ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

02.10.2014Алексей Доманов – соискатель Кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России, Роман Кузнецов, член Сообщества молодых политологов МО РАПН

 

Причины различий в позициях государств-членов ЕС по вопросу о введении экономических санкций против России

Алексей Доманов,
соискатель Кафедры европейской интеграции
МГИМО (У) МИД России, domanov.aleksey@gmail.com

Роман Кузнецов,
член Сообщества молодых политологов МО РАПН,
roman_k1991@mail.ru

Аннотация:

Проведено сравнение трёх факторов, которые могли приниматься в расчёт руководством государств-членов ЕС, когда принималось решение поддержать или не согласиться с введением экономических санкций против России. Расположить экономические интересы, общественное мнение и идеологию в порядке важности для принятия внешнеполитических решений позволил  множественный регрессионный анализ. В данной ситуации в очередной раз проявились различия между членами ЕС, что может заинтересовать исследователей гетерогенности Евросоюза.

Введение

В марте 2014 года в отношении РФ, ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению стран Евросоюза причастны к дестабилизации ситуации на Украине, были  введены ограничительные меры. Сложившаяся ситуация ведет к подрыву политической и экономической безопасности России. В связи с этим возникает необходимость исследовать процесс принятия решений о введении данных мер.

Тем более что руководство ЕС уже готово пересмотреть принятые меры.[1] А значит, для прогноза поведения членов ЕС следует сравнить и объяснить их позиции в начале кризиса. Государства, выступавшие против введения экономических санкций весной, могут поддержать их отмену в будущем.

6 марта 2014 года на внеочередном саммите ЕС, посвященном кризису на Украине, было официально объявлено о применении санкций против России. По словам Хермана ван Ромпёя, было принято решение «действовать последовательно и поэтапно». Первые два этапа ограничений большинство европейских стран приняли практически моментально. Однако в отношении третьего, предусматривающего не только приостановку переговорного процесса, но и меры экономического характера, решение принимать не торопились.[2]

Российское руководство рассчитывало на расхождение мнений государств-членов ЕС по вопросу о введении экономических санкций.  Такой расчет оправдался: выработать консолидированную позицию лидерам европейских стран мешали различные факторы.

Методика исследования

Чтобы выяснить, в какой мере на позиции государств-членов ЕС повлияли различные факторы, следует:

- определить позиции государств-членов ЕС в начале крымского кризиса по выступлениям их руководителей, материалам органов власти и публикациям исследователей. Позиции взяты, в «чистом» виде, поскольку в начале кризиса на них ещё не так сильно влияли неизвестные нам неформальные договорённости с лидерами других стран. Поскольку для оценки влияния других государств на позиции стран информации недостаточно, мы ограничились изначальными позициями;

- расположить эти государства на шкале поддержки санкций: «безоговорочная поддержка (4 б.) – поддержка с оговорками (3 б.) – противодействие с оговорками (2 б.) – безоговорочное противодействие (1 б.)», это шкала зависимой переменной;

- измерить независимые переменные, связанные с позициями государств-членов ЕС;

- провести регрессионный анализ зависимостей позиций государств-членов от всех независимых переменных.

Возможные факторы позиционирования государств-членов по вопросу о введении экономических санкций

Первый фактор – идеология правящей партии, из которой вытекает ее позиция по внешнеполитической деятельности. Вероятные действия государства на международной арене, его цели, приоритеты и стратегические задачи отражены в нормативных документах, которые, в свою очередь, составляются правящей партией. Делает она это в соответствии со своей идеологией или позицией. Таким образом, установив в программах правящих политических сил важность отношений с Россией в сравнении с важностью отношений с Украиной, можно сделать вывод о степени влияния этого фактора на процесс принятия решения о введении  третьего пакета санкций.

Второй фактор – это экономические интересы. То есть,  важность экономических отношений отдельно взятой страны Евросоюза с Россией, которую можно условно измерить как товарооборот государства-члена ЕС с Россией. Выбор этого фактора обусловлен тем, что речь идет как раз о мерах экономического воздействия на Россию, от которых могли пострадать двусторонние экономические связи. Так что представляется целесообразным рассмотреть второй фактор, который мог стать важной составляющей при принятии решения о введении новых санкций.

