ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

09.10.2014Телятников Сергей, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Телятников Сергей.

Телятников Сергей Юрьевич 
Студент  3 курса
факультета международных отношений 
Амурского государственного университета,
г. Благовещенск.

 

На сегодняшний день, терроризм является одной из главных угроз для всего мирового сообщества. Терроризм относится к наиболее опасному и трудно поддающемуся точному определению общественному явлению современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В связи с этим, возрастает необходимость консолидирования усилий различных государств и специальных организаций в борьбе с террористической угрозой. Совет России-НАТО на сегодня является ярким примером организации,  в задачи которой, входит борьба с терроризмом.        Теракт 11 сентября 2001 г. в США, стал импульсом для углубления сотрудничества между Россией и НАТО, в результате чего в 2002 году в Риме была подписана совместная декларация об отношениях России и НАТО и создан Совет Россия–НАТО. Согласно совместному заявлению в рамках СРН были отмечены принципы укрепления сотрудничества на основе многопланового подхода, включая совместные оценки угрозы терроризма для безопасности в евроатлантическом регионе[1]

Следующим шагом на пути укрепления взаимоотношений межу Россией и НАТО стал так называемый план действий Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом, утвержденный на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе 9 декабря 2004 года. В документе были отражены основные цели по борьбе с терроризмом а именно:        
                                                                                                   
- предотвращение терроризма;

- борьба с террористической деятельностью;

- устранение последствий террористических акций[2].                                  

15 апреля 2011 года в Берлине министры иностранных дел СРН утвердили обновленный План действий. При составлении усовершенствованного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом были использованы результаты совместного анализа общих вызовов безопасности XXI века СРН, утвержденного главами государств и правительств СРН в ноябре 2010 г. в Лиссабоне, и расширен объем сотрудничества СРН в деле борьбы с терроризмом[3]. Были зафиксированы следующие аспекты дальнейшего сотрудничества:
–совместная разработка технологии для обнаружения взрывчатых веществ;

– противодействие террористическим угрозам гражданской авиации;                     
– обмен информацией по терроризму[4].                                                                                 

В качестве основных примеров практического взаимодействия России и НАТО в сфере борьбы с терроризмом на современном этапе, можно привести программы «СТАНДЭКС», «Эктив индевор» и «Бдительное небо».                                
В 2009 году Совет Россия–НАТО приступил к реализации проекта по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ («СТАНДЭКС») и выявлению террористов-смертников в общественном транспорте. Этот проект осуществляется при поддержке программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» и направлен на создание технологии, которая позволит обнаруживать взрывчатые вещества, проносимые человеком, находящимся в толпе людей[5].                                                                                                                              

Что касается программы «Эктив индевор», то это – единственная антитеррористическая операция по статье 5 Североатлантического договора. Она была начата в поддержку США сразу после 11 сентября 2001 года. Эта операция призвана демонстрировать солидарность и решимость НАТО в борьбе с терроризмом и помогать выявлять и сдерживать террористическую деятельность в Средиземном море[6]. Сегодня главная цель операции заключается в предотвращение контрабанды материалов, в т.ч. взрывчатки и оружия массового поражения, которые могут быть использованы террористами, а также обеспечение безопасности транзита энергоресурсов по Средиземному морю. С 2005 г. к операции присоединилась Россия, а в феврале 2006 г. корабли Черноморского флота отряд российских кораблей (ракетный крейсер «Москва», десантный корабль «Азов» и спасательный буксир СБ-36) непосредственно участвовали в ней. В сентябре этого же года в операции принял участие сторожевой корабль (СКР) пр.1135 «Пытливый»[7].                                                            
Антитеррористическое учение «Бдительное небо». Программа предназначена для предотвращения террористических атак с использованием гражданских воздушных судов, аналогичных атакам на Центр всемирной торговли 11 сентября 2001 года, посредством обмена информацией о полетах в воздушном пространстве РФ и НАТО и координации перехватов самолетов-нарушителей[8]. Успешно проводилась с июня 2011 г. по сентябрь 2013 г.                      
Не смотря на наличие конкретных программ и планов дальнейшей реализации проектов по борьбе с террористической угрозой, за последние несколько лет сотрудничество России и НАТО, в частности Совета Россия-НАТО, демонстрирует «ограниченный прогресс». Связано это преимущественно с историческим противостоянием НАТО и ОВД, когда распад последней так и не стал основанием для демонтажа военно-политического противостояния между двумя государствами. Сегодня, среди основных конкретных факторов торможения сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом,  можно выделить следующие:  
                                                                          

– обострившаяся ситуация на Украине. В связи с включением 18 марта 2014 года в состав России Крыма, Североатлантический совет заявил, что референдум, проведенный в Крыму, являлся незаконным и противоправным. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран НАТО осудили незаконное, по их мнению, вмешательство России в Украину и нарушение Россией целостности Украины, и, в результате, приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество[9].  
                                                         

