ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

09.10.2014Бурченкова Ксения Владимировна, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Бурченкова Ксения.

 Бурченкова Ксения Владимировна
Студентка 4 курса
факультета международных отношений 
Амурского государственного университета,
г. Благовещенск.

 

Уже долгое время продолжается история отношений России и Организации Североатлантического договора (НАТО) и их хоть и скрытого, но явного соперничества. Россия и НАТО имеют две разные сущности и, соответственно, стараются вести себя как соперники. Пока НАТО, руководствуясь в вопросах безопасности принципами «коллективности» и «коалиции», стремится нейтрализовать военные шаги Кремля, Россия остается приверженной идеям «сохранения статус-кво» и «баланса» и надеется преодолеть коалиционное могущество Североатлантического альянса. Это могут подтвердить слова российского министра иностранных дел С.В. Лаврова о том, что «Москва стремится к сотрудничеству с соседними странами и развитию отношений со всеми. Однако когда эти страны собираются воедино под эгидой НАТО, у них прослеживается антироссийский дух»[1]. Но, несмотря на такие достаточно напряженные отношения между сторонами сотрудничество продолжает развиваться и сегодня, в условиях появления новых угроз безопасности XXI века, которые требуют консолидации усилий.

Механизмом для консультаций, сотрудничества и совместного принятия решений России и НАТО является Совет Россия-НАТО (СРН). СРН был создан во время встречи в верхах между НАТО и Россией, проходившей 28 мая 2002 года в Риме, с принятием Декларации «Россия–НАТО: новое качество»[2]. Цели и принципы, сформулированные в Основополагающем акте Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанном в 1997 году и по-прежнему являющемся официальной основой отношений России и НАТО, получили новое развитие в заявлении, принятом по итогам встречи в верхах в Риме. Так, среди основных направлений сотрудничества СРН можно выделить борьбу с терроризмом, противоракетную оборону, нераспространение ОМУ, военное сотрудничество, борьба с пиратством, научное сотрудничество, тыловое обеспечение и многие другие. Но я хотела бы заострить свое внимание на последней области сотрудничества – тыловом обеспечении[3], так как именно оно играет, порой, ключевую роль в исходе военной операции и повышает авторитет государства в глазах других. А в современных условиях это приобретает особую важность.

Общего определения термина «тыловое обеспечение» нет. Однако в НАТО это выражение понимается так: «совместная теоретическая и практическая деятельность для планирования и дальнейшего осуществления передвижения и снабжения войск НАТО»[4]. Этот термин используется для нескольких видов деятельности, таких как:

проектирование и разработка материальных средств, их приобретение и содержание, дальнейшая транспортировка, распределение по определенным зонам, техобслуживание и ремонт, эвакуация, а также их реализация и полная утилизация;

перевозка личного состава подразделений;

приобретение и строительство сооружений, техобслуживание и эксплуатация;

приобретение или предоставление различных услуг;

санитарно-медицинское обеспечение[5].

Тыловое обеспечение является стержнем любой военной операции. Созданная в мирное время система тылового обеспечения, которая предназначена для использования в ходе военной кампании, является связующим звеном между фронтом и экономикой страны. В то же время она представляет собой один из важных факторов (наряду с тактикой и системой управления), позволяющих проводить наступательную операцию. По мнению ведущих западных военных экспертов, «стратегия и тактика являются основой планирования боевых действий, а служба тыла обеспечивает средства для их ведения»[6]. При этом стратегия определяет цель операции и способы их достижения, система тылового обеспечения предназначена для снабжения войск материальными средствами, а тактика связана с конкретным использованием боевых сил и средств для достижения поставленных целей. Система управления войсками представлена разведкой и связью. Первая добывает сведения и освещает обстановку в интересах командующего, а вторая – доставляет ему эту информацию и передает его решения подчиненным, если масштабы и сроки осуществления стратегических планов зависят от способности тыла их обеспечить, то состав вооруженных сил, соотношение между отдельными их видами, развертывание сил и средств и темп их сосредоточения определяются исходя из соображений стратегии и тактики, а также возможности системы тылового обеспечения. Исход наступления в целом зависит от устойчивого и бесперебойного функционирования последней.