Третий фактор – общественное мнение. Согласно теории секьюритизации, разработанной Копенгагенской школой международных отношений,[3] внешняя политика государств формируется внешнеполитическим дискурсом в обществе (например, заявлениями физических лиц, негосударственных организаций). Выражая мнение, независимо от его идеологической направленности,  граждане привлекают внимание властей к соответствующим проблемам, требующим решения. Под этим давлением государство обращает внимание на проблему и начинает проводить желаемую политику. Вносить проблемы в политическую повестку дня можно также косвенно: передать свой призыв политикам не прямым обращением в публичном пространстве, а путём участия в опросе общественного мнения, с результатами которого ознакомятся руководители. Таким авторитетным опросом можно считать «Евробарометр», из которого авторы взяли значения переменной, соответствующей общественному мнению.

Проведён регрессионный анализ, при этом в качестве зависимой переменной взяты позиции государств по вопросу экономических санкций против России, а в качестве независимых переменных – экономические интересы, общественное мнение и позиции политических партий.

Зависимая переменная

Зависимая переменная принимает следующие значения:

1

Табл. 1. Значения зависимой переменной.

Дополнительные санкции в отношении России лишь усилят противостояние, но не будут способствовать деэскалации кризиса на Украине, заявил канцлер Австрии В. Файман. По его мнению, «не стоит сильнее разжигать конфликт», наоборот, «нужно способствовать деэскалации»[4].

Премьер-министр Бельгии Э. Ди Рупо, выступая за возобновление переговоров с Россией, заявил, что санкции против этой страны должны быть хорошо изучены.[5] Возможно этому способствовала ситуация в Антверпене – мировом центре торговли бриллиантами, которую бельгийские чиновники просили не трогать. На компанию «Алроса», которая является одной из крупнейших алмазодобывающих компаний в мире, приходится четверть всех поставок необработанных алмазов в Антверпен, она поставляет сюда больше половины своей продукции.[6]

Глава МИД Болгарии К. Вигенин после участия в заседании Совета ЕС, посвященного украинскому кризису, заявил: «Введение экономических санкций – не самое лучшее решение. Все еще существует возможность решения вопроса без их введения, но на данном этапе это не обсуждается. Некоторые страны, среди которых и Болгария, относятся к экономическим санкциям исключительно настороженно, надеюсь, мы избежим их».[7]

Власти Великобритании изначально не планировали сокращать торговлю и присоединяться к финансовым санкциям ЕС против России, хотя и не собирались возражать против введения визовых ограничений. По информации «Guardian», правительство разрабатывало план, который позволил бы лондонскому Сити остаться открытым для российских инвесторов в случае введения санкций Брюсселем.[8]

Венгерский министр иностранных дел Я. Мартони заявил: «Венгерское правительство даст полную поддержку любых санкций, одобренных Европейским союзом против России в связи с кризисом в Украине». Однако он добавил, что третьего этапа санкций против России следует избегать.[9]

Канцлер Германии А. Меркель неоднократно заявляла, что третий пакет санкций может быть инициирован, только если Россия введет войска на Украину.[10]

Греки, по словам главы МИД Э. Венизелоса, «Выступают против введения каких-либо санкционных мер».[11]

Премьер-министр Дании Х. Торнинг-Шмитт рассматривала возможность введения третьего этапа санкций, хотя таких мер можно было избежать. «Мы должны увидеть конкретные действия российской стороны, чтобы обеспечить смягчение напряженности», – подчеркнула она.[12]

Министр иностранных дел и торговли Ирландии И. Гилмор заявил, что «если российские власти не направят усилия на деэскалацию  кризиса, ЕС примет косвенные меры, включая приостановку переговоров … о новом экономического соглашении».[13] В отсутствии нового базового соглашения российские экспортёры могут понести небольшие риски, связанные с правовой неопределённостью, так что эту меру условно можно отнести к несущественным экономическим санкциям.

Глава испанского МИД Х. Гарсиа-Маргальо заявил, что «введение немедленных санкций в отношении России было бы сегодня неоправданно, так как трудно представить, что может произойти с экономикой Украины, если Россия прекратит с ней торгово-экономическое сотрудничество или, например, повысит цену на газ».[14] Позиция Испании оценена в два балла, поскольку МИД считал такие меры неоправданными лишь «сегодня», а не в будущем.

