ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

22.06.2015

Козлова Ирина, г. Благовещенск

Конкурсная работа

Всероссийский конкурс рефератов и эссе не тему:
«Новые тенденции в формировании архитектуры европейской безопасности
в контексте «Украинского кризиса»

 

Козлова Ирина            
Студентка 2 курса
факультета международных отношений           
Амурского государственного университета
г. Благовещенска

Эссе

«Изучение истории свидетельствует, что примерно каждые 50 лет мир переживает революционные изменения – сдвиг парадигмы – в природе вооруженных конфликтов, которые провоцируются социологическими, технологическими и другими внешними факторами» [1]. Например, за последние два столетия – это развитие эффективных армий на основе массовой мобилизации в период наполеоновских войн (около 1800 г.), введение скорострельного нарезного оружия в середине 19-го в., индустриализация производства оружия и соответствующей инфраструктуры накануне Первой мировой войны, а также развитие ядерного оружия и глобальных систем его доставки в период и непосредственно по окончании Второй мировой войны.  После этого прошло чуть более 50 лет – и в мире вновь набирают силу вооруженные конфликты.

Современный Украинский кризис вызвал изменения не только внутри Украины, но и во всем мире. Он вывел наружу, помимо внутригосударственных проблем Украины, еще и проблемы международного характера, в частности, в отношениях между государствами. Этот «кризис в отношениях» между государствами и понимания проблем безопасности особенно ярко прослеживается еще с Сирийского конфликта, события на Украине лишь «вскрыли старые раны». В связи с этим архитектура безопасности Европы переживает определенные трудности.

Актуальность работы заключается в том, что в ситуации, сложившейся на мировой арене, появляется все больше вопросов и проблем, требующих своего разрешения. Однако мир настолько быстро меняется, что подчас те методы, которые были актуальны вчера, сегодня становится либо неэффективными, либо просто бессмысленными. В связи с этим рассмотрение проблем, вызванных Украинским кризисом в мире, требует особого анализа.

Целью работы является выявление последствий на формирование архитектуры современной безопасности, которые несет за собой Украинский кризис. В ходе работы проведен анализ архитектуры европейской безопасности, а также определены последствия Украинского кризиса, которые окажут влияние на весь мир, а на Европу в частности.

Архитектура европейской безопасности формируется из двух главных компонентов: государства, входящие в Европейский союз, и организации, имеющие прямое или косвенное отношение к Европе, в частности Европейский Союз, Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ) и некоторые другие.  Важно отметить, что «в Европе – самая высокая в мире плотность механизмов многостороннего межгосударственного взаимодействия» [2]. Более того, в последнее время в Европе формировались такие тенденции, как расширение состава Совета Европы, НАТО и ЕС; развитие взаимоотношений и взаимодействия между ЕС и НАТО с не входящими в них странами; своего рода «разделение труда» [3], разграничение функций между европейскими региональными организациями (например, вопросы безопасности, урегулирования кризисов в Европе стали прерогативой ОБСЕ).

Однако с развитием Украинского кризиса появились новые тенденции, которые определённым образом трансформировали архитектуру европейской безопасности.

На протяжении последних лет в Евро-Атлантический регион входили принципиально различные государства и организации. В связи с этим в этом регионе фактически после окончания «холодной войны» сформировалась «новая система неконфронтационной «асимметричной биполярности» [4]. В рамках разрешения Украинского вопроса эти различия стали еще более очевидны. Так, ряд стран активно высказывается за введение санкций против РФ (Франция, Германия, Латвия, а также США), в то время как другие страны Европейского континента против подобных мер (Сербия, Македония).

Кроме того, встал вопрос об эффективности действия многих организаций, насколько результативна и деятельность. В частности, сейчас ведется активная дискуссия о том, насколько эффективна деятельность ОБСЕ в рамках Украинского кризиса, если больше года военные действия на Украине не получают своего разрешения. Все больше вопросов вызывает деятельность ООН. Критика в его адрес началась еще с Сирийского конфликта, когда ООН не вынесла ни одной резолюции, осуждающей конфликт, и тем самым, по сути, проигнорировав его. В рамках Украинского кризиса, например, постпред Российской Федерации при Организации Объединенных Наций Виталий Чуркин призвал Организацию Объединенных Наций объективно оценивать ситуацию на Украине [5].

