ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

24.09.2019

Федор Бугаев, "Архитектура европейской безопасности и перспективы её формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС"

Бугаев Федор Николаевич
студент 4 курса
направление «зарубежное регионоведение»
Южный федеральный университет
г. Ростов-на-Дону

Архитектура европейской безопасности
и перспективы её формирования
в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС

Отношения России с евроатлантическим альянсом переживают непростые времена. Многие эксперты убеждены, что той степени конфронтации между этими акторами, которая наблюдается в настоящее время, не было даже в годы «холодной войны». Недавние резкие заявления сторон о текущем состоянии отношений России и НАТО, совпавшие с годовщиной празднования 70-летия альянса, фактически обозначили так называемую «точку невозврата». Тем не менее, ЕС в лице отдельных парламентариев всё активнее заявляет о необходимости пересмотреть подход к выстраиванию отношений с НАТО, оставаясь при этом верным своей стратегии в российском направлении, которая во многом перекликается с положениями крупнейшего военно-политического блока современности. В условиях растущей геополитической конкуренции Россия старается отыскать свою нишу в форматируемом мироустройстве, характеризующимся постепенным переходом от однополярного мира к многополярному. Данное стремление выражается в бескомпромиссной позиции по международной повестке и нежелании действовать на чужих условиях. Таким образом, Россия старается максимально ёмко артикулировать собственные национальные интересы, своевременно реагируя на вызовы и угрозы, которыми, в частности, представляется проведение широкомасштабных учений НАТО в акватории Чёрного и Балтийского морей, наращивание военного присутствия в приграничных с Россией территориях, а также общая риторика представителей альянса с акцентом на изменение роли России со стратегического партнёра на глобальную угрозу.

В середине апреля 2019 года из уст замглавы российского МИД Александра Грушко прозвучал тезис о том, что сотрудничество России с НАТО прекращено по всем направлениям [1]. Вполне очевидно, что подобное заявление было сделано на фоне выступления генсека НАТО Йенса Столтенберга в Конгрессе США по случаю 70-летия альянса, где в очередной раз прозвучали заявления о необходимости сдерживания России. Пресс-секретарь НАТО позднее отметила, что позиция альянса о двойственном подходе в отношениях с Россией остаётся неизменной: мощное сдерживание сочетается с сохранением диалога по ряду важнейших вопросов [2]. Нельзя не отметить, что схожей позиции придерживается и Европейский союз, обозначивший в докладе дипломатической службы Россию в качестве стратегического вызова для ЕС. Подобные заявления в отношении России, крупного игрока на мировой арене, следует считать неприемлемыми и противоречащими духу международной политики. В связи с этим глава нашего внешнеполитического ведомства, Сергей Лавров, в недавнем интервью отметил, что евроатлантический альянс оказался неготовым к кооперации в вопросе формирования архитектуры равной и неделимой безопасности [3]. Кризис доверия, по его мнению, обусловлен расширением НАТО на восток и наращиванием её военного потенциала вблизи российских границ. Отношения с ЕС он в целом оценивает в положительном ключе, отмечая отдельные попытки демонизировать Россию, а также одностороннюю санкционную политику в качестве дестабилизирующих для двусторонних отношений факторов.

Ещё одним важным аспектом усиления напряжённости между членами альянса и Россией следует признать рост военного присутствия НАТО в приграничных районах, в частности, активизацию их вооружённых сил в области проведения совместных с Украиной и Грузией учений «Морской щит-2019». Военные манёвры альянса в Чёрном море воспринимаются Россией как угроза территориальной целостности страны, поэтому наша страна демонстрирует готовность дать решительный ответ на любого рода провокации в регионе. Под контролем российского флота проходят также крупные военно-морские учения на Балтике «Baltops». Кроме того, Столтенберг неоднократно подчёркивал, что НАТО будет целенаправленно усиливать своё присутствие в Черноморском регионе, что, по мнению некоторых депутатов Европарламента, лишь усиливает напряжённость между Россией и Европейским союзом [4]. Эту озабоченность разделяет и президент Франции Эммануэль Макрон, который призывает Европу говорить с Россией в обход НАТО, выстраивая новые правила доверия и безопасности в рамках диалога с нашей страной [5]. Необходимо признать, что подобные заявления направлены на стремление ЕС вести более независимую от позиции США политику, однако на данный момент считать принятие решений объединённой Европой полностью автономным не представляется возможным. Так или иначе, постепенно прослеживается тенденция на выстраивание конструктивного диалога по линии Россия-ЕС (и Россия отнюдь не против такого развития событий), но проявляется она преимущественно в популистских высказываниях отдельных политических деятелей и не получает реального практического воплощения. Позиция же НАТО, в свою очередь, заключается в очевидном проявлении политики сдерживания по отношению к России путём создания «пояса безопасности» не только в пределах самого альянса, но и с вовлечением в этот процесс Украины и Грузии, что свидетельствует о конструировании образа врага в лице России. Более того, НАТО впервые за долгое время принялась за разработку новой военной стратегии, обусловив это решение изменившейся обстановкой в сфере безопасности [6]. С учётом всего вышеизложенного, всерьёз говорить о наличии точек соприкосновения при декларировании тезиса о том, что агрессивная политика России представляет одну из ключевых угроз для альянса, представляется по меньшей мере абсурдным.