Италия разрабатывала санкции, но не желала их вводить: «[Проект] санкций против Москвы должны быть готовыми, но эти меры – лишь элемент давления, а не результат, которого следует достичь. Санкции могут быть полезными, чтобы убедить собеседников относительно выбора политического пути, однако настоящее решение ситуации следует искать через диалог».[15] Видимо, такая позиция объясняется прочными экономическими связями Италии с Россией, особенно в рамках группы ENI.[16]

После проведения референдума в Крыму власти Кипра высказались против санкций ЕС и США по отношению к России. По мнению руководства Кипра, данные санкции приведут к резко негативным экономическим последствиям для ЕС. Вместо этого министр иностранных дел И. Касулидис предложил призвать к ответу новое украинское правительство, которое к тому времени так и не предприняло никаких мер в отношении экстремистских сил, нацистских элементов и их неконтролируемых действий.[17]

Как заявил министр иностранных дел Латвии Э. Ринкевич, вопрос санкций может быть рассмотрен, но только в случае эскалации ситуации на Украине. МИД Латвии выступал скорее за четырехсторонние переговоры между ЕС, Россией, США и Украиной.[18]

Премьер-министр Литвы А. Буткявичюс заявил, что поиск решений в сложившейся ситуации должен вестись путём диалога, а санкции в отношении России «могли бы навредить литовским бизнесменам». По словам президента Латвии А.Берзиньша, «санкции против России способны возыметь обратный эффект».[19]

Вместо введения санкций Люксембург поддержал позицию России и, как отмечают обозреватели, стал первой европейской страной, которая высказала опасения по поводу распространения радикальных настроений на Украине. [20] Санкции могли быть введены только «если российские войска вступят на территорию Украины».[21]

Мальта и Португалия были одними из наиболее осторожных государств ЕС.[22] Вместе с тем, их позиция оценена в 2 балла: например, власти Мальты не исключили, что ЕС пересмотрит отношения с Россией, если та продолжит эскалацию конфликта.[23]

Премьер-министр Нидерландов М. Рютте посчитал, экономические санкции могут быть введены «если ситуация будет ухудшаться. Если Россия предпримет дальнейшие действия на других частях Украины, мы готовы реагировать», –  заявил он.[24]

Польша ещё перед референдумом в Крыму больше всего стремилась наказать Россию.[25] Ещё 4 марта министр иностранных дел Р.Сикорский выступил с предложением "приостановить действие местного приграничного передвижения с Калининградской областью",[26] - только эта мера повлекла бы за собой экономические последствия.

Правительство Румынии на первых порах воздерживалось от принятия однозначного решения об экономических санкциях против России.[27] Но и не отвергало такого варианта.

Словакия была готова поддержать санкции при определённых условиях,[28] обосновывая это необходимостью поддержать территориальную целостность Украины и вернуть всех вооруженных людей в казармы.[29]

Для властей Словении санкции – это последний шаг, который бы обострил ситуацию. Пока можно вести переговоры, этот вариант не рассматривался.[30]

Глава правительства Финляндии Ю. Катайнен выразил надежду, что «нам не придется заходить настолько далеко и вводить «широкие экономические санкции». Ведь, по его мнению, Россия, может быстро добиться деэскалации ситуации, если захочет этого.[31]

«В отношении России должна быть жёсткая позиция, – отметил президент Франции Ф. Олланд – Санкции против нее усилятся [подразумевались экономические], если по какой-то причине президентские выборы не состоятся или в случае очередной дестабилизации в Украине».[32] Однако этим высказыванием Олланд мог пытаться ввести в заблуждение своих европейских партнёров, поскольку Франция очень дорожила сделкой с Россией по покупке «Мистраля».

Хорватский министр иностранных дел и по делам ЕС В. Пусич заявил, что Евросоюз мог ввести экономические санкции в отношении России, если президентские выборы в Украине будут сорваны.[33]

Премьер-министр Чехии Б. Соботка, осуждая действия России, заявил, что его страна «не может разорвать экономические связи со своим основным торговым партнером и не хочет вводить экономические санкции,[34] однако будет вынуждена их поддержать в случае их одобрения большинством стран Евросоюза.[35]

Швеция была архитектором программы «Восточное партнёрство» вместе с Польшей, поэтому отношения с Украиной для этих стран, видимо, были важнее отношений с Россией. Швеция намеревалась наказать Россию за присоединение Крыма, введя третий пакет санкций.[36]

Президент Эстонии Т. Ильвес заявил, что Эстония обязана занять самую жесткую позицию в отношении действий России на Украине. По его мнению, если не принять меры, Россия может не остановиться на одной лишь Украине.[37]

Независимые переменные

Независимые переменные были измерены следующим образом:

- экономические интересы (важность экономических отношений с Россией): доля товарооборота страны с Россией к ВВП данной страны в 2013 году;[38]

