ru
Новости
  • 16.12.2019

    Визит в штаб-квартиру НАТО

    Подробнее
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее

09.10.2014Чикальдина Виктория, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Чикальдина Виктория

Чикальдина Виктория Сергеевна
Студентка 4 курса
факультета международных отношений
Амурского государственного университета
г. Благовещенск

 

Организация Североатлантического договора и Российская Федерация стали важнейшими акторами в современной системе международных отношений, претерпевающей значительные изменения. С окончанием эпохи биполярности приобретает качественно новую динамику современная геополитическая конъюнктура. Возникают и увеличиваются в количестве полюсы силы, интенсифицируются глобализационные процессы, происходит сращение политических, экономических, социокультурных функций. Трансформируется традиционная роль государства как основного гаранта безопасности своих граждан и выразителя их интересов, поскольку набирает обороты тенденция делегирования  полномочий, а значит, и части суверенитета, наднациональным институтам. Особенно важно отметить бурный научно-технический прогресс, обусловивший технологическую революцию. Именно благодаря наличию и активнейшему использованию Сети мы можем говорить об информатизации и кибернетизации общества, а значит, и выходе человечества на абсолютно новую эволюционную ступень.

Безусловно, что вышеописанные процессы пока не проявляются в полной мере, но даже сейчас они оказывают существенное влияние на международную ситуацию и направление цивилизационного строительства. Закономерно, что в условиях смены парадигмы развития переосмысливается само понятие «безопасность». Возникают новые вызовы и угрозы, а традиционные – трансформируются. Всё это указывает на изменение архитектуры международной и региональной безопасности. Обостряется необходимость изменения системы обеспечения безопасности с тем, чтобы включить в неё новые элементы, субъекты и механизмы действия. Нельзя отрицать и важность концептуальной поддержки данной системы, которая отображала бы позиции по вопросу актуальных угроз и проблем безопасности.

В подобных новых условиях именно НАТО и РФ обладают потенциалом стать одними из основных агентов глобальной безопасности. И в нашем эссе мы попытаемся рассмотреть возможности стратегического партнерства между двумя сторонами.

Организация Североатлантического договора и Российская Федерация являются правопреемницами Западного и Восточного блоков – элементов предшествующей биполярной системы международных отношений. Исторический опыт решения задач по обеспечению стабильности и безопасности в мире является неоценимым преимуществом, которым НАТО и РФ должны пользоваться, противодействуя угрозам. Отсюда же следует и наличие устойчивой военной организации, оперативного оборонного потенциала, эффективного материально-технического инструментария, что также указывает на особые возможности сторон в вопросе поддержания мира и порядка. Безусловно, что нельзя забывать и о геополитическом положении стран-участниц НАТО и РФ. Обширность территорий, выход к основным морским коммуникациям, наличие многочисленных точек доступа к важным трансконтинентальным путям – подобный географический охват представляет собой уникальный стратегический ресурс.

Несмотря на обострение внешнеполитической обстановки, связанной с конфликтом на Украине, и как следствие – нарастанием конфронтационной риторики и действий в отношениях НАТО и РФ,  обе стороны по-прежнему обладают серьезными возможностями  по эффективному противодействию вызовам и угрозам безопасности в новом столетии. Однако такое противодействие невозможно без взаимного сотрудничества. Благоприятным фактором является взаимодействие  НАТО и РФ в рамках программы «Партнерство ради мира» с 1994 г[1]. Важно и наличие официального дипломатического представительства РФ при НАТО, функционирующего с 1998 г. Критическое  значение для сотрудничества сторон имеет подписание  в 2002 г. Римской декларации, ознаменовавшей создание Совета Россия-НАТО[2]. Именно данный Совет является основной нормативно-консультативной структурой, позволяющей официально осуществлять партнерское взаимодействие РФ и НАТО на равных правовых началах. Безусловно, что приостановление работы Совета, а также ряда программ сотрудничества ввиду недавних международных событий значительно подрывает совместный потенциал НАТО и РФ в решении острых проблем международной и региональной безопасности. Тем не менее, хочется надеяться, что продолжающиеся консультации между сторонами в рамках политического диалога позволят реанимировать деятельность Совета и придать некий новый импульс возможному сотрудничеству.

