ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

09.10.2014Тумов Аскер, г. Нальчик

Россия – НАТО: пределы перезагрузки и поиски путей их преодоления - Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Тумов Аскер

Тумов Аскер,
студент 4 курса
социально-гуманитарного института
Кабардино-Балкарского государственного университета,
г. Нальчик

 

Россия – НАТО: пределы перезагрузки и поиски путей их преодоления

Современная модель международных отношений предполагает взаимодействие государств и международных структур на основе партнерства и «мягкой силы». Эпоха противостояния блоков, как и эпоха гегемонии одной державы, уходит в прошлое. Мировая система базируется на распределении сил и ресурсов между ее акторами, будь то отдельные государства или коалиции государств, и в этих условиях поднимается вопрос о необходимости организации контроля над процессами взаимодействия всех участников этой системы.

На данный момент сложившуюся структуру международной арены можно обозначить как систему «баланса сил», когда несколько государств контролируют действия друг друга с помощью дипломатических маневров, смены союзов и открытых конфликтов[1]. Подобные действия вызываются стремлением государств предупредить потери или увеличить потенциальные выгоды, наступающие в ходе экономических, политических и технологических изменений, и приводят эти действия, как правило, к нарушению равновесия и кризису в международной системе. Именно такой кризис и возник во взаимоотношениях России и блока НАТО.

Сама возможность возникновения подобной ситуации зрела давно. Потому что, несмотря на то, что стороны предпринимали постоянные попытки начать полноценное сотрудничество в решении глобальных проблем (терроризм, киберпреступность, афганская проблема, распространение оружия массового поражения), взаимоотношения России и Альянса всегда были полны противоречий. В числе них можно назвать проблему расширения НАТО на восток, вопросы к устойчивости российской государственности, а также вопрос размещения американской системы ПРО на территории Восточной Европы и Турции. Даже несмотря на это казалось, что данные проблемы вполне могут быть урегулированы посредством преодоления недоверия между двумя сторонами, так как были вызваны не взаимным противостоянием, а разными подходами к обеспечению национальной безопасности обеих сторон. Однако кризис в Южной Осетии показал, что это ощущение было слишком радужным. Именно тогда и проявилась, на наш взгляд, одна из главных проблем российско-американских отношений – неумение совместно разрешать региональные конфликты.

Дальнейшее сотрудничество России и НАТО отмечается всплесками примирения и конфронтации, причиной чему послужили и поставки оружия в Грузию, и размещение ПРО в Польше, и выступление В.В. Путина в Вестерплатте, и позиция по сирийскому вопросу. Впрочем, даже в этих условиях Россия и США вели переговоры о сокращении стратегических вооружений, позже США отказались от планов принятия Грузии и Украины в состав НАТО[2].

Однако кризис на Украине, начавшийся в конце 2013 года, заново проявил все противоречия. Длящаяся некоторое время перезагрузка вновь сменилась конфронтацией. Это проявилось, в частности, во введении санкций странами Запада в отношении России, а также совместном заявлении министров иностранных дел НАТО, которые осудили политику России в отношении Украины[3]. Эксперты заговорили о «дежавю холодной войны», воцарившемся в Восточной Европе[4]. И вновь, как и много раз до этого, на повестку дня встал вопрос: «А что, собственно, мешает полноценному сотрудничеству двух сторон, и как преодолеть эту проблему?»

Причины недовольства России и Альянса относительно друг друга по поводу событий на Украине понятны. Наша страна считает, что события в Киеве, как и революция 2004 года, были спланированы разведками западных стран с целью подорвать влияние России в этом регионе (в последние годы Украина традиционно находилась в фарватере российской внешней политики). Претензии Запада сконцентрированы в позиции по Крымскому полуострову (по мнению западных политиков, Россия провела незаконную аннексию полуострова в обход Женевских соглашений). Присоединение Крыма к России, по мнению членов НАТО, является частным выражением общей тенденции – роста независимости курса России в области внешней политики, который трактуется западными политиками как рост враждебности.

Казалось бы, строить прогнозы в такой ситуации - дело затруднительное, однако мы попытаемся выявить общие тренды, при опоре на которые является возможным определить вектор взаимоотношений России и Альянса.

Одним из важнейших событий последних дней явились президентские выборы на Украине, по итогам которых этот пост занял П.А. Порошенко. Его приход к власти ознаменовал собой победу на Украине прозападных сил. Не приходится сомневаться, что теперь страна под руководством тандема Порошенко-Яценюк возьмет курс на евроинтеграцию, и особенно интересной видится дальнейшая политика России в этих условиях. Заявления, которые делают российские лидеры[5], свидетельствуют о понимании ими того, что отныне Украина взяла резкий поворот во внешней и внутренней политике. Понятно, что Россия не оставит попыток сохранять свое влияние на западного соседа, так как для нее это критический вопрос национальной безопасности, тем более что рычаги для этого наша страна имеет – Украина зависит от поставок российского газа, в ней проживает большое количество русскоязычного населения. Во многом позиция России на постсоветском пространстве и ее отношения с ЕС и НАТО будут тесно связаны с ситуацией на Украине.

