ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

22.06.2015

Клопова Анастасия, г. Благовещенск

Конкурсная работа

Всероссийский конкурс рефератов и эссе не тему:
«Новые тенденции в формировании архитектуры европейской безопасности
в контексте «Украинского кризиса»

 

Клопова Анастасия
Студентка 1 курса
факультета международных отношений,
Амурского Государственного Университета
г. Благовещенск

 

Кризис отношений между Россией и НАТО – не новая проблема для европейско-атлантического региона. Различия во взглядах на важнейшие вопросы стоящими перед государствами, не согласованность действий, конкуренция за ресурсы – все это характеристика отношений между Альянсом и Россией. В данном реферате рассматриваются причины текущего кризиса отношений между Россией и НАТО и их влияние на формирование архитектуры европейской безопасности в общем. На данный момент можно только прогнозировать развитие событий и их влияние на формирование архитектуры европейской безопасности, так как полную картину событий по этой теме невозможно восстановить в связи с тем, что ситуация на Украине развивается стремительно, а точки зрения и данные в разных источниках сильно рознятся. Целью реферата является определить основные кризисные ситуации между Россией и НАТО и причины их обострения в последние годы, а также их влияние на архитектуру безопасности в Европе.

Проанализировав работы политологов по данной теме, можно отметить что больше всего внимание уделяется проблеме легитимности присоединения (в части источников, используемых в этом реферате, встречается термин «аннексия») Крымского полуострова к России. Свою позицию по этому вопросу высказала Комиссия НАТО-Украина 24 сентября 2014[1]: «Мы решительно осуждаем неправомерную и незаконную самопровозглашенную «аннексию» Крыма Россией и непрекращающиеся намеренные действия по дестабилизации востока Украины, которые ведет Россия в нарушение международного права.» По прошествии 6 месяцев, позиция официальных представителей НАТО не изменилась. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. давая интервью журналу Maclean 27 марта 2015 года заявил, что НАТО оказывает политическую поддержку Украины по проблеме аннкесии Крыма и не признает его частью России[2] . Важность этой территории для Атлантического Альянса очень велика. По мнению Маркуса Пападопулоса  у НАТО были планы на создание базы на Крымском полуострове, что ослабило бы позиции России в Черном море[3]. Борьба за перевес сил и наращение военной техники в этом регионе не способствуют мирному разрешению этой проблемы. Кризис в мирных переговорах создает еще одну конфликтный регион на карте Европы, а проведение учений как Россией, так и странами Североатлантического Альянса могут рассматриваться с обеих сторон как провокации.

Как таковое признание Россией итогов общекрымского референдума 16 марта 2014 легитимными также усугубляет положение напряженность отношений с Альянсом. В целях давления на Москву, страны-участницы НАТО ввели несколько пакетов санкций, направленных на замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки[4]. В марте 2015 года страны НАТО продлили санкции еще на год, что вполне логичный шаг, так как а прошедшее время не было достигнуто минимального компромисса, не говоря уже об уступках одной из сторон другой.

Следующим камнями преткновения являются установка, планы строительства систем ПРО (противоракетной обороны) вблизи границ Российской Федерации и процесс присоединение к Альянсу бывших советских республик. Москва видит в таком приближении к границам государства некое «окружение» недружественных ей военных сил и вмешательство в ее сферу влияния в Восточной Европе. Присоединение к блоку Украины и Грузии еще сильнее обострят отношение НАТО и России, так как по словам К. Эггерта[5] «дать его [членстово]  – значит вступить в прямую политическую конфронтацию с Россией с вытекающими из этого непредсказуемыми последствиями. Отказать –значит признать эксклюзивные права Москвы на постсоветское пространство, что, с точки зрения большинства стран-членов, невозможно».

Что же касается таких стран как Швеция и Финляндия, о членстве которых в НАТО говорится уже долгое время, после Референдума о статусе Крыма, дискуссии на эту тему активизировались с новой силой из-за опасений предполагаемой агрессии со стороны России. «Если вдруг допустить, что эти страны или вступят в НАТО, или активно разовьют военно-стратегическое партнерство с альянсом, то для России это будет означать резкое ухудшение ситуации на Балтике», – считает В.В. Фесенко[6]. Активизация процессов сближения Швеции и Альянса можно увидеть уже сейчас. 1 апреля 2015 по заявлению премьер-министра Швеции С. Лёвена во время его визита в США[7], активное вооружение России является одной из причин, почему правительство и оппозиция Швеции ведут переговоры о наращивании военного потенциала Швеции и подписании ряда договоров по сотрудничеству с НАТО.

Провозглашение независимости Луганской и Донецкой областей от Украины также являются элементами усиливающими кризис между НАТО и Россией. После официального заявления 12 мая 2014 года представителей об отделении ДНР и ЛНР, Россию обвинили в поддержке выхода юго-востока из состава Украины, в то время как Президент РФ В.В. Путин обращался с призывом отложить референдум, предусматривающий создание самостоятельного государства. По словам Е. Примакова[8], Россия не диктовала, каким должен быть статус Украины в результате внутриукраинских переговоров. Из этого следует что Москва ни публично, ни «за кулисами» не поддерживала идею выхода юго-востока из состава Украины. Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Словакии 4 апреля 2015 , С.В. Лавров подчеркнул важность выполнения Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, включая решение острейших гуманитарных проблем, прекращения дальнейшей экономической блокады территорий Донецкой и Луганской областей и скорейшее прекращение военных действий на этих территориях[9]. Стоит подчеркнуть, что в своих выступлениях официальные представители России избегают формулировок Донецкая и Луганская республики, называя их областями. В то же время Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Россия продолжает оснащать и готовить сепаратистов на востоке Украины - несмотря на заключенное в феврале Минских договоренностей о прекращении огня[10]. В тоже время появляются не подтвержденные данные на тему присутствия российских войск в Донецкой и Луганской областях и помощи оружием и техникой. Начальник генштаба ВСУ генерал-полковник Виктор Муженко заявил, что Киев владеет информацией об участии отдельных граждан России и военнослужащих российской армии в вооруженном конфликте в Донбассе, но при этом отметил, что украинская армия не ведет боев с регулярными частями армии России[11].

