ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

01.06.2017

Ксения Елизарьева, Неравнобедренный треугольник: ЕС - Россия – НАТО

Елизарьева Ксения Игоревна
Студентка 2 курса магистратуры
отделения международных отношений
исторического факультета
Томского государственного университета, 
г. Томск 

Неравнобедренный треугольник: ЕС - Россия – НАТО

После того, как Сирийский кризис обнажил острые противоречия, связанные не только с вопросами региональной безопасности, но с террористической угрозой мировому сообществу в целом, ключевые акторы международных отношений в лице России, ЕС и США начали предпринимать соответствующие усилия по противодействию данной угрозе. Тем не менее, подходы к принятиям решений во многом остаются различными, и стороны не находят общего консенсуса, в результате чего эффективность борьбы сильно снижается. Явным примером того являются террористические акты на территории Европы и России. 2016 год стал показательным в отношении того, каким образом стороны видят дальнейшие шаги по укреплению безопасности в не только в европейском и ближневосточном регионах, но и в целом. Предприняв попытки более четко обозначить свою внешнеполитическую линию, ЕС опубликовал Глобальную стратегию, а Россия выпустила Концепцию внешней политики.

Одним из новых элементов Стратегии является то, что Европейский Союз обращает внимание на свою самостоятельную роль в области безопасности, заявляя, таким образом, о себе как о самостоятельном региональном политическом игроке. Несомненным положительны фактором ЕС является наличие у него инструментов «мягкой силы» и экономического влияния, но до недавнего времени в вопросах безопасности европейцы оставались слабым звеном, предпочитая надежный щит НАТО (под управлением США)[1].

Можно сказать, что доктрина безопасности представляет собой комплексный подход, поэтому механизмы, отвечающие на угрозы и вызовы также должны варьироваться в соответствии с представляемыми сложностями. Особым пунктом Стратегии можно отметить борьбу с миграцией, чему, например, НАТО не может эффективно противодействовать. Повышение самостоятельности в области безопасности будет реализовываться следующими путями: за счет повышения уровня затрат на оборону, в том числе и на научно-технические разработки; координации общих действий ЕС между странами-членами, Верховным представителем по ОВПБ и Советом ЕС. Тем не менее, повышение уровня самостоятельности в области безопасности со стороны ЕС не означает такого же подхода в экономическом плане, а наоборот подтверждает тесное экономическое трансатлантическое сотрудничество, наряду с усилением связей с АСЕАН[2].

Европейский Союз стоит перед дилеммой: как обеспечить свою безопасность, если НАТО не может являться гарантом безопасности Европы, так как попросту не имеет механизмов для борьбы с беженцами и не может предотвратить террористические атаки, при том, что инструменты ЕС не всегда эффективны, когда речь идет о коллективной безопасности. А тот факт, что конкретные действия могут осуществлять лишь конкретные страны, ставит под угрозу основные принципы ЕС, грозя глубоким кризисом самой системе. Доказательством могут служить постоянные угрозы со стороны стран-членов о закрытии своих границ[3].

Для России регион Ближнего Востока имеет особое значение: во-первых, территориальная близость к его границам побуждает РФ к повышенной безопасности, во-вторых, нас объединяют исторически-сложившиеся отношения. Кроме того, Сирия является стратегическим партнером России в регионе Ближнего Востока, поэтому Россия не может допустить устранение режима Б. Асада – такой шаг может повлечь за собой потерю позиций. Также, можно отметить, политика России в отношении Сирийского кризиса имеет следующие черты: последовательность действий, самостоятельность в принятии решений, стремление к построению союзнических отношений, нацеленность на борьбу с международным терроризмом.

Согласно новой Концепции внешней политики Россия учитывает изменения, которые привели к серьезному кризису в отношениях со странами Запада, отмечая, что «сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам»[4]. В связи с этим отношение к расширению НАТО – резко негативное, так как это приводит к срыву формирования общеевропейской системы безопасности.

Турция же во многом зависит от внешних игроков (США и НАТО), оглядываясь на них в попытке выступить против режима Б. Асада и поддержать оппозицию, турецкая сторона столкнулась напрямую с курдской проблемой внутри своего государства, а также проблемой беженцев, которая возникла как раз из-за нестабильности в Сирии, в результате чего турецкие отношения с ЕС заметно обострились. Для России решения Турции являются важными, так как турецкий путь на пути к европейской интеграции и роль в НАТО или самостоятельность и обособленность действий в ближневосточном регионе будут иметь разные последствия, как для самой Турции, так и для всего региона в целом[5].

