ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

09.10.2014Новикова Дарья Викторовна, г. Новосибирск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Новикова Дарья.

Новикова Дарья Викторовна
студентка 3 курса
Института международных отношений и права НГУЭУ
г. Новосибирск

 

Уже почти 20 лет прошло со времени окончания "холодной войны", и за это время глобализация и силы взаимосвязанности стали настолько существенными, что ни один вопрос не может быть по-настоящему решен в изоляции. Ни одна страна не может обеспечить безопасность своих энергетических, трудовых ресурсов и безопасность в целом, не учитывая при этом фактора взаимозависимости, а также потребностей своих соседей, партнеров и даже бывших противников.

Отношения стратегического партнерства, безусловно, необходимы во все более взаимосвязанном мире. Так как способность отдельной страны или альянса действовать в одностороннем порядке практически исчерпана, все более становится ясным, что стратегическое партнерство постепенно меняет общепринятый взгляд на традиционную дипломатию. Данное утверждение нельзя не применить и к современным отношениям России и НАТО. Сегодня становится все более очевидным, что лишь объединив усилия обеих сторон и отбросив в сторону взаимные упреки, страны смогут добиться существенных результатов. Таким образом  НАТО и Россия должны смелее преодолевать брошенные им вызовы, поскольку у них все же есть общие фундаментальные интересы. Сама необходимость активного взаимодействия обосновывается в первую очередь общей потребностью сторон в стабильности поблизости с ними и во всем евроатлантическом регионе вцелом.

Рассмотрев сотрудничество России и НАТО за период последних лет, мы можем охарактеризовать его как достаточно динамичное. На мой взгляд одним из главных фактов, доказывающих это, является совместное заявление Совета Россия-НАТО на заседании Совета Россия-НАТО в Лиссабоне от 20 ноября 2010 года. Именно тогда главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО подтвердили, что стороны вступили в новый этап сотрудничества, ведущего к подлинному стратегическому партнерству.

Страны вновь подтвердили, все цели, принципы и обязательства, изложенные в Основополагающем акте, Римской декларации и в Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая "Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве", и признали, что безопасность всех государств Евроатлантического сообщества неделима и что безопасность России и НАТО тесно взаимосвязаны; одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века, работа над которым началась годом ранее; подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и укрепления мира и стабильности в этом регионе; договорились об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.[1]

За последнее время совместными усилиями России и НАТО было  сделано  больше, чем когда бы то ни было, и это факт. Россия оказывает поддержку операции НАТО в Афганистане, предоставив транзит. Стороны вместе  обучают сотрудников служб в регионе, чтобы остановить поток наркотиков, идущий через границы. Они разрабатывают технологии, способные остановить террористов, проносящих взрывные устройства в метро или угоняющих самолеты; извлекают старое, опасное оружие из земли в Калининграде и обезвреживают его. Также Россия и страны НАТО  договорились оказывать поддержку усилиям по вывозу химического оружия из Сирии.

Однако все еще существует необходимость пресечь терроризм, экстремизм и распространение на Ближнем Востоке и в Северной Африке, представляющие угрозу для всех. И необходимость углублять экономическое сотрудничество и торговлю между данными странами в глобализованном мире.[2] Как бы положительно не выглядела на первый взгляд картина сотрудничества последних лет, фактом остается то, что между Россией и НАТО до сих пор существует ряд негативных моментов и очевидное взаимное недоверие сторон. Возможно, дефицит доверия унаследован странами  со времен «холодной войны». Трудно не согласиться с тем, есть объективные причины, по которым эта атмосфера сохраняется. Так, Россия продолжает рассматривать программу развертывания системы ПРО в Европе, как потенциальную угрозу собственной безопасности; кроме того Москва расценивает последние события в Украине, как попытку Запада вновь продвигать «цветные революции» на постсоветском пространстве.

В свою очередь в Брюсселе и в Вашингтоне,  не уменьшается беспокойство в отношении политики России в Сирии и в Иране, которая активно противодействует инициативам западных стран. Кроме того, на Западе рассматривают политику Москвы в отношении своих ближайших соседей – бывших республик СССР – как тактику «энергетического шантажа».

Россия опасается дальнейшего расширения НАТО, аргументируя это тем что, расширение понесет за собой военную угрозу непосредственно для границ Российской Федерации. Со своей же стороны, Североатлантический альянс ежегодно проводит учения, сценарии которых могут рассматриваться как проверка планов НАТО по противодействию агрессии со стороны России. То есть, НАТО также опасается возможной агрессии со стороны России. Эти факты могут крайне негативно сказаться на развитие дальнейшего сотрудничества России и НАТО.

Возможно ли создать стабильность в сотрудничестве? Думаю это вполне возможно. Однако ключ к этой стабильности – далеко не безоблачные отношения между Россией и НАТО.  Сегодня в связи с недавними событиями на Украине мы все чаще можем наблюдать заявления о том, что мир вновь вернулся  к модели поведения "холодной войне".

К сожалению, в условиях постоянно меняющегося глобального пейзажа в сфере безопасности так маняще легко скатиться назад к старым моделям дипломатии времен "холодной войны". Однако структурированный стратегический диалог между Россией и НАТО мог бы способствовать преодолению этой склонности и создать основу для долгосрочного сотрудничества и партнерства между двумя классическими соперниками, которые сейчас являются стратегическими партнерами.