Активные действия России в сфере как военных учений, так исследовательских экспедиций в Арктике, вызывают опасения у НАТО. При этом стоит заметить что и Альянс укрепляет свои позиции на этой территории (военные базы США в Норвегии, проведение военных учений США и Канадой, станции ПВО и ПРО в Гренландии). Сегодня за рубежом основной упор делается на создание и расширение полномочий различных международных арктических организаций и комитетов, проведение широкомасштабных фундаментальных и военно-прикладных исследований, расширение изучаемых районов, с включением в их состав исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также усиление позиций западных спецслужб в действующих международных организациях и учреждениях. В тоже время создание Арктического Совета (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США) в 1996 году должно было сделать работу приарктических стран более слаженной. Учитывая склонность всех прибрежных арктических государств совместно защищать их совпадающие права и интересы в Арктике от любых претензий на них со стороны других государств, «Арктическая пятёрка» превратилась в довольно устойчивое международное явление и влиятельный фактор в регионе. Её легитимность вряд ли может быть поставлена под сомнение. Создание подобного Совета говорит о том, что и страны НАТО и Россия понимают важность совместного урегулирования спорных вопросов путем дипломатических переговоров о Арктического региона, что является знаком понимания изменения в обеспечении безопасности в мире и в Европе в частности.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить тот факт, что отношения между НАТО и Россией носили напряженный характер, та как поводом создания Альянса была Холодная война с СССР. С ее окончанием, по мнению А. Г. Нестерова, уменьшилась угроза широкомасштабных столкновений между блоками государств. Идеология обеспечения европейской безопасности, основанная на защите от советской угрозы, стала историей[12]. Для плодотворной работы между Альянсом и Россией, должен быть достигнут консенсус в важных для европейской безопасности вопросах. Важно понять, что все действия в политической жизне страны на прямую влияют на жизнь людей, что мы можем видеть сейчас на примере Украины. 20 июня 2008 г. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров отмечал[13]: «По-новому стоит вопрос о судьбах многообразной европейской цивилизации. На политическом уровне востребовано равноправное взаимодействие трех ее самостоятельных, но родственных составных частей. На смену конфронтационной парадигме внутриевропейских отношений периода холодной войны приходит парадигма сотрудничества». Нужно стремиться к созданию новой атмосферы доверия в Евро-Атлантическом регионе, которая помогла бы по-новому взглянуть на, казалось бы, устоявшиеся модели поведения и отношений между странами. Совместные усилия по соблюдению уже заключенных договоров по сохранению устойчивости в Европе позволят стабилизировать положение.



[1] NATO - Official text: Совместное заявление Комиссии НАТО–Украина, 04-Sep.-2014 // Режим доступа: http://nato.int/cps/ru/natohq/news_112695.htm?selectedLocale=ru (09.04.2015).

[2] Столтенберг: НАТО считает Крым частью Украины : Новости УНИАН // Режим доступа: http://www.unian.net/world/1060928-stoltenberg-nato-schitaet-kryim-chastyu-ukrainyi.html (14.04.2015).

[3]Маркус Пападопулос: Запад сделает все, чтобы ослабить положение России в мире // Режим доступа: http://politobzor.net/show-31447-markus-papadopulos-zapad-sdelaet-vse-chtoby-oslabit-polozhenie-rossii-v-mire.html (09.04.2015).

[4] NATO - Topic: Украина – отношения с НАТО // Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_37750.htm?selectedLocale=ru (14.04.2015)

[5] Россия и НАТО в преддверии главного кризиса | ИноСМИ - Все, что достойно перевода // Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150220/226387479.html (09.04.2015).

[6] РФ в кольце "друзей": Швеция и Финляндия задумались о членстве в НАТО | РИА Новости // Режим доступа: http://ria.ru/world/20140903/1022627620.html (09.04.2015).

[7] Швеция. США. Внешэкономсвязи, политика // Режим доступа: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=1331259 (14.04.2015).

[8] РСМД :: Украина: тяжелое сегодня и сложное завтра // Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4319#top (09.04.2015).

[9] МИД России | 04.04.2015 | Вступительное слово и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции // Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/F3B2F853ACCC5CF743257E1D005167EF (09.04.2015).

 

 

[10] НАТО: Россия продолжает снабжать сепаратистов Донбасса - BBC Russian // Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150311_rn_nato_russia_ukraine (09.04.2015).

[11] Украинский Генштаб: Российская армия в Донбассе не воюет — ИноТВ //  Режим доступа: http://russian.rt.com/inotv/2015-01-29/Ukrainskij-genshtab-Rossijskaya-armiya-v (14.04.2015).

[12] Семененко «Европейская безопасность в новых геополитических условиях» | Научная работа | Кафедра политологии ЮУрГУ // Режим доступа: http://www.polit.susu.ac.ru/articles/europeansecurity.shtml (14.04.2015).

[13] МИД России | 20.06.2008 | Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на международном симпозиуме «Россия в XXI веке», Москва, 20 // Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/8825DB13898CD2E4C325746E0057BB9E(14.04.2015).

blog comments powered by Disqus