Поддержка, которую США оказывают правительству Яценюка, да и вообще внимание, которое НАТО уделяет нашему западному соседу, обусловлены простой причиной – для Америки Украина является инструментом сдерживания мощи России в этой части Восточной Европы. Поле для деятельности здесь огромное – в регионе находятся уже три потенциальных претендента на вступление в НАТО (кроме Украины - Молдавия и Грузия), помимо уже состоящих в Альянсе стран Прибалтики.

Понятно, что период крайностей и радикальных действий прошел. Россия не сможет пытаться воздействовать на ситуацию в Украине так же активно, как в случае с Крымом – ресурсы и возможности страны ограничены, тем более что эскалация конфликта приведет лишь к дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе.

С другой стороны, США и НАТО вынуждены будут действовать так же сдержанно из-за следующих факторов: 1) упоминавшегося выше влияния России в регионе; 2) Альянс все еще нуждается в поддержке нашей страны по иранскому вопросу, который еще не разрешен в полной мере; 3) страны Евросоюза (потенциальные союзники США) не смогли выработать единой позиции относительно украинского кризиса.

Позиция Европы по этому вопросу характеризуется разногласиями. Большинство членов ЕС одновременно состоят и в НАТО, но даже этот фактор мешает им консолидироваться и выступить единым фронтом на международной арене. Проблемы с экономической ситуацией, рост влияния евроскептиков (которые попытаются использовать дестабилизацию в Украине с целью расшатывания Евросоюз) и правых (многие из которых традиционно с симпатией относятся к России и ее лидерам) осложняют и без того трудную для Европы ситуацию. Судя по всему, лидеры ЕС – Франция, Великобритания и Германия – одновременно состоящие в НАТО, будут продолжать сотрудничать с Россией. В большей степени это касается Германии, которую с нашей страной связывают крепкие экономические узы.

Что касается непосредственно взаимоотношений России с НАТО  в долгосрочной перспективе, то в свете всех произошедших за последние годы событий нам кажется, что дежавю холодной войны, о котором мы упоминали выше, ни в коем случае не является окончательным «возведением стены» между двумя сторонами. Современная геополитическая ситуация сложилась таким образом, что Россия и Альянс в прямом смысле испытывают взаимную потребность в друг друге. Причин этому множество, ведь обеим сторонам придется решать очень важные вопросы, такие как:

  • разрешение афганского вопроса;
  • участие Москвы в переговорах США и Ирана (которые состоятся этим летом);
  • обеспечение мирного разрешения конфликта в Сирии (не будем забывать, что режим Асада пользуется всесторонней поддержкой нашей страны);
  • разрешение энергетического кризиса (в котором примут участие также члены ОПЕК и ЕАЭС);
  • освоение Арктики;
  • обеспечение кибербезопасности;
  • борьба с бедностью в странах Третьего мира;
  • проведение совместных миротворческих операций.

На наш взгляд, именно последний пункт заслуживает пристальнейшего внимания двух сторон, так как существует необходимость совместного проведения миротворческих операций (во избежание повторения конфликтов, случившихся в Сирии и Юго-Восточной Украине). Именно поэтому возлагаются надежды на быстрое возобновление работы Совета Россия-НАТО как организации, которой по силам создать правовую базу, обосновывающую действия по обеспечению мира.

Одним из важных наблюдений является то, что в авангарде международной политики стран Запада идут не экономические союзы типа ЕС, НАФТА или ОБСЕ, а Североатлантический альянс, спрос на вступление в который с каждым годом только растет. Именно эта организация является выразителем интересов Запада, и единственным способом решения проблем в Восточной Европе является сотрудничество Москвы и Брюсселя (где располагается штаб-квартира Альянса).

Понятно, что путь этот будет тернист, так как противоречия двух сторон все еще не сняты с повестки дня, и взаимоотношения их будут сопровождаться как ростом напряженности, так и периодами «разрядки». Однако важным является и то, что обе стороны понимают – без сотрудничества нет развития. «Мне кажется, для членов НАТО ясно, что Альянс не направлен против России. НАТО - это оборонный союз, и мы ищем общие угрозы, которые отличаются от тех, которые были в прошлом веке», - слова  бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт ныне актуальны как никогда.



[1] Gilpin R. War and Change in the World Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. p. 1. URL: olivialau.orgir/archive/gil2.pdf

[2] Мухаев Р.Т. Геополитика. М., 2013. С. 552.

[3] Заявление министров иностранных дел НАТО на сайте «Совет Россия-НАТО» от 01.04.2014. URL: http://www.nato-russia-council.info/ru/articles/20140327-announcement/

[4] Russia and the United States Negotiate the Future of the Ukraine. URL: http://www.stratfor.com/weekly/russia-and-united-states-negotiate-future-ukraine

[5] Лавров: Москва уважает результаты выборов на Украине. URL: http://informvest.com/2014/05/27/lavrov-moskva-uvazhaet-rezultaty-vyborov-na-ukraine/27882.html

 

 

 

blog comments powered by Disqus