ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Игорь Вохминцев, «Один регион, две системы»

Вохминцев Игорь Вадимович
студент 4 курса,
исторический факультет,
Самарский национальный исследовательский университет
г. Самара 

«Один регион, две системы»

В 2019 году продолжилась  тенденция разрушения архитектуры системы безопасности в Европе. В системе нераспространения ядерного оружия, США вышли из ДРСМД[1], который напрямую влияет на баланс сил в Европе, затрагивая и Россию.  Выход США из СВПД в первую очередь оказывает экономическое влияние на регион, ограничивая бизнес ЕС[2]. Ситуация на Украине и статус Крыма осложняют отношения НАТО и ЕС с Россией, в которых последняя представлена виноватой. Внутренне политическое положение стран ЕС, связанное с Brexit и ростом правых партий заставляет правительства уделять больше внимания внутренней ситуации, традиционно перекладывая бремя ответственности на США, которое все больше задумывается об изменении условий предоставления своей помощи[3]. Относительно свободной от проблем линией в регионе остается сфера экономических взаимоотношений РФ-ЕС. Сложившаяся ситуация вызывает объективное желание ЕС продвигать свои инициативы независимо ни от кого. PESCO[4] и концепт «Европейской Армии» [5] призваны уменьшить влияние США на страны в сфере безопасности. Но фактически, их роль в демонстрации США независимости[6] [7]. В экономической сфере, ущерб от действий США с выходом из СВПД, ЕС пытается компенсировать через  Блокирующий Акт, но реальных доказательств эффективности не обнаружено[8].

Все вышеуказанные проблемы, несмотря на бесспорное взаимовлияние, делятся на 3 основные группы: РФ-ЕС, РФ-НАТО и НАТО-ЕС. Последняя группа имеет внутреннюю логику и  её причины не являются объектом интереса в данной работе, но первые 2 будут подробно разобраны. Они имеют одну парадигму, по которой Россия виновата в нарушении стандартов, правил и норм демократического государства и должна нести за это наказание. По такой логике Москва выступает отколовшейся после 2008 года частью Запада, в который она была почти интегрирована. Такая трактовка никогда не находила понимания со стороны Москвы, которая утверждает себя как самостоятельный актор. В этом лежит корень всех проблем и невозможность найти общей знаменатель. В таком случае надо изменить ситуацию из «одного региона, одной расколотой  системы» в предлагаемый нами «один регион, две системы».  Таким образом, решается корневая проблема видения ситуации, на основе которой можно выстраивать равноправный диалог. Данный концепт никак не относится к общей сфере культуры и исторического наследия. Также это совсем не «биполярность», так как нет противостояния во всех сферах. Это лишь инструмент, который доказал свою эффективность. Ситуация напоминает ту, которая сложилась в середине 20 века между КНР и Тайванем. Обе страны считали себя «Китаем», имели свои вооруженные силы, экономику, были признаны рядом государств как независимые и полноправные  акторы, но претендовавшие на одно и тоже наследие.  Ситуация много раз доходила до уровня демонстративной агрессии и решение не находилось до 1980-х годов.  Уровень конфликтности был максимальным. Тогда же, лидером коммунистического Китая, со столицей в Пекине, Дэном Сяопином был предложен концепт «Одна страна, две системы». Это позволило объединить страну, с сохранением политических режимов, в рамках отдельных регионов. Свело на нет вооруженную агрессию и положило путь «Китайскому экономическому чуду». Не менее показателен и процесс «разрядки». Два лагеря разделены полностью в экономике и идеологии, заменявшей собой политику и культуру. Между ними фактически шел прямой конфликт через своих союзников во всех частях мира. Но тем не менее, осознавая реальную угрозу человечеству два лагеря пошли на встречу друг другу и создали документально зафиксированную систему безопасности. Почему бы не использовать опыт КНР и «Период разрядки» для ситуации сегодня?

Причина сложившейся ситуации по линии ЕС-Россия лежит в области политики, которая тянет за собой экономику и только в такой последовательности. Экономические инструменты вторичны, а идеологический компонент отсутствует вовсе. Санкции, веденные 17 марта 2014 года в связи с ситуацией вокруг Украины носят сугубо личный характер против конкретных людей[9], таким образом, реального экономического ущерба РФ они нанести не могут, и не для этого вводились, а служат лишь политическим целям. Продолжается дальнейшая реализация крупных экономических проектов, таких как «Северный поток-2»[10]. Подтверждают эту позицию и данные товарооборота между РФ и ЕС, который неуклонно растет после проседания в 2014 году[11].

Конфликт по линии НАТО-РФ уходит в 1990 год, когда были даны «устные обязательства» нерасширения Альянса на Восточную Европу и уже в 1999 году нарушенные. Ситуация обострилась в 2008 году с ситуацией вокруг Грузии, тогда Альянс осудил действия Москвы[12]. Дальнейшее обострение ситуации произошло в 2014 году, вокруг Крымского референдума и действий Москвы[13]. С тех пор отношения продолжаются в негативном русле взаимных упреков и обвинений. Но так как НАТО-это оборонительный Альянс, то никаких реальных действий против Москвы, кроме силовых, он совершить не может, как и Москва против НАТО.  Не влияют эти отношения, как минимум напрямую, и на вопросы ядерного разоружения в регионе, так как НАТО не является участником договоренностей.