Безусловно, что за годы работы в рамках Совета Россия-НАТО уже накоплен позитивный потенциал в противодействии совместным вызовам и угрозам, от которого было бы неразумно отказываться под воздействием колебаний геополитической конъюнктуры. Такие проблемы военно-политического характера, как увеличение числа межрегиональных конфликтов, нестабильность политических режимов в «импортированных» государствах (часто именуемых как «failed states»), недопустимость распространения оружия массового поражения, пиратство носят глобальный характер, а потому требуют отлаженных механизмов взаимопомощи между Россией и НАТО. Традиционный угрозы приобретают новые очертания в XXI веке, а, следовательно, возрастает необходимость совершенствования своего оборонного потенциала. В рамках данного подхода мы можем увидеть, что и НАТО, и РФ прилагают общие усилия по ряду вопросов военной безопасности: так, была создана программа по подготовке и проведению учений вооруженных сил РФ и НАТО, под эгидой которой РФ участвовала в крупнейших поисково-спасательных морских учениях НАТО «Сорбет Рояль» (2005 г.) и «Болд Монарх» (2008 г.)[3].  В 2005 г. были утверждены политико-военные указания по повышению уровня оперативности и совместимости войск сторон в случае совместных военных операций в будущем. Огромное значение имеет и введение в эксплуатацию в 2007 г. технической системы НАТО-РФ согласно Инициативе по сотрудничеству в воздушном пространстве: система охватывает объекты от  крайнего севера Европы до Южного Закавказья[4].

Существует потенциал для развития сотрудничества и по вопросу контроля над конвенциональным вооружением и ОМУ: так, уже был унифицирован терминологический аппарат, ведется полемика по поводу ядерных стратегий участниц и укреплению доверия.

Мы также должны отметить, что НАТО и РФ обладают широким арсеналом возможностей для противодействия новым ассиметричные угрозам, порождаемым акторами, ранее существовавшими на периферии мировой системы: международному терроризму, организованной преступности, угрозам точечного поражения критической инфраструктуры, наркотрафику и т.д. И здесь отдельное место занимают совместные усилия НАТО и РФ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом в Афганистане.  Часто именно это направление сотрудничества называют «визитной карточкой» взаимоотношений НАТО и РФ. Так, Россия приняла активное участие в развертывании Северной распределительной сети,  дав согласие на транзит через свою территорию военных грузов для войск Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Данная сеть по суше соединяет Афганистан с портами Черного и Балтийского морей через Центральную Азию, Кавказ и Россию[5]. До 2012 г. через территорию РФ наземным и воздушным путём было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров[6]. А в 2012 г. на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» был создан отдельный перевалочный пункт НАТО для дальнейшей транспортировки грузов союзным войскам в Афганистан[7].

Именно на примере Афганистана можно увидеть, насколько взаимовыгодно стратегическое сотрудничество для обеих сторон. Так, Россия заинтересована в стабильности в Афганистане, поскольку в противном случае её южные рубежи окажутся под угрозой. В качестве своего приоритета выделяют обеспечение безопасности в Афганистане и страны НАТО, также стремящиеся не допустить нарастания военной активности в регионе, в результате которой преимущество могло бы получить террористическое движение «Талибан». Именно поэтому сотрудничество между РФ и НАТО в области транзита транспортных средств и оборудования из Афганистана может быть очень продуктивным. Уже сейчас международный военный контингент решает эту крупную логистическую задачу. Если из-за заметного похолодания в отношениях транзит через территорию РФ будет приостановлен, то все стороны понесут издержки – как экономические, так и в области обеспечения безопасности.

Таким образом, в рамках противодействия угрозам  между НАТО и РФ уже налажено определенное партнёрство и существуют возможности для его расширения. Тем не менее, имеются также и противоречия, мешающие развитию взаимоотношений.

