ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Ксения Корчагина, Основные проблемы современной архитектуры европейской безопасности и пути их решения: подходы России, ЕС и НАТО

Корчагина Ксения Ивановна
студентка 1 курса магистратуры
факультета международных отношений
Санкт-Петербургского государственного университета
г. Санкт-Петербург 

Основные проблемы современной архитектуры европейской безопасности и пути их решения: подходы России, ЕС и НАТО

Архитектура европейской безопасности сегодня представляет собой довольно сложное сочетание множества элементов системы безопасности в евро-атлантическом регионе. В их числе находятся государственные акторы, международные организации, многосторонние договоры по безопасности и многое другое. Далее будут проанализированы подходы к современным проблемам европейской безопасности со стороны трех значимых акторов: Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и России. Концептуальное понимание сходств и различий в подходах сторон к проблемам европейской безопасности позволит определить возможные пути их решения.

Российская Федерация - это европейское государство, крупнейшая ядерная держава и второе государство в мире по своему военному потенциалу. Россия в системе европейской безопасности  -  это государственный актор, который прежде всего руководствуется своими национальными интересами. В последней редакции Концепции внешней политики от 2016 г. указано, что Россия в рамках своих основных национальных интересов должна стремиться к обеспечению глобальной и региональной безопасности, включая безопасность в евро-атлантическом регионе [[1]].  

Согласно этому же документу, системные проблемы безопасности в Европе вызваны геополитическими амбициями ЕС и НАТО, которые заключаются в стремлении к сдерживанию России методами политического, экономического, информационного и иного давления. Кроме того, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, так же вышедшей в 2016 г., прямо указано, что расширение НАТО и наращивание военного присутствия альянса на границах России несут непосредственную угрозу как общеевропейскому порядку, так и национальной безопасности страны [[2]]. Действия Соединенных Штатов по развертыванию компонентов противоракетной обороны в Европе повышают вероятность дальнейшего развития европейской безопасности в русле гонки вооружений. Несмотря на всё это, Россия не отказывается от сотрудничества с ЕС и НАТО по вопросам безопасности в европейском регионе. Напротив, в Концепции внешней политики подчеркивается, что стратегическое партнерство России и ЕС по проблемам безопасности,  которое включает в себя совместную борьбу с терроризмом, незаконной миграцией, организованной преступностью, сотрудничество в области экономики и энергетики, призвано укрепить взаимное доверие и положить начало совместному решению общих проблем безопасности в Европе. Готова Россия укреплять сотрудничество и с НАТО, которое должно быть основано на принципах транспарентности и равноправного партнерства.

Таким образом, подход России к определению главных проблем европейской безопасности сводится в первую очередь к неприятию деструктивной деятельности Запада по построению новых разделительных линий в Европе путем расширения блока НАТО и наращивания его военного потенциала. Безусловно, с точки зрения России, среди других проблем европейской безопасности можно выделить нестабильность и высокую конфликтогенность определенных регионов Европы (в первую очередь, конечно, Украины и Южного Кавказа),  неконтролируемые потоки нелегальной миграции в Европу из стран Ближнего Востока и Африки, что в свою очередь также доказывает несостоятельность текущей архитектуры европейской безопасности, основанной на доминировании Евросоюза и НАТО. Россия стремится к построению справедливой, равноправной, неделимой и легитимной безопасности в Евро-Атлантике. Более того, "формирование общего экономического и гуманитарного пространства, простирающегося от Атлантики до Тихого океана"  рассматривается Россией  как одна из составляющих безопасности и успешного развития народов, проживающих на европейском континенте [[3]]. Особую роль Россия отводит деятельности институтов и международных организаций, таких как ОБСЕ и Совет Европы, которые, в отличие от Евросоюза и НАТО, претендуют на всеобъемлемость с точки зрения включения участников.

Европейский Союз - это уникальное наднациональное объединение 28 европейских государств, называемое многими экспертами "политическим проектом через социально-экономический инструментарий". Образованный после глобальных разрушений Второй Мировой войны, Европейский Союз всегда уделял особое внимание собственной и международной безопасности. По мере своего развития объединенная Европа совершенствовала и свою общую внешнюю политику и политику безопасности, принципы которой сегодня определяют подходы Евросоюза к проблемам безопасности на европейском континенте: несмотря на то, что ЕС - это сообщество 28 независимых государств, у каждого из которых есть собственные национальные интересы, все страны-члены объединения должны действовать на мировой арене как единый актор и, соответственно, иметь согласованные подходы к проблемам безопасности.

