает_ru (дата обращения 14.05.2020).
  3. Бископ С. Основы обновленной Европейской стратегии безопасности // Вестник международных организаций. – 2009. – № 2 (24). – С. 105-120.  
  4. Постпред США при НАТО заявила, что РФ и США должны сотрудничать в борьбе с коронавирусом. // Информационное агентство «ТАСС». – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/8134477 (дата обращения 14.05.2020).
  5. Захарова заявила о дезинформационной кампании против России из-за коронавируса // Российская газета «Ведомости». – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2020/05/15/830298-zaharova-nashla-v-nato (дата обращения 14.05.2020).
  6. ЕС и НАТО договорились бороться с дезинформацией по коронавирусу // Информационное агентство «РИА Новости». – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20200326/1569188939.html (дата обращения 14.05.2020).
  7. Власти ЕС заподозрили Россию в распространении фейков о коронавирусе // Российская газета «Коммерсантъ». – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4292431 (дата обращения 14.05.2020).
  8. Лавров обвинил США в попытке навязать миру свой порядок // Информационное агентство «ТАСС». – 2020, [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.euronews.com/2020/05/13/shanghai-cooperation-organization (дата обращения 14.05.2020).