ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

18.05.2012Ларионов Александр Витальевич, Москва

 “Использование полезного опыта стран членов НАТО на примере DARPA
для организации экономики военного производства России"

Ларионов Александр Витальевич
студент 3 курса факультета МЭ и МП (направление Экономика
Национального исследовательского университета
Высшая школа экономики ( НИУ-ВШЭ)
Гор.Москва


НАТО - крупнейший военно-политический блок, который когда-либо существовал на Земле. В основе этого блока лежит военные машины таких стран, как США, Англия, Германия, Франция и т.д. Лидерство в данной области бесспорно принадлежит США. Такое превосходство было достигнуто благодаря многим факторам, однако одним из них является удачная организация военного производства, эффективное проведение и внедрение инноваций в военную промышленность. Именно такой опыт необходим России.

То, что инновации в военной сфере необходимы, показывает тот факт, что Россию ожидают трудности, связанные со снижением объемов экспорта военной техники. Хотя объем поставок по сравнению с 2010 годом увеличился с 10,4 до 13,2 млрд. долларов[1], однако это вызвано эффектом от заключения контрактов за прошлые периоды, при этом в прошлом году было достигнуто минимальное значение с 90 годов по стоимости портфельных заказов. Увеличение стоимости портфельных заказов означает, что наша промышленность производила меньше, чем было заключено контрактов. В 2011 году ситуация резко изменилась.

В рамках сотрудничества с НАТО, необходимо наладить обмен опытом между странами в экономической сфере, а именно в организации военной промышленности в разных странах. Экономическое сотрудничество России и НАТО  может помочь улучшить ВПК России, помочь ему перейти на новый уровень организации, который будет эффективнее работать в рыночных условиях.

В данной статье будет рассмотрено одно из возможных направлений обмена опытом, а именно опыт агентства DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Данное агентство было выбрано неслучайно, так как именно его успешная деятельность стала одним из двигателей развития американской экономики.

“Я помню тот  шок, который возник от понимания того, что существует возможность, что другая нация способна превзойти великую страну (имеется в виду США)” Roger D. Launius. Именно такое заявление сделал главный историк NASA Roger D. Launius, после запуска советского спутника в 1958 году.

Для Соединенных Штатов Америки обнаружить то, что они оказались позади СССР, в освоении космоса означало, что что-то  неправильно не только с космической программой США, но с организацией и управлением в сфере  развития и внедрения технологий, а также в секторе R&D.  Запуск спутника свидетельствует о том, что были необходимы  фундаментальные изменения в организации оборонной науки, технологических программ США.  DARPA помогла совершить технологический прорыв в развитии технологий, связанный с военной отраслью.

Основная задача DARPA заключается в содействии передовым технологиям и системам, которые создают «революционные» преимущества для американских военных. Для эффективного выполнения своих задач агентство независимо от военного министерства США, осуществляется высоко-рискованные исследования и разработки в секторе R&D. Главное-достижение реальных результатов, а не получение “абстрактных идей”. Эффективность научных работ зависит напрямую от качества их организации.

В основе деятельности DARPA лежит мотив "высокий риск - высокая отдача" . Мотив представляет собой набор операционных и организационных характеристик в том числе: относительно небольшой размер производства,  небюрократическая структура; гибкостью и адаптивностью программы исследований. Важно понять с самого начала, что в отличие от существовавших военных агентств, ARPA (Первоначальное название DARPA)  был разработан, чтобы быть другим.

Деятельность ARPA (впоследствии DARPA) была сосредоточена на 3 областях: космос, противоракетная оборона и ядерное вооружение.

Первая область космос был в центре деятельности DARPA в первые года существования, однако в последствии с появлением NASA данная область потеряла свои лидирующие позиции.

Ядерная программа DARPA была направлена на создание технологий и внедрение оборудования способного засечь ядерные учения СССР.

При создании DARPA была вынуждена конкурировать с другими военным агентствами США, но благодаря тому, что DARPA брала рискованные, но многообещающие проекты, им удалось вырваться вперед.

Если обратиться к банковской системе, а именно к организации системно значимых платежных систем, то там существуют 10 основных принципов, важнейшим из которых является принцип эффективного управления. Можно сказать, что DARPA взяла на вооружение именно этот принцип. Менеджеры DARPA-это высокообразованные люди, хорошо разбирающиеся в технологических аспектах своих проектов, настоящие генераторы идей (здесь необходимо отметить, что чаще всего идеи предоставляют сами заказчики, а работники DARPA занимаются ее обработкой и доработкой), направленные на выполнение технологической работы. Более того менеджеры проектов могут набирать себе людей, как и из министерства обороны, с государственной службы, так и из частного бизнеса, что позволяет выполнять проекты лучше, рассматривая вопрос с разных точек зрения. Реализация принципа эффективного управления лежит в основе успеха этого агентства.

