ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

09.10.2014Батралиева Алина Шамуратовна, г. Пятигорск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Батралиева Алина.

Батралиева Алина Шамуратовна           
студентка 5 курса Института международных отношений            
Пятигорского государственного лингвистического университета
г. Пятигорск

 

В этом году была годовщина вступления в Северо-Атлантический альянс Чешской Республики. За 15 лет в рядах НАТО Чехия успешно участвовала во многих операциях, проводимых Альянсом. Об этом упоминал заместитель Генерального секретаря организации Северо-Атлантического договора Александр Вершбоу во время своего выступления в Зимней Академии 2014, проходившей в Министерстве иностранных дел Чехии в марте.[1]

В программе Академии преимущественно были темы касательно будущего НАТО – это и повестка дня предстоящего Саммита НАТО 2014, который состоится в сентябре текущего года, и сокращение бюджета на оборону (об этом очень часто говорилось), и совместные учения сран-членов альянса, будущее Афганистана после вывода войск и другое. Однако, ввиду настоящих событий, на повестку дня для обсуждения тема кризиса на Украине и присоединение Крыма в состав Российской Федерации не раз поднималась и спикерами, и участниками Академии. В первый день по данной тематике выступал, как говорилось, «второй человек в НАТО» А. Вершбоу, который заявил, что отношения России и НАТО из-за украинских событий испытывают некое напряжение. По его словам, Россия нарушает международное право и все принципы безопасности, проводя активные действия на территории Украины. Политика России относительно Украины ухудшает партнерские отношения с альянсом. Но с другой стороны, наши натовские партнеры полагают, что всё-таки у нас есть общие цели и вызовы, с которыми мы должны справляться сообща, к примеру, вывоз войск из Афганистана к концу 2014 года, сохранение безопасности в Европе и так далее. О каких же действиях России на Украине говорил заместитель Андерса Фон Расмуссена немного неясно. Скорее всего, вся суета была спровоцирована «аннексией» полуострова Крым Россией, которая была проведена с помощью наших войск. Кстати, эта информация муссировалась на протяжении всех дней Зимней Академии. Но не забудем ситуацию, которая разворачивалась вокруг Косово. Сопоставление ему украинского кризиса наши западные коллеги отвергали, говоря об исключительности ситуации на Балканах, и о том, что суверенитет Косово обсуждался около 10 лет. Но что было бы, если другие внешние силы «взялись за Украину» при пассивной политике России, обвиняли бы их за вмешательство во внутренние дела суверенного государства? Можно предположить, что нет, ибо такой однообразный сценарий прослеживается долгое время, но с разными участниками.  

Проводя небольшой исторический экскурс, можно отметить, что отношения развивались не столь гладко, даже после окончания «холодной войны». При этом огромное значение имеет расширение Организации Североатлантического договора на Восток, что явно затрагивает интересы нашей страны.

Такое достаточно неожиданное событие в Европейской зоне безопасности заставило забыть о разговорах по поводу тесного сотрудничества на пути к стратегическому между странами-участницами НАТО и Российской Федерации на Саммите в Лиссабоне в 2010 году.[2]  По словам наших северо-атлантических партнёров, Россия нарушила не только международное право, но и принципы Устава Организации Объединённых Наций, и принципы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и двусторонний договор 1997 года с Украиной, а также излюбленный западными политиками договор 1994 года о территориальной целостности Украины. Но это ещё не все злодеяния со стороны России. О пропаганде российских средств массовой информации тоже немало формулировок. Однако, всем нам известно, кем в постоянном режиме используется данный механизм мягкой силы.

Несмотря на кризис в отношениях России и НАТО, создание новой архитектуры безопасности Евро-Атлантического региона после крушения биполярной системы безопасности полностью зависит от скоординированной работы всех сторон, в виду всё более усиливающейся взаимозависимости мира.