- позиции партий: важность отношений с Россией в сравнении с важностью отношений с Украиной. Вычислена разность между количеством и тональностью упоминаний России и восточноевропейских стран, не входящих в ЕС, в программах правящих политических сил. Взято среднее значение между партиями, к которым принадлежат президенты, и партиями, в которые входят председатели правительств государств-членов. Для расчётов использованы данные «Euromanifesto Project» - экспертного контент-анализа программ 27 государств-членов ЕС (без Хорватии), проведённого сразу после выборов в Европейский парламент в 2009 году. Под восточноевропейскими странами эксперты понимали участников программы «Восточное партнёрство», поскольку отношение партий к балканским странам кодировалось отдельно. В рамках данного исследования отношение к этим странам считается отношением к Украине, поскольку Украину можно считать основной целью программы «Восточное партнёрство». Результат контент-анализа – процент позитивных и негативных высказываний о России и восточноевропейских странах в контексте рассуждений о европейской, а не национальной политике;

- мнение граждан: ответ респондентов «Евробарометра» (80 волна, 2013 г., опрошено около 1 тысячи респондентов во всех государствах-членах ЕС)[39] на вопрос «Какие, по Вашему мнению, две наиболее важные проблемы, стоящие перед ЕС на данный момент? – Влияние ЕС в мире». Эти ответы показывают, насколько гражданам важно, чтобы их страна выражала чёткую позицию по украинскому кризису. Предполагается, что политики не будут настаивать на своём отношении к России, прописанном в программах их партий, и настаивать на действии (введении санкций) или бездействии ЕС, если это не поможет им завоевать симпатии избирателей.

Результаты

Множественный регрессионный анализ показал, что на изначальный выбор государствами-членами ЕС позиций по вопросу экономических санкций наибольшее влияние оказывала идеология политиков, вторыми по степени важности были экономические интересы, а наименее важным из трёх оказалось общественное мнение о необходимости усиливать влияние ЕС в мире. Регрессионные коэффициенты для этих переменных равны по модулю, соответственно, 1,215 , 0,942 и 0,346.

Эти выводы вполне обоснованны, ведь общий коэффициент значимости для нашей регрессии более чем приемлемый: 0,009. Более того, коэффициент R2 данной модели равен 0,71, а значит, она объясняет вариативность позиций государств-членов в значительной степени (на 71%).

Стоит отметить, что зависимость позиции государств от отношения товарооборота государства-члена с Украиной к товарообороту этой страны с Россией (по аналогии со сравнением России и Украины в программах партий) не найдена – регрессионный коэффициент оказался незначимым. Это может объясняться малым размером выборки, и вполне возможно подтверждение этой гипотезы после добавления других случаев введения санкций (включая мнения о введении санкций против любой другой страны, мы бы добавили почти три десятка значений зависимой переменной).

Поскольку нужно было избежать искажения результатов из-за несоразмерности шкал измерения независимых переменных, результаты подверглись нормализации. Дело в том, что все три переменных измеряли разнородные характеристики: товарооборот, количество предложений в программе партии и количество опрошенных граждан. Привести эти показатели к «общему знаменателю» позволил общепринятый метод т.н. стандартизации значений переменных: вместо их абсолютных значений подставлялись их отклонения от среднего значения переменной (например, от среднего товарооборота стран с Россией). Таким образом, в итоге исследовалась связь зависимой переменной с не имеющими размерности относительными отклонениями трёх признаков в каждой стране от среднего значения по ЕС.

Заключение

Как и ожидалось, можно выделить три основных фактора позиционирования государств-членов ЕС по вопросу об экономических санкциях. При формулировании своей позиции руководство стран в наибольшей степени ориентировалось на идеологию своих партий. Контент-анализ их программ дал возможность сравнить симпатии к Украине и России – судя по нашей модели, высокопоставленные члены этих партий также сопоставляли ценность связей с Россией и своё желание «наказать» Россию в угоду украинскому руководству.

Остальные два фактора в сумме оказали такое же влияние, как идеологические предпочтения. В этом случае важнее оказался учёт товарооборота с Россией к ВВП государства-члена (то есть, потенциальных убытков от санкций), а не общественное мнение. Относительную важность экономических расчётов можно объяснить тем, что экономика ощутит эффект санкций в краткосрочной перспективе, а общественное недовольство приведёт к проблемам политиков на выборах лишь через пару лет.