Еще одним аспектом успеха DARPA является ее продуманная концепция работы с проектами. “Определение задач - разработка модели решения - презентация проекта”- так звучит концепция работы над любым проектом. Такая модель организации работы позволяет эффективно проводить исследования, связанные как с военной, так и с гражданской сферой.

Также DARPA работает как с малым, так и с крупным бизнесом (Small Business Innovation Research(SBIR), Small Business Technology Transfer(STTR) и т.д.). Работа с малым бизнесом помогает ориентировать на рыночную ситуацию, грамотно подстраиваться под потребности рынка, обеспечивая эффективную деятельность всей системы.

Фактически мы имеем некий синтез между удовлетворением потребностей военных структур и гражданского общества, что позволяет избежать тот перекос, который наблюдался в СССР. DARPA выступает некоторым посредником между фирмами и государством.

В СССР (например в авиастроении) военные определяли технические характеристики требуемого самолета, их отправляли в министерство, дальше министерство выделяло деньги и отправляло заказ на завод. При этом, если деньги на самолет выделялись, то он должен был быть непременно произведен.

DARPA же принимает заказы от военных, оценивает их и отправляет на фирмы, которые способны выполнить заказ. После производятся экспериментальные модели, тестируются, а дальше принимается решение о производстве данной модели. В СССР же модель производилась в любом случае, такая же ситуация сохраняется сейчас, так как система достаточно негибкая.

Результаты исследований DARPA идут на накопление знаний. Характерным примером является разработка в 80-х годах истребителя вертикального взлета X-31 (Совместная программа Rockwell-Messerschmitt-Bölkow-Blohm). Заказ сделало министерство обороны, DARPA нашла исполнителей, которые сделали несколько опытных образцов, однако сам самолет так производить и не стали, полученные результаты были частично использованы в дальнейших исследованиях.

Недавно Рогозин заявил о намерении создать похожее агентство и в России: "Речь идет о создании некоего хищника, который будет выявлять в университетский, исследовательский центр наиболее интересные, прорывные, новаторские предложения, которые могли бы быть применены для развития ОПК"[2].

Здесь необходимо принять во внимание, что простое копирование модели деятельности DARPA вряд ли сможет принести положительные результаты в связи со специфическими особенностями нашей страны. Так, представляется необходимым предварительно выявить критерии для малого бизнеса, который будет иметь возможность работать с российским аналогом DARPA в связи с тем, что еще не произошло то формирование рыночных отношений, которые сложились в США за последние 100 лет. Также требуется обеспечить качественную подготовку менеджеров российских проектов, необходимы люди не только с техническими знаниями, но и со знаниями экономики, права и т.д. Только при условии получения менеджеров с комплексными знаниями возможно реализация принципа эффективного управления, а на это требуется время и реализация смежных программ. Таких примеров можно привести десятки, однако то, что такая организация необходима - это факт, т.к она поможет повысить количество успешных проектов. Именно поэтому необходимо подробно исследовать опыт научной деятельности DARPA, а затем попробовать создать некий оптимальный набор “опций”, который будет работать в России.

Проблема организации научных исследований в военной сфере приобретает актуальность из-за необходимости трансформации российской структуры организации НИОКР. Так, к примеру России необходимо сократить свое отставание в области разработки  гиперзвуковых систем вооружения (которое возникло в период после развала СССР). По словам куратора ОПК Дмитрия Рогозина данный вид вооружение представляет реальную опасность для обороноспособности РФ. Фактически Россия сейчас находится в такой же ситуации, что и США полвека назад, в связи с чем существует реальная задача на качественно новый переход в области проведения и реализации НИОКР в России.

Данную задачу необходимо решать в рамках сотрудничества со странами членами НАТО, чей успешный опыт в экономической организации военного производства не вызывает сомнений.

Автор выражает благодарность генерал-лейтенанту Деменкову Михаилу Тихоновичу, полковнику Минину Альберту Ивановичу и Шекера Виталию Васильевичу за помощь в подготовке данной статьи.

Список использованной литературы:

1)      O. Antonenko, I. Yurgens, “Next, a NATO-Russia Strategic Concept,” International Herald Tribune, 19 November 2010.

2)      Global NATO Author(s): Ivo Daalder and James Goldgeier Reviewed work(s):Source: Foreign Affairs, Vol. 85, No. 5 (Sep. - Oct., 2006), pp. 105-113

3)      http://www.darpa.mil/

4)      http://nvo.ng.ru/armament/2012-04-13/7_orders.html

5)      http://www.sukhoi.org/



[1] http://nvo.ng.ru/armament/2012-04-13/7_orders.html

[2] http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/06/942279.html

blog comments powered by Disqus