ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

17.09.2014Литвинова Юлия, г. Новосибирск

Литвинова Юлия Сергеевна
Студентка 3 курса
Факультет международных отношений
Новосибирский государственный университет экономики и управления
г. Новосибирск

«Это нельзя назвать сотрудничеством.
Это даже не брак по расчету.
Это подобно раздельному проживанию в разных квартирах,
с разными входами и адресами»

Дмитрий Рогозин
заседание Совета Россия-НАТО,
26 января 2011 г.[1]

        Взаимоотношения России и НАТО в начале ХХI столетия складывались непросто. Этому препятствовали как политические, так и военные аспекты. Российским и зарубежным дипломатам потребовалось преодолеть многочисленные препятствия для налаживания конструктивного диалога по вопросу безопасности.

Мир изменился. Он изменился политически. Необходимость взаимного сотрудничества России и НАТО проявляется  особенно явно в XXI веке. В связи с последними событиями будущее противостояние России и НАТО свидетельствует о том, что хотя новая холодная война, возможно, будет гораздо короче, она, тем не менее, может оказаться гораздо более затратной   и повлечет за собой серьезные долгосрочные последствия для взаимоотношений США с его единственным потенциальным равным соперником - Россией.  Кризис, разгоревшийся недавно между Россией и Украиной, стал эпицентром мирового конфликта и приковал к себе внимание аналитиков и экспертов всего земного шара. Чтобы понять причины этого конфликта, необходимо найти ключ к пониманию России. [2] 

       Практически сразу после того как Барак Обама стал президентом Соединенных Штатов, он объявил о «перезагрузке» отношений с Россией. Вашингтон видел ценность стратегического и военного партнерства с Россией, включающего в себя борьбу с терроризмом и «Северную распределительную сеть» для снабжения «ограниченного контингента» НАТО в Афганистане. Для американских союзников, включая Германию, Францию и Италию, «перезагрузка» стала зеленым светом для продвижения их вооружений на российский рынок. Франция, например, в 2011 году подписала контракт с Россией о строительстве и продаже ей двух десантных кораблей «Мистраль» стоимостью 1,47 миллиарда долларов. В том же году Италия подписала контракт о поставке в Россию 60 легких многоцелевых бронированных машин Lynx. Не стоит забывать и о том, что США также вели военное сотрудничество с Россией. Они закупили у России военные вертолеты МИ-17 для Афганистана, а в 2012 году провели совместные военные учения с Германией и Россией.       В тоже время,  для создания паритета, Россия постоянно занимается модернизацией своих вооруженных сил.  Перевооружение российской армии сыграло большую роль в готовности ее войск к боевым действиям. Сегодня российские войска, сосредоточенные у украинской границы, оснащены не только новой боевой техникой, но и новейшими бронежилетами, личным оружием, бронебойными боеприпасами и современными рациями, что дает им большое преимущество против намного хуже оборудованной украинской армии. Высокая готовность и тактика действий российского спецназа в Крыму,   весной 2014 года, застала врасплох новые украинские власти и страны НАТО. Эксперты пытаются понять, как России удалось за короткое время после войны с Грузией (2008), где российские войска не блистали высоким уровнем подготовки, так преобразовать свою армию. Соединенные Штаты полагают, что Россия начала там подготовку российского спецназа еще несколько лет назад, что объясняет, как Россия улучшила боеготовность своих войск за короткий срок, так что в итоге она захватила Крым быстро и, как сказал верховный главнокомандующий, – без единого выстрела. В НАТО заявляют, что агрессия России против Украины привела к международной изоляции Москвы, включая полное приостановление практического сотрудничества с альянсом. Для того, чтобы отвлечь внимание от своих действий, считают в Брюсселе, Россия выдвинула ряд обвинений против НАТО, основанных на неверной интерпретации фактов и упускающих из виду постоянные усилия НАТО по развитию партнерства с Россией. Североатлантический альянс отмечает, что Россия также выступила с безосновательными выпадами против легитимности властей Украины и применила силу в целях захвата части территории Украины. Таковы основные  аргументы руководства НАТО,  на основании которых Альянс представляет свое видение взаимоотношений с Россией последних 20 лет. В заявлении, опубликованном на русском языке, на официальном сайте Североатлантического альянса, представители НАТО предлагают России расставить все точки над «и». [3]

      1 апреля 2014года  министры иностранных дел стран НАТО, на встрече, решили приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, сохранив политический диалог. Они оставили возможность обсуждения ситуации на Украине в Совете Россия – НАТО. В случае необходимости. НАТО готова к сотрудничеству на уровне послов и выше, чтобы позволить сторонам обмениваться взглядами по нынешнему кризису. НАТО также собирается внести ряд изменения в международные проекты, проводимые совместно с Россией.[4] Однако, пытаясь стабилизировать  напряженную ситуацию у своих границ, Россия продолжает  проявлять инициативу о проведении чрезвычайного заседания Совета «Россия – НАТО», в повестку дня которого будет вынесен вопрос по ухудшающейся ситуации на юго-востоке Украины. При этом российская сторона настаивает, что встречу нужно провести как можно скорее, чтобы выработать общий план действий по ликвидации критической ситуации на юго-востоке Украины. Как известно, новыми киевскими властями там до сих пор проводится силовая операция, которую одна из сторон называет антитеррористической, а другая – карательной. И она принимает все более милитаризованные формы – с применением тяжелого вооружения, увеличение количества жертв.

