ru
Новости
  • 04.05.2018

    Конкурс эссе 2018

    Подробнее
  • 19.04.2018

    Начальник Генерального штаба ВС РФ встретился с верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО

    Подробнее
  • 09.04.2018

    Россия призывает НАТО разблокировать контакты по военной линии.

    Подробнее
  • 04.04.2018

    Новости конкурса эссе 2018

    Подробнее

20.06.2017

Гамова Виктория, Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы

Гамова Виктория
Волгоградский государственный университет,
студентка 2 курса,
Институт истории, международных отношений и социальных технологий,
г. Волгоград  

За всю историю взаимодействие между Россией и Евросоюзом в международной сфере безопасности проходило довольно неоднозначно. Но в то же время, перед двумя акторами появлялись общие проблемы, требующие активного сотрудничества. Концептуальные основы сотрудничества между Россией и ЕС в сфере безопасности были заложены еще в конце ХХ в. Первое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 24 июня 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г., определило коренные проблемы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности. Их целью было провозглашено содействие ≪все большему сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности, укрепляя тем самым безопасность и стабильность».

Следует отдельно отметить борьбу с терроризмом как линию взаимодействия России и ЕС. Такая линия возникла вскоре после террористической атаки в США 11 сентября 2001 г. Уже 3 октября того же года, на саммите Российской Федерации и Европейского Союза в Брюсселе было принято Совместное заявление по международному терроризму, в котором было подчеркнуто, что они «решили расширить сотрудничество в борьбе против международного терроризма». Что касается самого сотрудничества в данном направлении, то оно продвигается в последние годы на разных уровнях — от декларативного до конкретно-практического. На протяжении первого десятилетия XXI в. было принято шесть совместных заявлений, в которых сформулированы основные направления сотрудничества в деле укрепления международной безопасности, и три заявления о борьбе против терроризма. Но реальные шаги практически не совершались. Различие между видениями состояло в том, что стратегическое партнерство, предложенное Евросоюзом и принятое Россией в 2000 г., предусматривало приверженность принципам, заключенным  в Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Парижской хартии для новой Европы и в ряде других документов. Развитие России и стран Евросоюза в первом десятилетии XXI века очень быстро выявило факторы, препятствующие продуктивному сотрудничеству: экономические и  политические системы партнеров не сближались, а развивались в разных направлениях. Вплоть до весны 2014 г. отношения Евросоюза и России носили двойственный характер. Но, стоит отметить, что высокая степень экономической взаимозависимости и  близкие позиции в некоторых вопросах внешней политики и безопасности требовали систематического сотрудничества, исходящего из сугубо собственных интересов, а его важность и постоянство служили основанием для публичных заявлений, что обе стороны продолжают считать себя стратегическими партнерами.

За последние годы Россия и Запад сделали разные выводы о причинах и последствиях основных событий после «холодной войны», таких как цветные революции на Украине и в Грузии,  газовые кризисы 2006 и 2009 года и вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года. В конце 2013 г. возник и поныне продолжается конфликт, участниками которого являются Украина, Россия и Евросоюз. Он вызван взаимодействием трех факторов –внутренним кризисом в Украине, программой Восточного партнерства (ВП), принятой в 2009 г. и расхождением векторов развития и политики России и ЕС. Как заявлял С. В. Лавров: « Кризис всей системы европейской безопасности возник не в результате украинских событий, а наоборот, украинские события стали отражением глубинных противоречий, которые накапливались в Евроатлантике». К 2013 году многие эксперты стали утверждать, что система европейской безопасности сломлена, в связи с фактором «неинтегрированности» России в евро-атлантическую систему. Это связано с тем, что сама система сложилась в основном вокруг НАТО и ЕС, куда Россия не могла проникнуть,  что вызвало недовольство в ее политических кругах.