За последние десятилетия значение этого вида обеспечения сухопутных войск резко возросло. В армиях стран НАТО появились и продолжают разрабатываться принципиально новые средства вооруженной борьбы, что привело к увеличению потребности войск в материальных средствах и, следовательно, к расширению сферы деятельности тыловых органов. Перечни предметов снабжения содержат сотни тысяч наименований, в связи с чем, расширился и круг задач тыловых органов, возросли требования к службам снабжения (особенно боеприпасами и ГСМ), ремонта, воинских перевозок и медицинской. Удельный вес личного состава частей, подразделений и учреждений тыла сухопутных войск в странах НАТО достигает 20 % от общей их численности, не считая гражданского персонала, занятого в различных видах тылового обеспечения[7].

В сегодняшних условиях безопасности необходимость в более мобильных войсках и многонациональных операциях требует большей согласованности и объединения ресурсов там, где это возможно. Сотрудничество в области тылового обеспечения осуществляется в рамках различных инициатив, как в военной, так и в гражданской сфере. 

Локальные конфликты последних десятилетий также показывают, что во многих странах, особенно в Ираке и Афганистане, в боях в Абхазии и Южной Осетии, снабжение продовольствием и питьевой водой представляет трудную, порой неразрешимую проблему и войска находятся длительное время на «голодном пайке», а также, используют местные ресурсы, иногда с риском быть уничтоженными местным населением.

В 2003-2008 гг. сотрудничество России и НАТО развивалось достаточно продуктивно. В этот период развивалось сотрудничество в области тылового обеспечения, транспортных перевозок, реагирования на природные и техногенные катастрофы, повышения оперативной совместимости военных контингентов.

Одним из ключевых совместных проектов СРН было подписанное Россией в 2004 г. Соглашение о статусе сил программы "Партнерство ради мира"[8], которое в мае 2007 г. утвердила Государственная Дума. Это соглашение было призвано облегчить дальнейшее военное сотрудничество, а также практическое сотрудничество по другим направлениям, в частности, переброску сил для участия в совместных операциях и учениях. Оно также призвано облегчить предоставление Россией тыловой поддержки Международным силам содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане.

На встрече в верхах в Лиссабоне руководители стран СРН договорились учредить Трастовый фонд СРН по техническому обслуживанию вертолетов, чтобы помочь Афганским вооруженным силам в эксплуатации вертолетного парка. Официально осуществление проекта началось на заседании министров стран СРН в Берлине в апреле 2011 года. Германия выступала в качестве ведущего государства, а исполнителем проекта являлось Агентство НАТО по тыловому обеспечению (АНТО). Цель Трастового фонда СРН по техническому обслуживанию вертолетов – укреплять способность Афганских ВВС более эффективно эксплуатировать вертолетный парк, за счет обучения афганских специалистов по техническому обслуживанию и обеспечения необходимых запасных частей. В апреле 2012 года, на базе ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» в России начались специализированные учебные курсы для авиамехаников ВВС Афганистана, занимающихся техобслуживанием вертолетов. По состоянию на апрель 2013 года, было успешно проведено 4  учебных курса. В мае 2013 года начался второй этап Трастового фонда. На этом этапе была организована дополнительная учебная подготовка по ремонту и техническому обслуживанию вертолетов для афганских специалистов-техников, а также было оказано содействие афганским ВВС в создании и сил и средств медицинской эвакуации[9].

16 января 2013 года в Брюсселе состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне начальников генеральных штабов, в котором принял участие начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Валерий Герасимов. На заседании были подведены итоги взаимодействия в военной области за 2012 год и определены приоритетные задачи на перспективу. В частности, был утвержден план военного сотрудничества Российской Федерации и НАТО на 2013 год[10].

Как отметил глава российского Генштаба, военное сотрудничество РФ и НАТО в целом развивается успешно. «Итоги совместной работы в 2012 году нами в целом оцениваются положительно. По нашим оценкам, выполнено более 85% мероприятий плана, что является очень хорошим показателем и подтверждает приверженность идее наращивания сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес»[11], – заявил В. Герасимов.