– расширение НАТО на восток. На сегодня является, по сути, основным противоречием. Так называемая стратегия «принцип анаконды», зарекомендовавшая себя еще после Второй мировой войны активно применяется и сегодня. НАТО и США с большим размахом размещают свои базы на территории бывших стран ОВД и СНГ. ПРО, призванные, по мнению НАТО, обеспечить защиту от террористической угрозы со стороны таких государств как: Иран, Ирак, Северная Корея и некоторые страны Ближнего востока, которые, по их мнению, могут быть потенциальными обладателями ядерного вооружения, направлены также и против России. И, несмотря на то, что руководство НАТО постоянно декларирует свои миролюбивые цели, возникает вполне естественный вопрос, почему в Европе возникла новая разделительная линия? Ведь Россия сегодня точно никому не угрожает. Ответ очевиден. США хочет восстановить былую ядерную монополию. Поэтому, достаточно трудно объяснить простому человеку, мыслящему логично, почему одна из военных организаций приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам, когда возможность военной конфронтации на территории Европы практически равна нулю?                    
                                                                             
В сложившейся ситуации, когда отношения между Россией и НАТО на протяжении всего сотрудничества, в частности по борьбе с терроризмом, строятся на постоянных «стычках» обусловленных спецификой проводимой внешней политики каждой из сторон и стремлении недопущения усиления влияния друг друга,  напрашивается вопрос, действительно ли сотрудничество Совета России-НАТО можно назвать крепким, доверительным и тем более долговременным? На мой взгляд, модель взаимоотношений, где одна сторона (Россия) стремится к взаимовыгодному партнерству, в сочетании с решимостью защищать свои собственные национальные интересы, а другая (НАТО) придерживается линии, которую образно можно обозвать как «хвост не должен крутить собакой» – в такой ситуации, о более-менее стабильных отношениях не может идти речи. Для того чтобы Совет России-НАТО стабильно выполнял взятые им обязательства, НАТО необходимо пойти на определенный уступки. Во-первых, это касается готовности де-юре учитывать интересы нашей безопасности, т.е. НАТО должен предоставить юридические гарантии того, что противоракетные комплексы не будут направлены против сил ядерного сдерживания России. Во-вторых, использования силового потенциала НАТО должно соблюдаться на основе принципов международного права. В-третьих, способствуя развитию благоприятной среды для улучшения отношений с Вашингтоном, также было бы очень значимым для развития отношений как с НАТО в целом, так и с Советом Россия-НАТО. Что касается конкретных направлений деятельности, Совету Россия-НАТО необходимо продолжить развивать хорошо-зарекомендовавшие себя программы «Бдительное небо», «Стандекс» и «Актив индевор», которые на данный момент «заморожены».                    

К сожалению, на современном этапе, наблюдается неутешительный сценарий развития сотрудничества Совета России-НАТО. Перспективы взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом достаточно туманны и неопределенны, что явно демонстрирует возникший конфликт на территории Украины и включение Крыма в состав РФ. Насколько долгой будет приостановка сотрудничества Совета России-НАТО покажет время, а пока можно лишь констатировать, что НАТО и Россия видят в друг-друге, прежде всего соперников, а не перспективных сотрудников.



[1] NATO-RUSSIA COUNCIL ROME DECLARATION [Электронный ресурс] // http://www.nato-russia-council.info/ : офиц сайт.­­– Режим доступа : http://www.nato-russia- council.info/media/59487/2002.05.28_nrc_rome_declaration.pdf

 

[2] План действий Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом, утвержденный на заседании Совета Россия-НАТО, Брюссель, 9 декабря 2004 года [Электронный ресурс] http://www. mid.ru/ офиц.сайт.– Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/76bbf733e3936d4543256999005bcbb7/1aa038fc9f959a56c3256f6600258b36!OpenDocument

[3]План действий Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом [Электронный ресурс] //

 http://www.nato.int/ : офиц. сайт.–Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_72737.htm

[4]  Совместное заявление Совета Россия-НАТО на заседании Совета Россия-НАТО в Лиссабоне 20 ноября 2010 года[Электронный ресурс] //  http://www.missiontonato.ru/ офиц.сайт.– Режим доступа: http://www.missiontonato.ru/documents/319/

[5] «СТАНДЭКС»: сотрудничество в противодействии терроризму [Электронный ресурс] //  http://www.nato.int/: офиц. сайт.–Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/SID-708BEFDF-D3768940/natolive/news_92692.htm

[6] Операция «Активные усилия» [Электронный ресурс] //  http://www.nato.int/: офиц. сайт.– Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/SID-B674B36C-09E86FEC/natolive/topics_7932.htm?selectedLocale=ru

[7] Куда направлены «Активные усилия»? [Электронный ресурс] //  http://www.arms-expo.ru/: офиц. сайт.– Режим доступа: http://www.arms-expo.ru/news/archive/kuda-napravleny-aktivnye-usiliya-17-08-2008-16-39-00/

[8] Совместные учения России и НАТО против воздушного терроризма [Электронный ресурс] //

http://www.nato.int/ : офиц. сайт.– Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/SID-17F68877-E87DDD31/natolive/news_74961.htm?selectedLocale=ru

[9] Заявление министров иностранных дел стран НАТО[Электронный ресурс] // http://www.nato.int/ /: офиц. сайт.– Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_108501.htm

 

blog comments powered by Disqus