В этой связи необходимо сразу отметить, что ввиду особенностей политического развития ЕС, НАТО занимает центральное место в обеспечении безопасности Европейского Союза. Несмотря на давнее стремление ЕС к военно-политической автономии и некоторые текущие трудности в отношениях с Соединёнными Штатами [[4]], 22 из 28 членов ЕС являются членами НАТО, поэтому в данном случае подходы Евросоюза и НАТО к проблемам европейской безопасности можно считать близкими друг к другу, так как Евросоюз по сути определяет свою политику по безопасности, а НАТО её осуществляет. Это подтверждается в последней Глобальной стратегии безопасности Европейского Союза от 2016 г., где ЕС заявляет о своем стремлении укреплять сотрудничество с НАТО и координировать общие действия на базе взаимодополняемости и синергии [[5]].

В этой же Стратегии Евросоюз определяет ключевые проблемы для своей безопасности и безопасности европейского континента: международный терроризм и региональные конфликты (Кавказ, Украина, ближневосточные конфликты), экономические проблемы и недемократичность политических режимов в соседних с Европой регионах (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия), что подрывает стабильность, угрозы энергетической безопасности (проблемы транзита энергоносителей), нарушение международных договоров и норм международного права со стороны России в отношении Украины, что также ведет к дестабилизации Европы.

Безусловно, при текущем положении дел в отношениях между Россией и Западом в целом трудно рассчитывать на взаимное доверие. Несмотря на сходное видение Россией, ЕС и НАТО казалось бы общих проблем, мы наблюдаем их противоположную интерпретацию: на примере того же украинского конфликта это отчетливо прослеживается, когда Россия видит исток проблемы в поддержке со стороны ЕС и США революции и майданной власти на Украине, а западные союзники считают исключительно Россию виновницей конфликта.

С точки зрения банальной логики вполне очевидно, что для перехода этих кризисных отношений в новую стадию сотрудничества и взаимного доверия необходимо решение украинского и крымского вопросов. Однако и столь же очевидно, что, как ЕС и НАТО имеют твердую позицию по Украине и Крыму, так и Россия явно не отступится от своих приоритетов и интересов. Тем не менее, несмотря на негативное отношение российской стороны к политике НАТО, Россия и ЕС, учитывая уровень взаимозависимости, не отказываются от диалога. Несмотря на все проблемы, также Россия и НАТО никогда не нарушали Основополагающий акт по двусторонним отношениям.

Принимая во внимание то, что сейчас приход к компромиссу по проблемам Украины и Крыма маловероятен, на данном этапе было бы более конструктивно действовать там, где найти решение более реально, а именно - в сферах общих проблем. Например, нужно работать над обновлением договоров об ограничении вооружений и укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Чтобы избежать окончательного слома традиционных механизмов поддержания безопасности в Европе, сторонам необходимо инициировать новый запрос на разрядку в международных отношениях, организовав "Хельсинки 2.0" и включив в этот новый, открытый процесс все заинтересованные акторы. Но для этого, безусловно, нужна серьезная политическая воля с обеих сторон, для чего необходимо не допускать чрезмерной идеологизации отношений на поприще общеевропейской безопасности.

[[1]] Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // МИД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения 01.06.2019); 

[[2]] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации  // МИД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430 (дата обращения 01.06.2019); 

[[3]] Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова "Историческая перспектива внешней политики России", опубликованная в журнале "Россия в глобальной политике" 3 марта 2016 г. // МИД России [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2124391 (дата обращения 01.06.2019); 

[[4]] Подходы ЕС и его стран-членов к созданию автономного оборонного потенциала. Аналитический доклад. [Сетевое издание] // Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева – М.: ИМЭМО РАН, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_016.pdf (дата обращения 01.06.2019); 

[[5]] Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, June 2016 // European External Action Service [Electronic Resource]. Mode of Access: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eugs_review_web_0.pdf (accessed  12.06.2019) .