     В целом частичный разрыв взаимоотношений между альянсом НАТО и Россией негативно скажется на обеих сторонах, и их борьбе с международным терроризмом. Но, по моему мнению, сотрудничество России и НАТО опять возобновится. Хотя и на новом уровне, и с учетом тех событий, которые привели к охлаждению отношений. Тем более что от такого формата, как Совет Россия-НАТО Брюссель не отказывается. В Москве, в частности, не хотят, чтобы от разрыва или приостановки наших военных связей пострадал хотя бы один солдат натовской коалиции в Афганистане, поэтому Россия не закрывает Североатлантическому альянсу возможность пользоваться российской инфраструктурой для безопасного вывода войск из этой страны.  При этом, конечно, не останется без внимания расширение натовских военных баз на западных границах России.[5]

Принятые на сегодня меры санкционного давления на Россию (возможно, только пока) имеют больше символический характер, нежели наносят чувствительный ущерб. Такие санкции, как ограничение въезда и замораживание активов, в некоторых случаях вызвали недоумение и ироничную реакцию. Система экономических санкций — это оружие сил мировой глобалистской тирании, особенно действенное, когда реальное оружие не в состоянии решить тот или иной международный спор. России следует готовиться к усилению международного  политического  и экономического давления и инициативно работать над слабыми местами, не дожидаясь проверки Западом устойчивости российской экономики, эмпирическим путем[6].

Так какими же могут стать отношения между Россией и НАТО лет, скажем, через пять? Тенденции развития партнёрства весьма противоречивы.  С одной стороны, существенно укрепилась мотивация к партнёрству. Очень важно, что “лиссабонский прорыв” стал не столько ответом на кризис двусторонних отношений Россия – НАТО, сколько логичным результатом поиска новой парадигмы российско-западных отношений. Качественный прогресс в отношениях Россия – НАТО возможен лишь в контексте решения ключевого вопроса современной организации евроатлантической безопасности: как “вписать” в неё Россию в качестве заинтересованного и равноправного партнёра в ситуации, когда она не может быть частью евроатлантического сообщества, организованного вокруг её основных опор – НАТО и ЕС. Вряд ли такого прогресса можно добиться только за счёт развития прагматического взаимодействия, поскольку подобный подход оставляет за скобками ключевую проблему стратегических целей политики безопасности.[7]

     В сложившейся ныне  геополитической ситуации полностью исключать угрозу нового расширения НАТО на Восток нельзя. Поэтому возникнет реальная перспектива новой конфронтации. В тоже время это и  будет являться сильным сдерживающим моментом для НАТО и Запада. И хотя новые  отношения России и НАТО уже не смогут выстраиваться в прежнем ключе, НАТО будет (как в случае продолжения  диалога после войны в Южной Осетии в 2008г) поддерживать  политику компромиссных отношений после разрешения  украинского кризиса.   Ядерное сдерживание всегда являлось решающим фактором в той философии сдерживания, которой придерживается альянс. Речь идет не только о том, чтобы иметь в своем распоряжении необходимые средства, но и о том, чтобы демонстрировать твердую готовность применить их в случае нападения. НАТО - оборонительная организация. Функция устрашения по-прежнему присутствует. Это обеспечивает стабильность. Поэтому существует уверенность,  что стратегии альянса и России, которые, среди прочего, опираются и на такое вооружение, для любых государств станут  побуждающим фактором, исключающим взаимное нападение. Да и оснований для этого никаких нет. Россия и НАТО и в будущем должны продолжать развивать практическое двухстороннее сотрудничество по всем направлениям деятельности, так как совместная деятельность обеспечит достижение лучших результатов и будет способствовать стабилизации ситуации во всем мире.

_________________________________

 

[1] Перспективы сотрудничества НАТО и России в области ПРО"Foreign Policy Journal", США http://www.inosmi.ru/europe/20110211/166423969.html#ixzz336mDc1e9

[2] Ключ к пониманию России. Мариано Каусино http://www.inosmi.ru/world/20140514/220296428.html

[3] Обвинения России: расставим точки над «і» //http://glavcom.ua/articles/18878.html

[4] НАТО-Заявление министров иностранных дел стран НАТО http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_108501.htm

[5] МИД: от свертывания совместной работы России и НАТО не выиграют ни Москва, ни альянс  http://itar-tass.com/politika/1091898

[6] РСМД-Санкции Запада против России: средства и последствия http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3535#top

[7] Россия – НАТО: дилеммы стратегического партнерства. Дмитрий Данилов. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2032#top

 

 

blog comments powered by Disqus