[1] Ромпёй: ЕС может пересмотреть санкции из-за перемирия // Русская служба BBC. 8.09.2014. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/09/140907_rn_rompuy_sanctions.shtml (дата обращения: 12.09.2014)

[2] ЕС принял санкции против России. Три ключевых этапа // Вести. Экономика.  6.03.2014. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/40335 (дата обращения: 14.09.2014)

[3] Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. – Cambridge, 2003.

[4] Канцлер Австрии: новые санкции против РФ не решат конфликт на Украине // «РИА Новости». 23.04.2014. Режим доступа: http://ria.ru/world/20140423/1005125988.html (дата обращения: 12.09.2014)

[5] Crimée : les sanctions contre la Russie doivent être bien étudiées // French.china.org.cn. 25.03.2014. Mode of access: http://french.china.org.cn/foreign/txt/2014-03/25/content_31889012.htm (last visit: 28.08.2014)

[6] Мировой центр торговли бриллиантами боится потерять Россию в качестве поставщика //  Ведомости. 26.05.2014. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies/news/26986301/mirovoj-centr-torgovli-brilliantami-boitsya-poteryat-rossiyu (дата обращения 19.08.2014)

[7] Глава МИД Болгарии: Позиция страны в отношении Украины – сбалансированная и умеренная // Болгарские новости по-русски. 18.03.2014. Режим доступа: http://www.newsbg.ru/obschestvo/89-obschestvo/8426-glava-mid-bolgarii-pozitsija-strany-v-otnoshenii-ukrainy-sbalansirovannaja-i-umerennaja.html (дата обращения 13.09.2014)

[8] На разрядку кризиса Москве дали время до 6 марта // Независимая газета. 5.03.2014. Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2014-03-05/8_crisis.html (дата обращения: 22.08.2014)

[9] Hungary fully supports sanctions against Russia, says foreign minister // The All Hungary Media Group. 31.03.2014. Mode of access: http://www.politics.hu/20140331/hungary-fully-supports-sanctions-against-russia-says-foreign-minister (last visit: 22.08.2014)

[10] Germany and UK diverge on Russia sanctions // EUobserver. 19.03.2014. Mode of access: http://euobserver.com/foreign/123536 (last visit: 23.08.2014)

[11] Греция не знает, как выдавать визы грекам в Крыму // РИА Новости. 6.03.2014. Режим доступа: http://ria.ru/world/20140319/1000260457.html (дата обращения 12.09.2014)

[12] Премьер Дании: санкции ЕС в отношении РФ могут быть введены в три этапа // ИТАР-ТАСС. 6.03.2014. Режим доступа: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1027321 (дата обращения: 12.09.2014)

[13] Tánaiste condemns Russia’s action in Ukraine // Department of Foreign Affairs and Trade Iveagh House. 3.03.2014. Mode of access: https://www.dfa.ie/news-and-media/press-releases/press-release-archive/2014/march/tanaiste-ukraine-russia/ (last visit: 12.09.2014)

[14] Внутри Евросоюза нашлись противники введения санкций в отношении России из-за ситуации в Крыму. Против такого шага выступила Испания //  Телекомпания НТВ. 3.03.2014. Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/851356#ixzz3E2JRAtXB (дата обращения: 12.09.2014)

[15] Италия возглавила ЕС: последствия для Украины // Newsland. 1.07.2014. Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/1393637/ (дата обращения:12.09.2014)

[16] A Who’s Who Guide to EU Sanctions on Russia // Carnegie Europe. 20.03.2014. Mode of access: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=55036&reloadFlag=1 (last visit 12.09.2014)

[17] Кипр высказался против санкций ЕС и США поддержал позицию России по Крымскому вопросу // Итеранет. 19.03.2014. Режим доступа: http://iteranet.ru/it-novosti/2014/03/19/kipr-vyskazalsya-protiv-sankcij-es-i-ssha-podderzhal-poziciyu-rossii-po-krymskomu-voprosu/ (дата обращения: 12.09.2014)

[18] Латвия озвучила позицию в отношении Украины // LSM.lv. 14.04.2014. Режим доступа:  http://www.lsm.lv/ru/statja/politika/novosti/latvija-ozvuchila-poziciyu-v-otnoshenii-ukraini.a82776/ (дата обращения: 12.09.2014)

[19] Владислав Воротников: В странах Балтии отсутствует полное общественно-политического согласие по украинскому кризису // Российский совет по международным делам. 7.03.2014. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3264 (дата обращения: 12.09.2014)

