ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

09.10.2014Доценко Семен, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Доценко Семен

Доценко Семен Алексеевич            
Студент 3 курса
факультета международных отношений           
Амурского государственного университета
г. Благовещенск.

 

Сегодня, наши отношения со странами Североатлантического договора находятся на устойчивом уровне. Мы пришли к консенсусу по сирийскому химическому оружию, иранской ядерной программе, согласовали наше сотрудничество по совместным вызовам и угрозам, таких как терроризм, афганский наркотрафик,  чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, и многое другое. Сегодня, никто не хочет возвращаться к ситуации враждебного прошлого, однако появляются новые направления, которые могут увести партнерство Россия-НАТО в ненужное русло.

На сегодняшний день Арктический вопрос является одним из самых актуальных и обсуждаемых тем, о чем свидетельствуют многочисленные статьи и информация в новостях. По данным национальной геологической службы США, потенциал арктических углеводородов оценивается в 22% мировых запасов[1], таяние льдов обеспечит проход к некоторым ранее недоступным залежам полезных ископаемых, именно поэтому многие страны активизировали свою политику в данном регионе. Являясь членами НАТО, такие арктические страны как США, Канада, Норвегия не могли не включить Арктику в повестку дня альянса. Из речи генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера[2], который заявил, что важность Арктического региона для Альянса за последнее время возросла, можно сделать вывод, что Арктика определена НАТО в качестве стратегически важного региона.

Поэтому тема моего эссе звучит следующим образом «Арктика, как новый регион влияния НАТО», казалось бы, какое отношение к спокойному, арктическому региону имеет организация, чьей главной задачей является сдерживание любой формы агрессии? И при чем здесь взаимоотношения с Россией? На этот вопрос я и попытаюсь ответить, ведь нет предела мысли.

По мнению эксперта Рика Розофа[3] военная активность НАТО в Арктике усилилась после 2006 года. А в 2009 году провели масштабные военные учения в Швеции, которые получили название «Верная стрела», в учениях приняли участие 10 стран членов альянса, однако, по мнению Автора, самые масштабным учением стал «Холодный ответ 2012». Таким образом, страны Североатлантического договора демонстрируют свою причастность к событиям в данном регионе, и заявляют свое право на вершение его судьбы, на что РФ отреагировала крайне негативно, но об этом ниже.

Так в каких же направлениях может развиваться данная ситуация? Эксперт РМСД Шапаров приводит два варианта[4]. Остановимся на них поподробнее.

Первый сценарий — «сценарий негативной безопасности». Он связан с нарастанием военной  агрессии между Альянсом и государствами не входящими в него. Если попытаться разыграть данный сценарий то вновь получим активное противодействие стран Альянса и Российской Федерацией, так как сегодня можно наблюдать территориальные противоречия между Россией и Канадой, Россией и США в арктическом регионе (Хребет Ломоносова, свободный режим использования морей, Северный морской путь). Создание мини-НАТО – военного блока, объединяющего северные страны

Однако давайте посмотрим на ситуацию глазами оптимиста, и попытаемся не сводить все к военному противостоянию и ресурсному вопросу. Так переходим ко второму варианту развития ситуации. «Сценарий позитивной безопасности», по своему определению позитивная безопасность делает акцент на ценности безопасности и сотрудничества. Так вновь попытаемся вернуться в арктический театр. Мы видим, что по второму сценарию можно использовать НАТО как механизм расширения международного сотрудничества и формирования регионального управления.  Так взаимоотношения Россия-НАТО, способно обеспечить экологическую безопасность и сбалансированное природопользование, благодаря своим возможностям.

Что касается нашей страны, то мы озабочены присутствием альянса в регионе, так как с его помощью заинтересованные, арктические страны, могут влиять на ситуацию в свою пользу. Так наша сторона, по словам посла РФ Антона Васильева, заявляет, что Россия не видит не решенных проблем в Арктике, не видит проблем требующих применения военной силы. Называя основной задачей на сегодня «создание механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций, проблемы рационального использования природных ресурсов и улучшения жизни коренных народов»[5]. Другими словами взаимоотношение на этом поле возможно, если превратить военных в высококвалифицированных сотрудников МЧС.

Активизировалась Россия в Арктике и в военной области. В принятом в 2008 г. доктринальном документе, определяющем цели и стратегические приоритеты России в Арктике[6], признается необходимым создать группировки войск общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки. И по словам Шапарова, хотя никаких специальных «арктических войск» Россией не создается, некоторыми западными наблюдателями российское усиление в сфере военной авиации и подводном патрулировании в Арктике и Северном море сравнивается с периодом Холодной войны.

 

Противопоставление «мы – они» в отношениях России и НАТО позволяет не только более эффективно артикулировать национальные интересы России в Арктике, но и формировать адекватные механизмы их обеспечения.