По его словам, полезными были контакты специалистов Российской Федерации и НАТО по военной медицине, тыловому обеспечению, борьбе с самодельными взрывными устройствами, обучению и подготовке военнослужащих. В последующем взаимодействие по этим направлениям будет продолжено.

В соответствии с утвержденным планом сотрудничества, Россия и НАТО провели в 2013 году ряд совместных учений и тренировок. Их целью была отработка вопросов практического взаимодействия по тыловому обеспечению, борьбе с терроризмом, а также спасению на море. В частности, в Словакии прошло совместное учение «Умелый тыловик». Также Россия приняла участие в учении НАТО «Бдительное небо» по отработке задач противодействия терроризму на воздушном транспорте, а также в других совместных мероприятиях[12].

Но недавние события на Украине не могли не оставить отпечаток на отношениях между Россией и НАТО. А именно, они способствовали ухудшению отношений между сторонами. Министры иностранных дел стран-членов НАТО были «едины в своем осуждении незаконной военной интервенции России на Украине и нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины»[13].  К тому же было объявлено, что СРН продолжит свою работу на только уровне послов стран[14].

В конце хотелось бы сказать, что сотрудничество России и НАТО в области тылового обеспечения оценивается достаточно высоко. Не хотелось бы терять такого партнера из-за спровоцированных событий на Украине. Все же российская сторона всегда готова к диалогу и, возможно, в недалеком будущем ситуация коренным образом переменится. А именно, возлагаются большие надежды на предстоящую встречу стран-членов НАТО в июне этого года[15].

В перспективе ожидается, что НАТО примет новую стратегическую концепцию[16], в рамках которой организация не будет действовать одна. Разнообразным партнерским отношениям будет отведено центральное место в повседневной деятельности Североатлантического союза. Чтобы максимально воспользоваться этим фактом, НАТО должна стремиться внести ясность и углубить отношения с ключевыми партнерами, создавать новые отношения, когда это целесообразно, расширять круг партнерской деятельности и понимать, что к каждому партнеру и партнерству необходим индивидуальный подход.

 



[1] Эксклюзивное интервью Лаврова телеканалу Russia Today[Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://oko-planet.su/politik/politiklist/224260-eksklyuzivnoe-intervyu-lavrova-telekanalu-russia-today.html. - 29.05.2014.

[2] Отношения Россия-НАТО: Новое качество [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_19572.htm. - 29.05.2014.

[3] Справочник по тыловому обеспечению НАТО 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа:  nato.int›docu/logi-en/logistics_hndbk_2012-ru.pdf. - 29.05.2014.

[4] NATO Logistics Handbook [Электронный ресурс] - Режим доступа:  nato.ucoz.ru›materials/Logistic_NATO_2007.pdf. - 29.05.2014.

[5] Ibid.

[6] Сотрудничество России и НАТО [Электронный ресурс] - Режим доступа:  https://pfpconsortium.org/system/files/athena_papers_03_2005_ru.pdf. - 31.05.2014.

[7] NATO Logistics Handbook [Электронный ресурс] - Режим доступа:  nato.ucoz.ru›materials/Logistic_NATO_2007.pdf. - 29.05.2014.

[8] The Partnership for Peace programme [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm. - 31.05.2014.

[9] Информационный бюллетень о практическом сотрудничестве Россия-НАТО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://isc.mslu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=345&Itemid=36. - 30.05.2014.

[10] РФ и НАТО утвердили план сотрудничества на 2013 год [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://rus.ruvr.ru/2013_01_16/RF-i-NATO-utverdili-plan-sotrudnichestva-na-2013-god/. - 29.05.2014.

[11] Начальник Генштаба России позитивно оценивает сотрудничество с НАТО [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://ria.ru/politics/20130116/918428291-print.html?ria=dcbe9c0bnissenv9cj60m01sotkg9p8j. - 29.05.2014.

[12] Там же.

[13] Statement by NATO Foreign Ministers [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_108501.htm. - 29.05.2014.

[14] Ibid.

[15] Ibid.

[16] НАТО В 2020 ГОДУ: ГАРАНТИРОВАННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ДИНАМИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.armedia.am/?action=Analytical&what=show&id=1247165446&lang=rus. - 31.05.2014.