Со времен Карибского кризиса 1962 г. проблемы европейской и глобальной безопасности не были настолько связаны с  кризисом за пределами Европы, как это происходит в настоящее время в связи с ситуацией в Сирии. Все чаще в публичных обсуждениях взаимодействия Москвы и ее западных партнеров относительно Сирии появляются взаимные обвинения. Между тем, Россия и Запад на протяжении последних пяти лет неоднократно демонстрировали попытки добиться урегулирования сирийского конфликта. Так, начало российских операций в Сирии и террористические атаки во Франции в ноябре 2015 могут считаться новым этапом во взаимоотношениях между Россией и Западом. После этих событий изменились приоритеты на шкале международной безопасности, на первое место вышла борьба с терроризмом. Теперь  присутствие России в системе европейской безопасности даже при отсутствии желания Европы и США крайне необходимо. Вместе с этим между сторонами существует ряд проблем, препятствующих их сближению. К ним можно отнести недостаточное доверие, навязывание своей точки зрения в решении проблем другой стороне, а также наличие «третьей» в разрешении сирийского конфликта.

Активизация военной активности НАТО и ВС России в последнее время, проведение многочисленных маневров еще более обострили ситуацию. Впервые со времен холодной войны происходит сближение военных структур сторон. После крымской весны и   активного содействия процессу становления самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, Россию перестали расценивать как дружественную странам Запада державу.

Наиболее конфликтогенным остается вопрос о возможном присоединении к Альянсу Украины и Грузии, что Россия склонна рассматривать как нанесение ущерба ее положению в регионе. Страны НАТО и Россия продолжают обвинять друг друга в том, что именно действия противоположной стороны являются источником дестабилизации на Южном Кавказе.

Более того, росту военно-политической напряженности способствовал и глубокий кризис процесса сокращения обычных вооруженных сил в Европе. Так и не вступившее в силу Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах Европы способствует росту недоверия и военно-политической напряженности. Осложняет военно-политическое сотрудничество и перспектива реализации системы ЕвроПРО, которая по оценкам российских и зарубежных специалистов, будет развернута к 2020 г. Хотя по официальным данным данная программа реализовывается для борьбы с одиночными пусками ракет «третьих стран», России по понятным причинам данную версию не принимает. Этот факт точным образом подтверждает взаимное недоверие.

В настоящее время европейская безопасность в еще большей степени связана с глобальной безопасностью, вызов которой брошен исламским фундаментализмом и международным терроризмом. Но наращивание военного потенциала собственной безопасности России и Европейского союза (при участии НАТО) не будут так эффективны, как совместные действия. Анализируя развитие событий, Россия и Евросоюз в ближайшее время будут существовать в условиях конфронтации, которая будет характеризоваться военно-политическим сдерживанием друг друга, санкциями, а также соперничеством в различных регионах мира. В таких условиях особенно важно решить несколько задач. Во-первых, необходимо выработать определенную концепцию в области международной безопасности. Далее следует  разработать механизм совместной оценки опасностей и угроз. Это приведет к решению ряда вопросов, что станет вкладом в развитие партнерских отношений. Также необходимо реорганизовать институты, обеспечивающие безопасность. Это позволит наладить каналы диалога, что в дальнейшем приведет к эффективной борьбе с глобальными угрозами. Таким образом, работа Совета Россия – НАТО должна быть возобновлена на постоянной основе и направлена на скорейшее разрешение кризиса в отношениях России с Западом. Более того, на экспертном уровне необходимы меры по  созданию основы для решения проблем в сфере контроля над вооружениями и расширения экономического сотрудничества. Присутствие экспертного диалога во многом способствует выработки рекомендаций для официальных представителей сторон. 

Список использованной литературы 

  1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны URL : http://docs.cntd.ru/document/1900668
  2. Совместное заявление о борьбе с терроризмом URL : http://www.kremlin.ru/supplement/3538
  3. Подробный анализ развития отношений между Россией и Евросоюзом см. в статье: Борко Ю.А. Россия – Евросоюз: состоялось ли стратегическое партнерство? // Со- временная Европа, 2014, № 2. С. 19–30.
  4. Интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова газете Российская газета 26.09.2014 // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://rg.ru
  5.  Аналитический бюллетень «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» Центра по изучению проблем европейской безопасности Выпуск 41-2016. URL: http://inion.ru/
  6.  Аналитический бюллетень «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» Центра по изучению проблем европейской безопасности Выпуск 42-2016. URL: http://inion.ru/ 

 

 

blog comments powered by Disqus