ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

20.06.2017

Евгений Эпштейн, Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы

Эпштейн Евгений Дмитриевич 
Студент 2 курса магистратуры
департамента международных отношений 
Уральского Федерального Университета 
г. Екатеринбург 

Основными вызовами безопасности, с которыми вошел Европейский Союз в новый 2017 г., стали миграционный кризис, начавшийся летом 2015 г., и сопутствующая ему исламизация населения Европы, грозящая расколоть «европейскую империю». Текущее положение дел Евросоюза показывает, что государственные и надгосударственные структуры не могут эффективно реагировать на такие вызовы безопасности. Теперь же, перед структурами ЕС встает вопрос схожий некогда для античного Рима в эпоху переселения народов: как поступить в таком положении?

В своем эссе я хотел бы более детально рассмотреть факторы миграционного кризиса и изменение этнического облика современного Европейского Союза, путем анализа угроз и перспектив развития данных событий.

Для начала стоит отметить, что фундаментом строительства ЕС являлась исторически сложившаяся граница европейской цивилизации, которую можно охарактеризовать общностью истории, традиций и христианской религиозностью государств Европы. Тем не менее, построив единый рынок финансовых, людских и товарных ресурсов, власти Евросоюза неохотно принимали в свое число страны отличавшиеся своей культурной историей и традициями. Так, например, Турция, которая относится к исламской цивилизации, но обладает необходимым экономическим потенциалом, до сих пор остается кандидатом на вступление в ЕС с 1987 г. Именно здесь и можно заметить некое противоречие в политике Европейского Союза, сыгравшего с ним злую шутку. Вместо того чтобы принимать в свой стан государства отличные в этнокультурном плане, европейские власти на протяжении многих десятилетий позволяли мигрантам из исламских стран въезжать на свою территорию в качестве рабочей силы и даже предоставляли последним гражданство.

Чтобы не быть голословным, стоить привести статистику. До начала миграционного кризиса в Европе легально числилось 72 млн. мигрантов. Почти 74 % от общего числа мигрантов – это трудоспособное население в возрасте от 20 до 64 лет[1]. Однако в 2015 г., с началом миграционного кризиса, согласно отчету ОЭСР, в Европе было зарегистрировано рекордное количество соискателей убежища – 1,3 млн. чел. Причем, только в одной Германии на тот период было зарегистрировано 440 тыс. официальных ходатайств о предоставлении убежища и осуществлено более одного миллиона предварительных регистраций[2].

Таким образом, с ростом миграции росло и мультикультурное общество европейских стран, которое, вопреки ожиданиям официальных властей, стало образовывать внутри стран отдельные этнические анклавы со своими устоями. Рост подобных анклавов спровоцировал учащение этносоциальных конфликтов внутри ЕС. В основном, источниками конфликтов всегда выступали две вещи – уверенность титульного этноса в том, что мигранты отбирают рабочие места у европейцев и то, что они живут на пособия, в создании которых участвуют европейцы. В последние два года именно второй фактор вызывает все больше негодования у граждан Европы. Развитая система социального обеспечения неизменно порождает у мигрантов иждивенческие настроения, которые, в случае понижения или отказа выплаты пособий, приводят к всплеску насилия.

Тем не менее, не представляется возможным понять, почему европейские власти обязаны поощрять поддержание подобных настроений. Одно дело, когда речь заходит о «реабилитирующей» поддержке выходцев из стран-колоний, которые лично на себе испытали господство метрополии. Такую программу, например, предоставляет Франция всем гражданам Алжира, родившимся до окончания войны за независимость (1962 г.). В программу входит предоставление гражданства и широкого спектра социальных услуг и значительного пособия.  Другое же дело, когда с акциями протеста выходят потомки таких мигрантов, которым государство, как таковым, не должно оказывать подобной поддержки, так как те являются либо лицами, имеющими вид на жительство, либо гражданами ЕС.

Современный миграционный кризис лишь усугубил подобную ситуацию. Европейский Союз не смог обеспечить эффективные адаптивные механизмы для потока беженцев. Они все также продолжают прибывать и оседают в самодельных гетто[3] или же продолжают пополнять этнические анклавы внутри стран ЕС. Иными словами, увеличение числа мигрантов в европейских странах и отсутствие должных механизмов адаптации угрожают целостности ЕС, так как актуализируют желание отдельных стран переключить все внимание на решение собственных проблем, нежели проблем Евросоюза в целом.

Так, современный миграционный кризис в значительной степени усилил радикальные настроения в некоторых странах Европейского Союза, которые привели к росту правого популизма и недоверия со стороны населения к традиционным политическим партиям Европы. В качестве примера можно привести тот факт, что, согласно опросам, Марин Ле Пен имеет шанс получить 26,5 % голосов избирателей в ходе первого тура президентских выборов во Франции[4]. Иными словами, в европейском обществе начинает нарастать ксенофобия. Соответственно, сейчас перед европейскими властями стоит задача восстановить и наладить устойчивость политических систем, способных адекватно реагировать на подобные проявления угроз безопасности единства Евросоюза.