Основным источником противоречий является периодически проявляющееся стремление каждой из сторон добиться реализации собственных стратегических целей и приоритетов в обход интересов партнёра; реализация политики военной безопасности согласно собственному видению. Именно это обстоятельство породило проблему №1 – а именно размещение системы ПРО в Европе. Если для НАТО это интегральный компонент евроатлантической системы безопасности, то для РФ – ограничение собственных оборонных характеристик.  Данная проблема особенно активизировалась в связи с разразившимся украинским кризисом. Проблема № 2 тесно связана с предыдущей – это разница подходов сторон в  стратегическом планировании. Если РФ пытается промотировать свою идею заключения Договора о европейской безопасности (ДЕБ), то страны НАТО пока не готовы подключать РФ к собственному формату безопасности на подобных условиях. Как высказался бывший генсек североатлантического альянса Й. Лунс, «НАТО необходимо для удерживания Америки в Европе, России вне Европы, а Германии под Европой»[8]. В качестве ещё одной проблемы можно назвать отличие позиций по урегулированию и/или участию в межрегиональных конфликтах. Так, например, отношения НАТО и РФ резко ухудшились после участия России в южноосетинском конфликте в 2008 г., причём трактовки данного конфликта у сторон по-прежнему отличаются. В свою очередь,  участие военных группировок НАТО в ходе событий гражданской войны в Ливии в 2011 г. получило осуждение со стороны РФ. Сейчас мы наблюдаем новый спад в отношениях в связи с различной интерпретацией сторон событий на Украине, а следовательно, и различными действиями. Таким образом, можно отметить, что динамика региональных конфликтов вносит диссонанс в отношения НАТО и РФ.  И безусловно, дополнительным тормозящим фактором являются исторические стереотипы: конфронтационный тип взаимоотношений блоков в период «холодной войны», закрепившийся в сознании «образ врага».

Каковы же перспективы стратегического партнерства НАТО и России? На мой взгляд, всё будет зависеть от того, насколько стороны будут готовы к компромиссу в целях разрешениях имеющихся в отношениях проблем. На сегодняшний день для гармонизации военных доктрин и военного строительства, сокращения ядерных вооружений необходимо, прежде всего, разрешить проблему развёртывания противоракетного щита в Европе. Предоставление взаимных юридических гарантий и обмен некоторой  стратегической информацией  по ПРО в Европе способствовали бы прогрессу в области обеспечения совместной безопасности НАТО и РФ, а значит, и стратегическому партнерству. Учитывая геополитическую конъюнктуру, сейчас также необходимо содействовать и снижению напряженности на Украине, что в том числе подразумевает сокращение военного присутствия сторон в смежных с ней территориях – как контингента НАТО в Польше и Прибалтике, так и группировок российских войск на западной границе. Очень важно и  реанимировать программы сотрудничества по линии Совета НАТО-РФ. И конечно, существенное значение для налаживания стратегического партнерства имеет работа с населением.  Необходимо информировать граждан как РФ, так и стран-участниц НАТО о программах сотрудничества, целях и принципах функционирования Совета НАТО-РФ, развивать социальную рекламу.

Отсутствие же консенсуса по данным проблемам и односторонние  подходы приведут только к нарастанию конфронтации между НАТО и Россией, что, в свою очередь, дестабилизирует международную обстановку.

 

 



[1] NATO Partners [Электронный ресурс] // NATO. 2014. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/51288.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 27.05.14).

[2] About NRC [Электронный ресурс] // NATO-Russia council. 2014. URL: http://www.nato-russia-council.info/en/about/ (дата обращения: 27.05.14).

[3] Exercise Sorbet Royal (SR 05) [Электронный ресурс] // NATO: International Military Staff. 2014. URL: http://www.nato.int/ims/news/2005/n050622a.htm (дата обращения: 27.05.14).

[4] Ibid.

[5] Перекроет ли Россия афганский транзит для НАТО? [Электронный ресурс] // Голос Америки. 2014. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/fears-russia-nato-tensions-could-disrupt-afghan-withdrawal/1905076.html (дата обращения: 27.05.14).

[6] U.S.-Russia Cooperation on Afghanistan [Электронный ресурс] // US Department of State Mobile. 2014. URL: http://m.state.gov/md193096.htm (дата обращения: 27.05.14).

[7] Транзит грузов НАТО через Ульяновск начнется в августе [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2014. URL: http://lenta.ru/news/2012/07/09/begin/ (дата обращения: 27.05.14).

[8] Joseph Luns [Электронный ресурс] // Answers.com 2014. URL: http://www.answers.com/topic/joseph-luns (дата обращения: 27.05.14).

blog comments powered by Disqus