Было бы наивно отрицать взаимное влияние двух линий НАТО-РФ и ЕС-РФ друг на друга, но не стоит и преувеличивать такое взаимопроникновение. По сути складывается ситуация, при которой ФРГ как страна ЕС накладывает санкции на граждан РФ и как член НАТО осуждает действия Москвы на Украине и в Грузии. Но в то же самое время развивает взаимовыгодные экономические отношения с Москвой в энергетической сфере[14]. Также Франция, в 2008 году осуждавшая действия РФ в Грузии как страна ЕС, а в 2009 и НАТО, заключила контракт на продажу военных судов, но в 2014 году по политическим мотивам расторгла договор[15].

Концепт для ЕС\НАТО-РФ «Один регион, две системы» основан на взаимном признании различий и сложившейся ситуации. Главная цель- в диверсификации проблемных частей. Важным обстоятельством является сохранение всех экономических и культурных связей, связей между странами и организациями, поэтому это не «Биполярность». Будем реалистами, ЕС и НАТО должны осознать, что Россия точно не вернет обратно Крым. В принятии этого им поможет ситуация вокруг Кипра, когда часть острова просто была оккупирована Турцией, под предлогом защиты этнических турок. ЕС и НАТО  не признавая Северный Кипр официально, признают его фактически, так как Турция не была исключена из Альянса, а Кипр в 2004 году стал членом ЕС с неурегулированной границей и неясным политическим статусом части территории. РФ в свою очередь должна признать Украину в том виде и с той политической системой, которая там сложилась. Вторым шагом должно быть закрепление и подтверждение обязательств по пока еще действующим договорам, основными из которых являются Хельсинские соглашения 1975 года, создавшие ОБСЕ. Это самый представительный форум, ему нужно лишь придать ту главенствующую роль, которую он и должен занимать. Один из главных аспектов безопасности это Ядерное оружие, которое должно быть выведено за пределы  связанных соглашений и рассматриваться отдельно. Самое главное в этом процессе не применять федералистский подход, затушевывая решения проблем через множество договоров и организаций, а применить функционализм на основе действующих соглашений, расширяя экономическую базу между сторонами. Именно так и строился ЕС в самом начале. Не надо никого никуда включать, прививать ценности и указывать на недостатки. Там где есть взаимный интерес нужно работать, а где существует конфликт, нужно его заморозить, не усугубляя сиюминутными решениями. Но заморозить, не значит забыть и ждать пока само пройдет, нужно кропотливо искать решение через экспертное сообщество, дав ему время поработать.

Список источников и литературы

  1. Statement from the President Regarding the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty // The White House URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-regarding-intermediate-range-nuclear-forces-inf-treaty/ (дата обращения: 1.05.2019).
  2. Политика санкций: европейский парадокс // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-sanktsiy-evropeyskiy-paradoks/ (дата обращения: 22.05.2019).
  3. NATO Is Thriving in Spite of Trump // The Foreign Affairs URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2019-03-20/nato-thriving-spite-trump (дата обращения: 23.04.2019).
  4. Defence cooperation: 23 member states sign joint notification on the Permanent Structured Cooperation (PESCO) // The european Union external action URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/35552/defence-cooperation-23-member-states-sign-joint-notification-permanent-structured-cooperation_en (дата обращения: 23.04.2019).
  5. After Macron, EU executive echoes EU army call // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-eu-army/after-macron-eu-executive-echoes-eu-army-call-idUSKCN1NB24Q (дата обращения: 15.04.2019).
  6. Чернега В. Н. Внешнеполитический курс Э. Макрона:между «державностью» и евроатлантизмом // Международная аналитика. М.: ИМИ МГИМО МИД РФ, 2018.
  7. Яковлев П.П Макрон и европейская армия:геополитический контекст и международная реакция // СВЕТ И ТЕНИ «ЭРЫ МАКРОНА» . М.: ИЕ РАН , 2019.
  8. Политика санкций: европейский парадокс // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-sanktsiy-evropeyskiy-paradoks/ (дата обращения: 22.05.2019).
  9. EU sanctions against Russia over Ukraine crisis // European Union Newsroom URL: https://europa.eu/newsroom/highlights/special-coverage/eu-sanctions-against-russia-over-ukraine-crisis_en (дата обращения: 22.05.2019).
  10. 1,000 Kilometres of the Nord Stream 2 Pipeline Laid // Nord stream 2 URL: https://www.nord-stream2.com/media-info/news-events/1-000-kilometres-of-the-nord-stream-2-pipeline-laid-122/ (дата обращения: 23.05.2019).
  11. Торговля // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе URL: https://russiaeu.ru/ru/torgovlya (дата обращения: 4.05.2019).
  12. Meeting of the North Atlantic Council at the level of Foreign Ministers held at NATO Headquarters, Brussels // NATO URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_29950.htm (дата обращения: 4.05.2019).
  13. Statement by NATO Foreign Ministers // NATO URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_29950.htm (дата обращения: 4.05.2019).
  14. Северный поток // Газпром URL: http://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/ (дата обращения: 2.05.2019).
  15. Why France Should Not Deliver the Mistral Ships to Russia // Carnegie Europe URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/57441 (дата обращения: 5.05.2019).