Неким прорывом в отношениях России и НАТО можно считать 2001-2002 годы. Во-первых, взаимная инициатива президента Российской Федерации (на тот момент) Владимира Путина и генерального секретаря НАТО лорда Джорджа Робертсона об углублении отношений, а также выведении их на качественно новый уровень. Во-вторых, учреждение Совета Россия-НАТО в 2002 году стало символом для принятия согласованных решений, направленных на создание мира в Евроатлантическом регионе.

В настоящее время тенденция невольного расширения спектра применения военной силы НАТО  становится более четкой. Это понимают все. Под видом миротворческих миссий, при выполнении гуманитарной помощи, для утверждения демократии в разных странах применялась военная сила. Можно заметить, что сейчас военная элита стран альянса (прежде всего США) с легкостью принимает решения для достижения целей с применением вооруженных сил. Тем самым идет укрепление позиций НАТО в тех или иных регионах мира.

События 11 сентября 2001 года рассеяли последние сомнения непримиримых скептиков касательно масштабов угрозы террористов. Умудрённая горьким опытом 90-х Россия скорее, целостнее и глубже осознала всю опасность международного терроризма, нежели другие государства.

После распада Советского Союза активизировалась политика «ультраколониализма»  для установления контроля над ресурсами. Этот курс, выбранный странами НАТО, противоречит национальным интересам стран Центральной Азии, а также России. Не стоит забывать, что это всё же военно-политический блок, не смотря на то, что он трансформируется в более политическую организацию. Хотя, если посмотреть за военные затраты блока НАТО, то здесь США вносят 75% на военные расходы. Поэтому появляются некоторые сомнения по поводу принятия решений внутри альянса, работает ли здесь принцип «кто платит, тот и музыку заказывает». В военной доктрине Российской Федерации отмечено, что расширение НАТО является угрозой номер один для безопасности государства. Однако, отношения не переходят невидимую границу, но попытки всё же есть. Например, вопрос членства Грузии в НАТО. В Бухарестском саммите об этом было сказано. Госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроантлантические структуры Георгий Барамидзе заявил, что в настоящее время страна интенсивно прогрессирует для вступления в НАТО.  К тому же, для Грузии ежегодно разрабатывается соответствующими структурами альянса детальный план действий. Если членство Грузии в НАТО уже не является вопросом, стоит задуматься о последствиях такого, так как это страна непосредственно граничит с Россией.

Исторически сложился стереотип, что конфликты могут возникнуть только между демократией и диктаторским режимом, между двумя монархиями, но никогда не было войн между двумя демократиями. В связи с этим возникает вопрос, если страны-члены НАТО являются демократическими и в России развивается демократия, то почему так остро стоит вопрос об угрозе со стороны НАТО? Западные эксперты считают, что России не стоит опасаться расширения альянса, только, если она (Россия) действительно демократическое государство. Здесь стоит отметить, что, даже не смотря на такое заявление, угроза существует, рано или поздно придется принимать серьезные решения, но для этого необходим сильный лидер.

Если угрозы нет, то, в этом случае, для чего Организации Североатлантического договора следует  принимать в свой состав такие страны как Грузия и Украина?

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны в вопросах сотрудничества открываются безграничные возможности реализации совместных взаимовыгодных проектов. С другой существует ряд явных противоречий, всячески препятствующих реализации этих проектов. По моему мнению, разрешение данных противоречий – насущная необходимость, обусловленная глобализационными, геоэкономическими процессами. И все разногласия и противоречия, в конце концов, сойдут на «нет», так как слияние глобальных игроков неизбежно. И в первую очередь, шагом на пути к стратегическому сотрудничеству станет создание единой системы коллективной безопасности.

 



[1] Зимняя Академия 2014 в Праге [Элекронный ресурс]. – Режим доступа: http://pglu.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=33457&PAGEN_2=122

[2] NATO's Milestone Lisbon Summit [Элекронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.cfr.org/nato/natos-milestone-lisbon-summit/p23419

blog comments powered by Disqus