Несмотря на серию терактов в Европе, референдум в Великобритании и очередную попытку государственного переворота в Турции, основной задачей НАТО рассматривает сдерживание России, хотя контроль обстановки на Ближнем Востоке тоже не является исключением из текущей повестки. Согласно итогам Варшавского саммита, прошедшего в июле 2016 года, НАТО продолжает утверждать, что Россия проводит свою агрессивную политику в отношении Украины, выбирая путь конфронтации. В результате чего Альянсом были предприняты соответствующие меры, направленные на укрепление восточного фланга Североатлантического союза в НАТО. Несмотря на очевидный факт, что к предыдущему уровню партнерству с Россией вернуться не удастся, союзники подтверждают необходимость диалога с Россией с целью совместной борьбы против террористической угрозы, повышению транспарентности военных действий[6].

Сдерживание России становится ключевым направлением в стратегии НАТО, объединяя, таким образом, партнерские программы в Европе. Помимо дислоцированных военных батальонов на территории Польши, Латвии, Литвы и Эстонии вокруг границ РФ, НАТО укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом в целом[7]. Документом, подтверждающим данное сотрудничество, стала совместная декларация НАТО-ЕС, которая, несмотря на содержащиеся общие намерения сторон по противодействию гибридным угрозам, кибербезопасности и обороне, носит асимметричный характер[8]. В первую очередь данная Декларация основана на полной солидарности ЕС с НАТО, то есть подразумевает безоговорочное следование политическим установкам альянса, что может противоречить Глобальной стратегии ЕС, направленной на укрепление своих политических позиций. Похоже, что на сегодняшний день сдерживание России, даже в борьбе с ИГИЛ, для НАТО намного приоритетнее, чем решение задач, связанных с борьбой с террористической угрозой на Ближнем Востоке и поддержки Глобальной коалиции. Такой подход скорее снижает эффективность НАТО как ключевого игрока, ответственного за безопасность на европейском континенте, оставляя Европейский Союз в одиночном противостоянии террористической угрозе, с которой он просто не в состоянии бороться.

Включение России в игру на международной арене в качестве глобального, а не регионального игрока и прямое участие в Сирийском конфликте было неоднозначно расценено как Брюсселем, так и Вашингтоном, хотя обе стороны понимают, что при сложившейся ситуации, сотрудничество с Москвой в вопросах безопасности является более выгодным шагом, нежели конфронтация. Но в режиме санкций и не выполняющихся Минских договоренностей диалог ведется в ограниченном формате. Поэтому для ЕС на сегодняшний день снова становится актуальным вопрос о создании собственных структур безопасности. Для начала это может быть объединение разведывательных систем и данных, что в дальнейшем может стать основой для более серьезной интеграции в этой области. При этом ЕС необходимо позаботиться о том, чтобы функции в области безопасности не становились дублирующими функциями НАТО, а, наоборот, стали бы дополняющим механизмом, увеличивающим политический вес ЕС. Несмотря на то, что Запад рассматривает Россию как «угрозу», которую необходимо сдержать, нельзя не признавать ее значение для противодействия ближневосточным угрозам. Россия должна стать неотъемлемой частью системы европейской безопасности, иначе диалог, как с НАТО, так и с ЕС может зайти в тупик.



[1] Тимофеев И.Н. Россия и коллективный Запад: новая нормальность: рабочая тетр. № 32/2016, [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам (РСМД) URL: http://russiancouncil.ru/common/ upload/Russia-West-Paper32-ru.pdf
[2] A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy, June 2016, [Electronic resource] // Official website europa.eu URL: https://europa.eu/globalstrategy/ sites/globalstrategy/files/about/eugs_review_web_0.pdf
[3] Тимофеев И.Н. Россия и коллективный Запад: новая нормальность: рабочая тетр. № 32/2016, [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам (РСМД) URL: http://russiancouncil.ru/common/ upload/Russia-West-Paper32-ru.pdf
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // МИД России URL:  http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248
[5] Сурков Н. Сирийский пасьянс: к чему стремятся ЕС, США и Россия [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам (РСМД) URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8956#top-content
[6] Summary of two days of the NATO Summit in Warsaw [Electronic resource] // Ministry of foreign affairs Republic of Poland URL: http://www.mfa.gov.pl/en/foreign_policy/nato_2016/summary_of_two_days_of_the_nato_summit_in_ warsaw;jsessionid=009979AE33F45FC18764D8F75F01CB6E.cmsap5p
[7] Данилов Д. К какому будущему готовится НАТО: Варшавский саммит Организации Вашингтонского договора [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам (РСМД) URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8068#top-content
[8] Joint declaration by the President of the European Council, the President of the European Commission, and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization [Electronic resource] // Official website NATO URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts _133163.htm?selectedLocale=en