ru
Новости
  • 07.06.2018

    Подведены итоги конкурса эссе 2018 года

    Подробнее
  • 04.05.2018

    Конкурс эссе 2018

    Подробнее
  • 19.04.2018

    Начальник Генерального штаба ВС РФ встретился с верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО

    Подробнее
  • 09.04.2018

    Россия призывает НАТО разблокировать контакты по военной линии.

    Подробнее

03.08.2016

Р. Газанчян,

Газанчян Рубен Рубенович
Студент II курса
Института международных отношений
Пятигорского государственного лингвистического университета
г. Пятигорск

 УКРАИНСКИЙ АСПЕКТ ДИАЛОГА «РОССИЯ – НАТО»

Сегодня в мире существует ряд важных, требующих безотлагательное решение проблем. И, наверное, разрешение именно украинского кризиса занимает одно из первостепенных значений для всего мирового сообщества, ведь в результате глобализации и увеличившейся взаимозависимости мира для решения проблем, протекающих в различных регионах мира, требуется взаимодействие различных государств.

Несомненно, в рамках не только украинских событий, но и международных отношений в общем особое внимание обращает на себя диалог «Россия – НАТО», который после распада СССР наращивал конструктивный потенциал, что позволяло совместно работать над формированием архитектуры европейской безопасности, ярким доказательством чему стало подписание «Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности», а также и последующее учреждение Совета Россия-НАТО.

Но, к сожалению, на данный момент конъюнктуру как европейского, так и мирового политического процесса, резко изменившуюся после начала украинских событий, можно охарактеризовать наметившейся тенденцией «охлаждения» взаимодействия России и Альянса. Но каковы причины этого явления и чем оно может быть чревато?

На мой взгляд, основная причина кроется в разносторонних подходах по разрешению кризиса. В то время как Москва твёрдо заявляет о неконституционном порядке смены власти на Украине и добивается скорейшего прекращения огня, Альянс в своей риторике упоминает неправомерность действий РФ в отношении Крыма и необходимость возвращения контроля Киева над юго-востоком Украины, население которого несогласно с политикой нынешних киевских властей. И, несмотря на то, что обе стороны выступают за сворачивание театра военных действий, мы видим, как разногласия Москвы и Брюсселя приводят к стагнации процесса разрешения проблемы.

Именно данная точка зрения является отправной в вопросе влияния украинского кризиса на архитектуру европейской безопасности. Ведь в том случае, если стороны не придут к консенсусу, то вполне вероятно, что эскалация конфликта будет усилена, а, следовательно, это может привести к возникновению договоренностей по увеличению военного арсенала украинской армии.

Но каков будет результат подобных решений? Почему канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила против поставок оружия Киеву, заявив об этом на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2015 года [1]? Почему лидер Пятой республики Франсуа Олланд говорит о том, что следующий сценарий этих событий – война [2]?

Целесообразно полагать, что детерминирующим фактором таких заявлений являются проблемы, с которыми уже в различной степени столкнулись многие страны Европы: распространение неонацизма и радикальных исламских настроений, нелегальная миграция (следствием чего стало повышение уровня преступности) и многое другое. Помимо внутригосударственного распространения этих проблем, сам факт протекания войны в соседней стране может оказать пагубное воздействие на внутриполитическую жизнь государств Старого света: «дух войны» может быть легко подхвачен радикально настроенной прослойкой европейского общества. Также полагаю, что одним из опасений европейских лидеров является потенциальное увеличение выброса нелегального оружия на «чёрный» рынок, что, несомненно, даст толчок к усилению конфликтогенного потенциала. Подобные последствия украинского кризиса станут роковыми, если вовремя не предпринять необходимые дипломатические меры.

Одними из важных событий в рамках разрешения проблемы уже стали состоявшиеся в Москве переговоры глав России, Германии и Франции, а также работа Минского формата, показавшего свою роль в контексте процесса деэскалации конфликта. Но, на мой взгляд, обязательным аспектом также должно стать изменение подходов сторон в данном вопросе. К сожалению, несмотря на весь накопленный позитивный потенциал в отношениях между РФ и НАТО, Москва уже не рассматривает Брюссель в качестве полноценного стратегического партнёра, обусловливая это недружественным поведением руководства Альянса в свете последних событий. Но и говорить об искоренении пережитков времён холодной войны в действиях западных стран тоже не приходится. Именно в этом и заключается фундамент всей проблематики.

Вновь считая, что Россия представляет потенциальную угрозу, Североатлантический альянс принимает различного рода меры для того, чтобы, во-первых, нарастить военный потенциал под предлогом возможных неправомерных действий Москвы, и, во-вторых, сделать показательный шаг, означающий несогласие с политикой Кремля. По мнению аналитиков, 2015 год ознаменуется продолжением натовцами двух процессов – побуждением к сотрудничеству ряда стран (в частности, реализацией планов в отношении Молдавии и Черногории) и продвижением военной инфраструктуры к российским границам[3]. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уже заявил, что создание дополнительных сил быстрого реагирования является «самым серьезным шагом НАТО по укреплению системы коллективной обороны с момента окончания холодной войны»[4].

Сегодняшняя политика России и Европы во многом зависит от характера американо-российских отношений, и ключ к разрешению «украинского вопроса» лежит примерно в этой же плоскости: США, как лидирующая страна НАТО, имеют в значительной степени большую силу голоса, нежели другие члены организации. Поэтому, говоря о взаимоотношениях России с европейской стороной Альянса в контексте кризиса на Украине, необходимо принимать во внимание, что без Вашингтона (или при его сопротивлении) найти выход из положения будет практически невозможно.