В начале июня в Германии был представлен ежегодный доклад по проблемам войны, подготовленный ведущими немецкими исследовательскими центрами. По мнению его авторов, число конфликтов в мире достигло рекордного количества. Кроме того, по их оценкам, близится новая гонка вооружений (хотя некоторые убеждены, что она уже началась), в связи с чем аналитики призывают усилить контроль над вооружениями и не допустить разрыва отношений НАТО и России [7], так как именно им отводится главная роль в обеспечении безопасного миропорядка. Возникает вопрос о том, какие меры необходимо предпринять обеим сторонам, чтобы снизить степень конфронтации до такого уровня, на котором возможно общаться конструктивно [8]. Так, например, одной из задач в этом направлении должно стать придание диалогу предметности  обсуждения, в частности – более чёткая формулировка международной повестки в рамках встреч «Совета Россия-НАТО». Кроме того, весомое значение следует отводить и дифференциации каналов взаимодействия, а именно выходу на так называемую экспертную дипломатию, в рамках которой могут на регулярной основе проводиться неформальные беседы с акцентом на аналитический характер их деятельности. Помимо этого, среди специалистов распространено мнение о необходимости восстановления должности Постоянного представителя при НАТО на уровне послов. Именно эти шаги, направленные на обеспечение относительной прозрачности проводимой политики в области международной безопасности, могут стать отправной точкой в потеплении отношений. Наличие общих вызовов и угроз, среди которых проблемы ядерного разоружения, международного терроризма, киберпреступности, позволяет сделать промежуточный вывод о том, что, в целом, направления для кооперации и сотрудничества (или, по крайней мере, обмена мнениями) есть, но реализация этих векторов взаимодействия затруднительна в силу слишком серьёзных разногласий по имеющимся вопросам.

В нынешних условиях сценарий «разрядки» отношений видится маловероятным по целому ряду причин. Принципиальная позиция и НАТО, и ЕС по Крыму остаётся неизменной. Грузия и Украина становятся плацдармами для размещения вооружений Североатлантического альянса, так как им отводится роль «защитных рубежей» в случае «агрессивных проявлений» России. Воинственная риторика, свойственная эпохе «холодной войны», также способствует усилению противоречий. Российская Федерация как суверенное государство отстаивает свои национальные интересы, причём зачастую в жёсткой и бескомпромиссной форме. Нежелание ни одной из сторон пойти на уступки влечёт вполне очевидные последствия в виде нагнетания атмосферы. Один из последних примеров – давление США на Турцию в вопросе покупки российских ЗРК С-400. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже заявил, что страна не понимает, почему они представляют угрозу для вооружений НАТО, а также предупредил, что Турция санкций не боится.  Европейский союз, в целом поддерживая стратегию НАТО в отношении России, предпринимает попытки вести независимую от навязываемых альянсом решений деятельность с учётом сохранения взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной в сфере экономике. Несмотря на это, роль США при осуществлении европейской политики остаётся значительной.

В заключение считаю нужным отметить тот факт, что до тех пор, пока между рассматриваемыми в работе акторами международных отношений будет царить атмосфера тотального недоверия, а образы друг друга будут конструироваться через призму угрозы, восстановление диалога Россия-НАТО будет по-прежнему далёким и несбыточным. Приблизить его можно: стоит лишь переосмыслить подходы и понять, где и в чём действительно кроются угрозы общемировой безопасности.

 

Список источников:

  1. В МИД заявили о полном прекращении сотрудничества между Россией и НАТО: [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190415/1552703674.html (дата обращения: 14.06.2019).
  2. НАТО ответила на заявление России о прекращении сотрудничества: [Электронный ресурс]. URL: https://rus.delfi.ee/daily/abroad/nato-otvetila-na-zayavlenie-rossii-o-prekraschenii-sotrudnichestva?id=85928447 (дата обращения: 14.06.2019).
  3. Лавров: Отношения России и НАТО вошли в фазу затяжного кризиса: [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/30/lavrov-otnosheniya-rossii-i-nato-voshli-v-fazu-zatyazhnogo-krizisa (дата обращения: 14.06.2019).
  4. Александра Самсоненко, Анастасия Румянцева «Усиливают напряжённость»: в ЕП опасаются, что заявления генсека НАТО ухудшат «добрососедские отношения с Россией»: [Электронный ресурс]. URL:

https://russian.rt.com/world/article/631569-ep-nato-otnosheniya-rossiya (дата обращения: 14.06.2019).

  1. ‘New rules of trust & security’: Macron wants EU ties with Moscow independent of NATO&US: [Электронный ресурс]. URL: https://www.rt.com/news/461643-macron-close-ties-russia/ (дата обращения: 14.06.2019).
  2. НАТО меняет военную стратегию: [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3150986 (дата обращения: 14.06.2019).
  3. На пути к стабильным отношениям Россия-НАТО: Совместный доклад Российского совета по международным делам (РСМД) и Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN). Доклад No 44/2019 / [под ред. А. В. Кортунова, А. М. Крамаренко, А. Томсона, Л. Кулесы; сост. К. Кубяк ; гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2019. – С. 11-18.