Более того, возникает вопрос, насколько правомерно разделение функций между организациями. В настоящее время наблюдается тенденция по укреплению сотрудничества организаций, их взаимопомощи и поддержки в какой-то сфере. Например, 25 марта 2015 года НАТО объявило об укреплении сотрудничества с ООН в сфере защиты детей во время вооруженных конфликтов [6]. Поэтому встает вопрос об эффективности и необходимости столь большого количества организаций в этом регионе.

Еще одно важное последствие кризиса в Украинском государстве – ухудшение отношений с Россией не только самой Украины, но и западных стран и организаций.

Если говорить о взаимодействии между Россией и Евросоюзом как субъектах международных отношений, то, как отмечает почетный президент Ассоциации европейских исследований Юрий Борко, оно «было сосредоточено на таких вопросах, как договорная политико-правовая основа партнёрства, его цели, принципы и рамочные условия сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры». [7] Здесь выявились все несоответствия между экономическими и политическими системами сторон, политическими культурами, интересами, ближайшими приоритетами и т.д. ЕС и в 90-е гг. неоднократно обвинял российское руководство в отступлении от основных ценностей и принципов, следовать которым обязались обе стороны. Обе стороны шли на сотрудничество, но достаточно осторожно.

Так, еще в июне 2008 года президент Российской Федерации Д.А.Медведев выдвинул в Берлине инициативу по заключению Договора о европейской безопасности, которая немедленно вызвала многочисленные дискуссии. «Договор, по мнению России, призван обеспечить равную безопасность для всех государств, в юридически обязывающей форме зафиксировать основы взаимодействия между его участниками, как государствами, так и международными организациями, для укрепления мира, повышения стабильности и обеспечения безопасности в Европе и в глобальном масштабе» [8]. И, хотя Европа была заинтересована предложением российского президента, она восприняла это достаточно осторожно, поэтому перспективы сотрудничества оставались достаточно отдаленными.

С началом конфликта на Украине эти противоречия еще более усилились: разные подходы к пониманию Украинского кризиса, к оценке и путям его решения привели к приостановлению шагов сторон к сотрудничеству.

Более того, введение санкций заставило Россию «повернуться на Восток», что также имеет немаловажные последствия для Европы как с точки зрения экономики, так и с политической точки зрения. В действительности, Россия очень серьезно относится к партнерству с государствами Востока, что имеет довольно далеко идущие последствия. Поэтому восстановление отношений между РФ и Западным миром на прежнем уровне, которое произойдет еще не скоро, будет проходит сложно и медленно.

Очевидное ухудшение отношений между Россией и НАТО также является важным фактором трансформирования современной системы безопасности Европы и всего Западного мира в целом. Причем, если между ЕС и РФ наблюдается именно «охлаждение» в отношениях, то между НАТО и РФ идет откровенная конфронтация. 1 апреля 2014 года было объявлено о приостановлении отношений между этими субъектами мировой политики [9]. Поэтому была остановлена и программа «Партнерство ради мира». 3 марта 2015 года постпред РФ при НАТО А.Грушко заявил, что «РФ готова нейтрализовать последствия расширения НАТО» [10]. В свою очередь на десятом ежегодном Брюссельском форуме «генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал Россию прекратить дестабилизировать своих соседей и начать уважать международные правила» [11]. Безусловно, эта конфронтация не является выходом из положения. Для поддержания безопасности в мире необходим диалог, причем каждая сторона должна слушать мнение друг друга.

Более того, если страны хотят, чтобы Украинский конфликт завершился благополучно, они не должны настаивать только на своем мнении, важно слышать и учитывать мнение других государств.  Россия является партнёром Европейских стран как в экономических, так и в политических вопросах. Поэтому для построения мира и формирования архитектуры безопасности Европы необходимо сотрудничество с Россией как неотъемлемой части Старого света.

Таким образом, главными тенденциями в проблеме архитектуры современной безопасности Европы является проблема отношений с Россией, усиление критики действия ряда европейских организаций, а также неэффективность деятельности некоторых из них, укрепление сотрудничества с США. Последствия этих проблем могут быть достаточно серьезными. Во-первых, восстановление отношений с Россией, даже если оно начнется в скором времени, - это процесс долгий и достаточно болезненный для обеих сторон. И даже при условии огромного желания и РФ, и ЕС к сотрудничеству, в миг восстановить полноценное сотрудничество не удастся.  Во-вторых, если Европа отбросит свой консерватизм, то, возможно, через какое-то время будет проведена своего рода «реформа» международных организаций, связанная с уточнением и детализацией их функций, а также еще более конкретным «распределением ролей». Говорить о том, что Евросоюз в скором времени распадется, что он уже сейчас трещит по швам, не совсем конструктивно. Безусловно, в настоящее время в Европе наблюдаются определенные кризисные явления. Однако, во-первых, кризисные явления сейчас наблюдаются во многих акторах международных отношений. Во-вторых, все зависит от самих стран Евросоюза – если этот союз им нужен, то он будет существовать. И несмотря на различные настроения внутри Европейского союза, тем не менее большинство стран заинтересованы в его сохранении с силу ряда экономических, финансовых, политических, социальных и других причин.