Также одной из проблем, усложняющей и без того трудный политический процесс, остаётся ситуация вокруг членства Украины в Альянсе. Правительство в Киеве всячески пытается ставить вопрос о вступлении в НАТО открытым, а это, в свою очередь, вызывает ответную реакцию со стороны Москвы, причём явно недвусмысленную: «Пока решение парламента Украины о выходе из внеблокового статуса не угрожает безопасности России, так как это решение политическое, но если это решение в дальнейшем приобретёт военный смысл, то мы будем действовать адекватно. Тогда с НАТО у нас будет полный разрыв, восстановить отношения будет практически невозможно», – заявил заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов[5]. Членство в НАТО не только Украины, но и любого другого граничащего с Россией государства воспринимается Кремлём как намерение максимально возможно создать геополитическое давление.

Тот факт, что одну из ключевых ролей в формировании архитектуры европейской безопасности играет диалог «РФ – НАТО», уже стал аксиомой. Уж очень много завязано на Москве и Брюсселе как в политическом, так и в военном плане. Постоянное сопротивление Альянса в вопросе о двустороннем сотрудничестве в рамках развертывания системы евроПРО не открывает возможности для создания коллективного подхода. Следовательно, российское руководство расценивает подобные действия как недружественные меры. А это, в свою очередь, приводит к нагнетанию обстановки и наращиванию милитаризационных темпов обеими сторонами.

Сохранение подобного статуса взаимоотношений между столь крупными геополитическими игроками приведёт лишь к деструктивным проявлениям принимаемых решений и отстаиванию своей позиции в более жёсткой форме со всеми вытекающими последствиями. Примером тому уже стала ситуация на российском валютном рынке и введение запрета на ввоз в Россию ряда видов продукции из Евросоюза в ответ на раскручивание санкционной спирали.

Считаю, что первым и очень важным шагом должен стать отказ от санкционной политики взамен на предпринятие мер по развитию диалога внешнеполитических ведомств, что позволит разрядить обстановку для создания гораздо более комфортных условий работы по дипломатическим каналам. Представляется продуктивным учреждение Россией и Альянсом организации, деятельность которой сводилась бы к контролю и обмену информацией между двумя сторонами, а это, в свою очередь, позволило бы исследовать конъюнктуру имеющейся проблемы, опираясь не только на собственные данные.

Украинский кризис стал, своего рода, проверкой отношений Москвы и Брюсселя на прочность, на выявление оставшихся в сознании истеблишмента принципов времён биполярного мироустройства. Сегодняшняя обстановка говорит о многих латентных противоречиях, которые выявились в ходе разрастания конфликта, и, конечно, ничего конструктивного ожидать от этого не приходится. Гражданская война на Украине ясно дала понять европейским лидерам, насколько оказалась шаткой система европейской безопасности и к чему это может привести. Но отрицательный результат - тоже результат. И России, и Альянсу, а также многим другим государствам необходимо сделать выводы, которые лягут в основу дальнейшего построения стабильного мира в Европе. Процесс этот будет нелегким и, вряд ли, принесет свои плоды в ближайшее время. Именно постепенное преобразование формата взаимодействия позволит переориентировать внешнеполитический курс РФ и стран НАТО в позитивное русло. И если такая тенденция начнёт набирать обороты, то это, логично предположить, станет опорой более тесного сотрудничества и залогом для формирования безопасности в Европе. Кооперация в рамках евроПРО, проведение совместных военных учений натовских и российских войск, активизация работы НАТО и ОДКБ, взаимное информирование и применение мощного потенциала обеих сторон для предупреждения угроз нового времени – всё это возможные долговременные последствия в случае пересмотра существующих отношений.

В то же время мы должны понимать, что кризис на Украине не единственный предмет, который заслуживает внимания мирового сообщества. Терроризм, наркотрафик, проблема голода и бедности в развивающихся странах, недоступность начального образования во многих регионах мира, а также сложность в сдерживании локальных конфликтов и многое другое требуют постоянного и тщательного контроля для недопущения их развития, но окончательного искоренения в дальнейшем. Поэтому возникновение другого «замороженного» конфликта станет еще одним бременем на плечах лидирующих государств, причём в подавляющей степени для России.

Конкретными шагами для создания устойчивого миропорядка и противостояния угрозам и вызовам XXI века должны стать отказ от проведения Западом политики «двойных стандартов», выявляющей негативные амбивалентные черты, что в конечном итоге приводит к возникновению недоверия; переориентация стратегии угроз, проявляющейся, в частности, в показательном увеличении войск и единиц военной техники у собственных границ, в сторону позитивной риторики; проведение обеими сторонами более «мягкой» политики по украинскому кризису для возможности не только заявить о важности дипломатического разрешения проблемы, но и реального осуществления подобной меры; создание института, целью которого являлась бы исключительно разработка мер по наращиванию конструктивного потенциала в совместной деятельности.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что история уже показала способность к сотрудничеству между Россией и Альянсом. Но многие нынешние проблемы заставляют обе стороны отказаться от преследования главных целей по укреплению международной безопасности и продвигать односторонний формат решения задач. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы не только сегодняшнее руководство в Брюсселе и Москве, но и последующие поколения истеблишмента понимали важность позитивных двусторонних отношений для всего мира.

 


 

[1] Ангела Меркель высказалась против поставок западного оружия Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/07/peregovori-anons.html

[2] Франсуа Олланд: Переговоры в Москве — последний шанс избежать войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.rt.com/article/72929

[3] 2015: НАТО делает «пальцы веером» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/108539/

[4]НАТО сосредоточится на России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150112/225465719.html

[5] Минобороны РФ: Вступление Украины в НАТО приведёт к полному разрыву отношений Москвы и альянса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.rt.com/article/66117

 

blog comments powered by Disqus