Еще одним вызовом европейской безопасности можно считать рост европейского терроризма. Если раньше говоря о европейском терроризме имелись ввиду действия националистических группировок стремящихся захватить власть, то сейчас под европейским терроризмом понимается исламская угроза, в качестве цели ставящая дестабилизацию обстановки в Евросоюзе. Так, с 2015 г. в Европе произошло 12 терактов, в ходе которых погибли 292 чел. и 917 были ранены. Самые резонансные из них – атаки в Париже и Брюсселе[5], за которые взяла ответственность ИГИЛ.

Данные теракты доказали, что НАТО и ОБСЕ – главные механизмы европейской безопасности – утрачивают свою силу. Такие механизмы рассчитаны на противника в лице государства, но никак не на сетевые организации и негосударственных участников МО. Безусловно, подобные механизмы все же стараются выполнить свою работу, однако наличие такого европейского принципа как «прозрачность» границ усложняет процесс установления личностей причастных к терактам. Как известно, резиденты Бельгии были причастны к терактам в Париже 2015 г., тем не менее, им удалось вернуться в страну пребывания и долгое время скрываться от властей в этнических общинах[6]. Иными словами, Евросоюз оказался совсем не готовым противостоять терроризму на своей собственной территории.

Руководствуясь тем, что с ростом миграции растет и уровень терроризма, некоторые страны Европы поставили под сомнение шенгенские соглашения, а известный Brexit стал первым шагом на пути к возможному распаду Евросоюза. Так или иначе, вряд ли допустим полный распад подобной политической структуры. Об этом свидетельствует и доклад Председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, в котором он предоставил 5 вариантов развития ЕС до 2025 г., в которых не было замечено сценария по роспуску стран-участниц[7].

В заключение своего эссе я хотел бы дать несколько рекомендаций касательно возможных перспектив улучшения безопасности в Европе.

Во-первых, популярность европейских правых партий еще не означает их окончательный приход к власти. Поэтому текущим властям необходимо прислушаться к мнению оппозиционных партий и на основе всех соображений разработать третий путь по стабилизации европейского миграционного кризиса. Если будет соблюдено данное условие, то ЕС не грозит прекратить свое существование как таковое. Несомненно, в таком случае не исключается и трансформация Евросоюза в нечто более гибкое и эффективное для ответа на будущие вызовы безопасности.

Во-вторых, Европе необходимо возобновить сотрудничество с Россией в сфере противодействия терроризму. Тем более, у Совета Россия-НАТО уже был удачный опыт в разработке проекта дистанционного обнаружения взрывчатых веществ («СТАНДЭКС»)[8]. «СТАНДЭКС» был направлен на создание технологии, которая позволит обнаруживать взрывчатые вещества, проносимые человеком, находящимся в толпе людей, например, на станции метро в час-пик[9]. К сожалению, после событий в Украине данный проект, как и многие другие, был заморожен. Тем не менее, для противостояния растущей террористической угрозе все страны должны отмести былые разногласия и встать плотными рядами, потому что невозможно победить в данной войне в одиночку.

Суммируя все вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что современная Европа столкнулась с серьезной угрозой своей безопасности, но угрозой не внешней, для которой создавалась НАТО, а внутренней. Несомненно, мы вряд ли уже сможем наблюдать былую Европу, однако, от того какие действия примут европейские политики сейчас, будет зависеть облик европейского общества и европейского единства в следующем поколении.



[1] Мелконян В.А. Международная миграция рабочей силы как глобальная проблема ХХI в. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2014. № 3–4. С. 37–45.

[2] Перспективы международной миграции 2016 [Электронный ресурс] // OECD iLibrary: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/6092b532-ru.pdf?expires=1491459531&id=id&accname=guest&checksum=543C99ED213216C3AD2FEECDEB2DECFD. - (дата обращения: 07.04.2017).

[3] Закон "Джунглей": почему сносят лагерь в Кале и что будет с мигрантами [Электронный ресурс] // BBC: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://www.bbc.com/russian/features-37754937. - (дата обращения: 07.04.2017).

[4] Ле Пен немного увеличила шансы на победу в первом туре, следует из опроса [Электронный ресурс] // РИА Новости: офиц. сайт. – 2017. – URL: https://ria.ru/world/20170313/1489925305.html. - (дата обращения: 02.04.2017).

[5] Теракты в Европе [Электронный ресурс] // РИА Новости: офиц. сайт. – 2017. – URL: https://ria.ru/infografika/20170323/1473327739.html. - (дата обращения: 02.04.2017).

[6] Спецоперация в Брюсселе: схвачен главный подозреваемый в парижских нападениях [Электронный ресурс] // BBC: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/03/160318_brussels_raid_molenbeek. - (дата обращения: 06.04.2017).

[7] Commission presents White Paper on the future of Europe: Avenues for unity for the EU at 27 [Электронный ресурс] // European Union: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-385_en.htm. - (дата обращения: 03.04.2017).

[8] Detecting suicide attacks – from research to reality [Электронный ресурс] // NATO.int: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_104536.htm. - (дата обращения: 05.04.2017).

[9] Detecting suicide attacks – from research to reality [Электронный ресурс] // NATO.int: офиц. сайт. – 2017. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_104536.htm. - (дата обращения: 05.04.2017).

 

 

blog comments powered by Disqus