В 2012 г. президент В.В. Путин объявил о планах России к 2020 г. построить 51 современный военный корабль и 24 субмарины, из которых 16 будут атомными. Президент подчеркнул, что помимо задач поддержания глобального паритета, модернизация ВМФ продиктована особой ролью флота в обеспечении национальных экономических интересов в богатой энергией Арктике, где Россия стремится увеличить свою исключительную зону экономических прав[7].

НАТО выступает механизмом коммуницирования позиций стран-участниц с одной стороны, и государств, не входящих в Альянс. Наличие еще одной площадки для диалога, наряду с механизмами ЕС, ОБСЕ, ООН, увеличивает возможности для взаимодействия между государствами, а следовательно, и шансы на нахождение компромиссных решений по широкому спектру вопросов. К тому же, подчеркнуто невоенная природа таких международных организаций, как СБЕР и Арктический Совет, актуализирует потребность в механизмах переговоров между заинтересованными странами по военным вопросам.

Так же не стоит забывать о роли Канады, которая тянет холодное одеяло  на себя. Одна из ведущих арктических стран, не одобряющая вмешательство НАТО в регион, так как у Канады там свои планы, не говоря уже об острых противоречиях с США, по статусу Северо-Западного прохода. Одним словом «политика». Позиция Канады в отношении роли НАТО в Арктике противоположна норвежской. Канада опасается усиления влияния в арктическом регионе тех стран-членов НАТО, которые, как в случае с Великобританией, не являются арктическими государствами.

Так пессимист назовет Арктику лакомым куском, который подают сегодня к каждому столу, а оптимист будет на это надеется.

Говоря серьезным языком, Россия-НАТО не должны выпускать ситуацию ситуацию с Арктикой из под контроля, что бы данный регион не перешел в проблемный и не стал эскалацией во взаимоотношениях Россия-НАТО.

Так как ситуация находится в стадии своего зарождения, по моему мнению нужно начинать искоренять ее сразу. Во первых нужно создать совет Россия-НАТО по арктическому региону, так как этот вопрос будет стоять на повестке дня не один год. Во вторых я предлагаю, проводить политику направленную на воспитание молодежи ориентированной на союзнические отношения между странами, ту молодежь которая сможет не допустить развязывание конфликта из за ресурсов и территорий в Арктике. Для этого нужно проводить как можно больше молодежных-международных съездов, конференций, и ставить данную тему на повестку дня. И наконец в третьих, возможно в рамках Арктического Совета, учредить комиссию по конфликтным ситуациям, которая бы отчитывалась перед странами о текущей ситуации и давала прогнозы на будущее, так мы сможем не выпускать ситуацию из под контроля.

Поможет ли активизация НАТО в Арктике перевести отношения в регионе в качество позитивной безопасности, сформировав институциональные условия для долгосрочного устойчивого развития Арктики, или напротив, усилит тенденции негативной безопасности в межгосударственных отношениях, – покажет время. Несмотря на все сложности во взаимоотношениях, НАТО и Россия должны стремиться к развитию конструктивного сотрудничества, используя существующие структуры и вырабатывая новые, способные повысить качество международных отношений в Арктике. Сотрудничество в военной и смежных с ней областях имеет свои особенности. Ключевым фактором любого сотрудничества выступает уровень доверия. НАТО, будучи по своей природе военным блоком, способна выработать специфические форматы сотрудничества, облегчающие взаимодействия военных из разных стран. Чрезвычайно важным является развитие международного сотрудничества в области радиационной и экологической безопасности

Суммируя все выше сказанное, наше противодействие может привести к очень серьезным последствиям, нужно не забывать о северных народах, которым нет дела до ресурсов и политики, которые хотят жить в мире, поэтому «Ребята, давайте жить дружно».

 



[1] Budzik P. Arctic Oil and Natural Gas Potential // U.S. Energy Information Administration Office of Integrated Analysis and Forecasting Oil and Gas Division. October, 2009. URL: http://www.eia.gov/oiaf/analysispaper/arctic/pdf/arctic_oil.pdf (Доступ на 27.05.2014)

[2] Speech by NATO Secretary General Jaap de Hoop Scheffer on security prospects in the High North. URL: http://www.nato.int/docu/speech/2009/s090129a.html (Доступ на 27.05.2014)

[3] Rozoff R. Norway: NATO Rehearses For War In The Arctic. URL: http://www.voltairenet.org/article173833.html (Доступ на 26.05.2014)

[4] Шапаров А. НАТО и новая повестка дня в Арктике. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2375#top (Доступ на 20.05.2014)

[5] Россия возражает против «арктического НАТО». URL: http://www.dni.ru/polit/2011/9/14/218783.html (Доступ на 27.05.2014)

[6] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (Доступ на 26.05.2014)

[7] Radyuhin V. Russian Navy launches massive upgrade drive. URL:

http://www.thehindu.com/news/international/article3707950.ece (Доступ на 29.05.2014)