Хорошо это или плохо, но дипломатия, и в особенности дипломатия "холодной войны", принимает как аксиому утверждение о том, что участники дипломатического процесса, по сути своей, являются противниками. При проведении такой дипломатии каждая сторона осторожно разыгрывает свои карты, пытаясь навязать противникам наиболее выгодную для себя игру.

Как уже было сказано ранее, современный мир все более сжимается, взаимозависимость в нем все усиливается, и в этих условиях такой подход становится все более нерациональным. Хотя каждая страна или группа стран на практике и вынуждена действовать в соответствии с собственными потребностями и интересами, современные международные отношения требуют признавать, что, во-первых, эти интересы нельзя реализовывать в одностороннем порядке, и, во-вторых, если страна (группа стран) в одностороннем порядке подчиняет все своим собственным интересам, то мировое сообщество будет относиться к ней (к ним) все менее и менее уважительно.

Хотелось бы подчеркнуть то, что стратегический диалог между НАТО и Россией может стать средством развития политического и военного сотрудничества в евроатлантическом регионе, и, фактически, в мире. Региональные интересы есть и у России, и у НАТО, но глобальные проблемы на них продолжают влиять и их серьезно интересовать. Они не могут решать эти вопросы в изоляции, не рискуя воссоздать историческое соперничество. По-видимому, каждая сторона может обладать соответствующим военным потенциалом для оказания влияния на обстановку в сфере безопасности, но неясные или невысказанные намерения, скорее всего, будут восприниматься ими как угрозы.

Есть много преимуществ в том, чтобы отойти от традиционной дипломатии и принять в отношениях России и НАТО практику стратегического диалога, но до сих пор существует опасение, что НАТО и Россия слишком существенно отличаются в своем подходе к стилю и проведению такого диалога.

Однако, если стратегический диалог соответствующим образом структурировать, то с различиями в его стиле и проведении можно было бы справляться. Нужно начать с главного, а именно: провести коллективный анализ, идентифицировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, работать над урегулированием конфликтов интересов и достижением оперативной и тактической оперативной совместимости, а также вместе согласовать список стратегических задач. Каждую задачу затем можно разбить на среднесрочные планы и краткосрочные задания.

В свою очередь, периодический анализ стратегических задач позволил бы обеспечить их соответствие запросам сегодняшнего дня, а подкомитеты и подчиненные организации всегда действовали бы в рамках общего языка и ясных стратегических намерений. Этот процесс является итеративным, то есть ранее принятые решения постоянно либо подтверждаются, либо заменяются новыми, согласованными между партнерами. В контексте диалога не может быть никаких намеков на неравенство или конфронтацию - это просто форум для достижения общих целей. Следует сказать, что подходящий форум для ведения стратегического диалога уже существует - Совет Россия-НАТО.

Думаю, и Россия, и НАТО много выиграют при строго рациональном подходе к взаимоотношениям и совместной деятельности. Для НАТО было бы весьма полезно использовать общий язык и ставить общие задачи как горизонтально (между политическими и военными сторонами), так и вертикально (в подкомитетах и подчиненных организациях, занимающихся российско-натовскими отношениями). И Россия ощутимо выиграет от работы в атмосфере диалога, когда общие интересы определяются уже на базовом уровне, и она не находится в позиции наблюдателя, который может лишь возражать против действий НАТО.

Безусловно, существует множество препятствий, которые мешают такому диалогу и осложняют его. Культура стратегического диалога у России и НАТО разная, и зачастую обе стороны садятся за стол переговоров с различными ожиданиями. Тем не менее, существует много общего, и немало российских/натовских инициатив оказались продуктивными. В последние несколько лет наблюдалось позитивное развитие в таких областях, как противоракетная оборона театра военных действий, совместная инициатива по воздушному пространству, оперативная совместимость в сфере тылового обеспечения, поиск и спасание на море. Это свидетельство того, что там, где России и НАТО удавалось достичь консенсуса, стратегический диалог оказывался весьма эффективным.

 Полагаю, что несмотря на нынешнею ситуацию с Украиной и разногласия по данной проблематике между Россией и НАТО, дальнейшее стратегическое партнерство будет активно развиваться, переходя каждый раз на более высокий уровень. Ведь проблема Украины - это лишь один из множества аспектов взаимодействия сторон. Несомненно, стороны осознают всю важность своего участия в международных делах и необходимость действовать совместно для общего блага. Важно понимать, что ничто не произойдет в одночасье. Но при наличии политической воли страны смогут избежать опасности холодного сотрудничества и  двигаться навстречу конструктивному взаимодействию, навстречу истинному стратегическому партнерству. Мы можем уверенно утверждать, что необходимость стратегического диалога - это данность, и страны должны приложить сейчас все свои усилия к тому, чтобы установить наиболее эффективный унифицированный стиль, манеру и культуру проведения диалога. Вцелом, на мой взгляд, нынешнюю ситуацию с стратегическим партнерством можно было бы сравнить с завязкой действий какой-нибудь сюжетной линии, а это означает что кульминация действий и развязка еще только ожидают своей очереди. 

 



[1] Совместное заявление Совета Россия-НАТО на заседании Совета Россия-НАТО в Лиссабоне 20.11.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato-russia-council.info/media/59883/2010.11.20_nrc_joint_statement_lisbon.pdf
[2]
НАТО и Россия: пора взаимодействовать [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_106788.htm?selectedLocale=ru



blog comments powered by Disqus