[20] Глава МИД Люксембурга осудил действия украинских оппозиционеров // Russia Today. 22.02.2014. Режим доступа: http://russian.rt.com/article/23103 (дата обращения: 12.09.2014)

[21] Luxembourg Foreign Minister Warns: Either Crimea or World War III // Larouchepac. 12.07.2014. Mode of access: http://larouchepac.com/node/31284 (last visit: 12.09.2014)

[22] Russia counts on EU ‘friends’ to avert further sanctions // EurActiv. 26.06.2014. Mode of access: http://www.euractiv.com/sections/global-europe/russia-counts-eu-friends-avert-further-sanctions-303091 (last visit: 12.09.2014)

[23] Malta condemns recent developments in Crimea // Malta Independent. 3.03.2014. Mode of access: http://www.independent.com.mt/articles/2014-03-03/news/malta-condemns-recent-developments-in-crimea-4134895616/ (last visit: 10.09.2014)

[24] Люксембург и Нидерланды против экономических санкций для РФ // Капитал. 20.03.2014. Режим доступа: http://www.capital.ua/ru/news/15751-lyuksemburg-i-niderlandy-protiv-ekonomicheskikh-sanktsiy-dlya-rf (дата обращения: 11.09.2014)

[25] Любовь Шишелина: Страны Вишеградской группы призывают ЕС к скорейшему удовлетворению стремления Украины к евроинтеграции // Российский совет по международным делам. 7.03.2014. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3264 (дата обращения: 12.09.2014)

[26] Кэтрин Эштон: Совет ЕС не согласовал санкции в отношении РФ, но они возможны // ИТАР-ТАСС. 3.03.2014. Режим доступа: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1018639 (дата обращения: 12.09.2014)

[27] Румыния воздерживается от принятия однозначного решения об экономических санкциях против России // Черноморские новости. 29.04.2014. Режим доступа: http://www.blackseanews.net/read/79721 (дата обращения: 11.09.2014)

[28] A Who’s Who Guide to EU Sanctions on Russia // Carnegie Europe. Mode of access: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=55036&reloadFlag=1 (last visit 12.09.2014)

[29] Любовь Шишелина… Указ. соч.

[30] Посол Словении: Санкции - это последний шаг и мы его не обсуждаем // The Insider. 18.02.2014. Режим доступа: http://www.theinsider.ua/politics/53025e98883b0/ (дата обращения: 12.09.2014)

[31] Finnlands Premier Katainen: «Wir sind nicht neutral» // Der Tagesspiegel. 17.03.2014. Mode of access: http://www.tagesspiegel.de/politik/krim-krise-finnlands-premier-katainen-wir-sind-nicht-neutral/9621498.html (last visit: 14.09.2014)

[32] Франсуа Олланд: У нас должна быть жесткая позиция в отношении России // Хартия'97. 14.05.2014. Режим доступа: http://charter97.org/ru/news/2014/5/14/98500/ (дата обращения: 12.09.2014)

[33] Minister Pusić ahead of FAC: Ukraine election key test for further sanctions against Russia  // Republic of Croatia Ministry of Foreign and European Affairs. 12.05.2014. Mode of access:  http://eu.mfa.hr/en/news-and-announcements/minister-pusic-ahead-of-fac-ukraine-election-key-test-for-further-sanctions,16055.html (last visit: 12.09.2014)

[34] На разрядку кризиса Москве дали время до 6 марта // Независимая газета. 5.03.2014. Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2014-03-05/8_crisis.html (дата обращения: 12.09.2014) 

[35] A Who’s Who Guide… Op. cit.

[36] Russia counts on EU ‘friends’…

[37] Эстония обязана занять самую жесткую позицию в отношении действий России в Украине // VKOP.EU. 5.03.2014. Режим доступа: http://vkop.eu/estoniya-obyazana-zanyat-samuyu-zhestkuyu-pozitsiyu-v-otnoshenii-deystviy-rossii-v-ukraine (дата обращения: 12.09.2014)

[38] Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба. Режим доступа: http://stat.customs.ru (дата обращения: 10.09.2014); National Accounts main aggregates database // The United Nations. Mode of access: http://unstats.un.org/unsd/snaama/dnllist.asp (last visit: 10.09.2014)

[39] Standard Eurobarometer 80. Autumn 2013. Public Opinion in the European Union // Eurobarometer. 2013. Mode of access: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb80/eb80_publ_en.pdf (last visit: 10.09.2014)

blog comments powered by Disqus