Безусловно, такие серьезные события, как конфликт на Украине, имеют далеко идущие последствия для всего мира, в первую очередь, для стран, которые являются непосредственными соседями или, по крайней мере, недалеко расположены. Но война – как информационная, так и техническая – не есть метод разрешения конфликта. Еще Иоанн Дамаскин говорил: «Затевающие войну сами попадают в свои сети». Для восстановления мира необходимо продолжать вести переговоры. Однако при этом важно понимать, свое мнение, безусловно, нужно отстаивать, но, если не учитывать мнения оппонента, можно очень скоро самого себя загнать в угол. Поэтому для достижения договоренностей необходимо уметь идти на диалог.

Кроме того, в сложившейся ситуации актуальным стала роль посредников в переговорах как связующего звена между сторонами. При этом, важно проведение переговоров не только между лидерами государств, но и между лидерами внешнеполитических ведомств. Также немаловажна гласность без искажения и замалчивания фактов. Неполитические акторы также могут сыграть важную роль в процессе восстановления мира. Но главное – это понимание того, что ультиматумами, взаимными обвинениями и игнорированием выход из сложившейся ситуации не найти, важен конструктивный диалог, учитывающий мнение всех сторон, как средство обеспечения мировой безопасности.

 ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Журнальный зал [Электронный ресурс]: Крис Доннелли. Европейская безопасность: новые вызовы и новые ответы. «Вестник Европы». М., 2003. – №9. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/don.html (дата обращения: 10.04.2015).
  2. Архитектура евроатлантической безопасности / Под общей редакцией проф. Юргенса И.Ю., акад. Дынкина А.А., чл.-корр. Барановского В.Г. – М.: Экон-Информ, 2009. С. 13-14.
  3.  Архитектура евроатлантической безопасности / Под общей редакцией проф. Юргенса И.Ю., акад. Дынкина А.А., чл.-корр. Барановского В.Г. – М.: Экон-Информ, 2009. С. 14.
  4. Лебедева М.М., Юрьева Т.В. Архитектура европейской безопасности: глобальный и региональный аспекты. Вестник МГИМО-Университета. М., 2011. – № 5. С. 127.
  5. Сайт телеканала ТВЦ [Электронный ресурс]: Чуркин призвал Совбез ООН объективно оценивать ситуацию на Украине. Опубл. 7 марта 2015 URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/63010 (дата обращения: 11.04.2015).
  6. NATO [Электронный ресурс]: NATO strengthens its partnership with the United Nations on the Protection of Children in Armed Conflict. Опубл. 25 марта 2015. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_118368.htm (дата обращения: 10.04.2015).
  7. Борко Ю. Россия-Евросоюз: от стратегического партнерства к холодному миру. Европейская безопасность: события, прогнозы, оценки. – М., 2013. – Выпуск 30 (46). С. 6.
  8. Архитектура евроатлантической безопасности / Под общей редакцией проф. Юргенса И.Ю., акад. Дынкина А.А., чл.-корр. Барановского В.Г. – М.: Экон-Информ, 2009. С. 13-14.
  9. Совет Россия-НАТО [Электронный ресурс]: Заявление министров иностранных дел стран НАТО. Опубл. 1 апреля 2014. URL: http://www.nato.int/nrc-website/ru/news/index.html (дата обращения: 12.04.2015).

10.  Информационный Центр Международной Безопасности [Электронный ресурс]: Грушко: РФ готова нейтрализовать последствия расширения НАТО. Опубл. 3 марта 2015.  URL: http://icisecurity.ru/company_news/grushko_rf_gotova_nejtralizovat_posledstviya_rasshireniya_nato/ (дата обращения: 10.04.2015).

11.  НАТО [Электронный ресурс]: На Брюссельском форуме Генеральный секретарь НАТО обсуждает отношения с Россией. Опубл. 20 марта 2015. URL: http://nato.int/cps/ru/natohq/news_118328.htm (дата обращения: 10.04.2015).

blog comments powered by Disqus