ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

20.06.2017

Максим Москалев,

Москалёв Максим
студент 4 курса,
ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
Институт международных отношений и мировой истории,
г. Нижний Новогород

 

Не секрет, что история становления европейской системы безопасности уходит корнями в 17-ый век в период возникновения и утверждения Вестфальской системы с ее балансом сил на европейском  континенте. Было принято считать, что именно внутриевропейские конфликты между ключевыми державами определяли структурное положение каждого его актора. В данном случае вполне справедливо утверждение Г.Киссенджера, что само равновесие сил редко возникало в результате продуманных расчетов. Оно обычно становилось результатом противодействия попыткам, какой либо отдельной страны господствовать над другими[1].

Такого рода положение сохранялось вплоть до середины 20-го века, когда в 1945 году, в ходе конференций в Ялте и Потсдаме, был определен новый миропорядок с двумя противоборствующими сторонами. Стоит особо подчеркнуть, что именно в этот период времени, впервые не европейская держава стала оказывать существенное влияние на формирование системы европейской безопасности, которая с одной стороны являлась автономной и в тоже время тесно связанной со всеми процессами, происходившими на международной арене.

В научной среде принято считать, что поворотным моментом стал 1991 год. Распад коммунистического лагеря серьезным образом отразился не только на всех международных отношениях, но и во многом на европейской безопасности, ударив по ее самому чувствительному месту – балансу сил.

К сожалению, приходится констатировать, что спустя четверть века этот баланс так и не был восстановлен, о чем свидетельствуют перманентно возникающие конфликты на Балканском полуострове и в странах бывшего СССР. В то время как образовавшийся «вакуум силы» был очень быстро заполнен североатлантическим альянсом.

Созданный       в 2002 году, Совет Россия-НАТО был задуман как механизм для консультаций, сотрудничества и принятия совместных решений. В течение длительного времени, наиболее развитыми направлениями сотрудничества стали борьба с терроризмом, вопросы нераспространения ядерного оружия и антикризисное управление[2].

Парируя критику со стороны либерально настроенных экспертов, которые считают, что современные вызовы на европейском пространстве обусловлены желанием России вернуть утраченные сферы влияния, нам следует указать, что ещё в 2009 году постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин выразил мнение по поводу полной неэффективности Совета России - НАТО[3].

Действительно, на сегодняшний день, ситуация ключевым образом не изменилась, наши партнеры в рамках Совета стремятся определить общую позицию по некоторым вопросам не учитывая мнения Кремля. Именно такого рода действия завели наше сотрудничество в тупик.

Необходимо отметить, что «на полях» различных конференций было сделано немало для создания действительно работающей модели, призванной обеспечить безопасность для всех ее участников. Так, например, принятая на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года, Хартия европейской безопасности. В основу этого документа было положено два принципа: коллективности, при которой «безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других» и ответственность СБ ООН за поддержание международного мира[4].

Однако тот уровень согласия и взаимопонимания между странами, который мы можем наблюдать сегодня, недостаточно  высок, что в конечном итоге нивелирует попытки государства разрешить споры и противоречия путем прямых переговоров.

В конкретном случае, ответная реакция России на развертывание военной инфраструктуры НАТО в Восточной Европе вписывается в формулу             Раймона Арона – всякое государство, желающие сохранить равновесие выступит против государства или коалиции, которая покажется ему способным обеспечить такое превосходство[5].

Тем не менее, не стоит полгать, что угроза безопасности Европы исходит исключительно из дисбаланса сил. Среди ключевых вызовов стоит так же отметить миграционный кризис, существенно подорвавший безопасность Европы на ее отдаленных рубежах.

Как следует констатировать, неэффективность общей миграционной политики ЕС привело не просто к значительному наплыву беженцев и проникновению радикально настроенных групп в самый центр Европы. Структурный кризис одного института фактически перерос в институциональный кризис всей системы ЕС с последовавшим выходом из ее состава весьма важного актора.

Наконец, среди прочих рисков и угроз системе европейской безопасности стоит выделить изменение вектора внешней политики США с приходом к власти новой администрации. Очевиден тот факт, что если новый глава Белого дома не сохранит преемственность американской политики по отношению к странам Восточной Европы и сделает акцент на Азиатско-Тихоокенаском регионе, велика вероятность того, что Россия столкнется лицом к лицу с ситуацией, когда Европейский Союз не сможет оперативно и своевременно реагировать на возникающие угрозы.

В результате, два из трех ключевых элементов, формирующие систему безопасности на европейском пространстве, окажутся «вне игры», что повлечет за собой коренные перемены во всей структуре и, безусловно, отразится на его третьем элементе – России.

Именно поэтому, по мнению автора, России необходимо выйти из своего рода «блестящей изоляции» по отношению к миграционному кризису и предложить ЕС варианты совместного разрешения данной проблемы, на основе принципов международного права и взаимного уважения.

При этом следует признать, что провал единой миграционной политики лишь поспособствовал увеличению уровня террористической активности в Европе, но не стал ее ключевым источником.  

Показателен тот факт, что 22 человека, совершившие в разное время теракты во Франции, были гражданами страны и потомками мигрантов (выходцев в n-ном поколении) из стран Ближнего Востока и Северной Африки[6].

Соответственно, проблема кроется не в тех мигрантах, которые прибыли на европейский континент в период с 2013 по 2016 годы, а в тех, кто уже должен был пройти ассимиляцию в европейских странах. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо интенсифицировать контакты между ЕС и Россией, поскольку последняя имеет весьма обширный опыт по интеграции мигрантов, прибывшие из стран с исламской культурой.

Кроме того, касательно проблемы баланса сил в Европе, автор предлагает юридически закрепить принцип недопустимости обеспечения собственной безопасность за счет безопасности других.

Не нарушая суверенного права государства размещать и передвигать свои войска на своей территории, государства должны преодолеть европейскую дилемму безопасности путём совместного отказа от наращивания коалиционных сил быстрого реагирования на границах и гарантировать внеблоковый статус странам, сохранившие нейтралитет.

Мониторинговые группы должны возглавить с одной стороны, специальные представители от ООН, с другой – страны, сохранившие нейтралитет. Гарантами выполнения обязательств должны выступить страны НАТО и ОДКБ.

Вполне очевидно, данный вариант не является панацей и тем более не решит проблему баланса сил в Европе. Однако следует подчеркнуть, что подобный шаг поспособствует возобновлению именно военного сотрудничества, без которого, по мнению Министра иностранных дел России С.В. Лаврова любые дипломатические усилия сводятся на нет[7].

Таким образом, подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что описанные нами проблемы являются лишь частью широкого спектра вопросов, которые еще предстоит решить на Европейском пространстве.

Более того, не смотря на то, что интересы стран зачастую диаметрально противоположены друг другу, нам стоит всегда помнить слова Выдающегося Российского дипломата  А.М.Горчакова, который не раз повторял: «Нет таких расходящихся интересов, которые нельзя было бы примирить, ревностно и упорно работая над этим делом в духе справедливости и умеренности»[8]. 

Список использованных источников и литературы

  1. Арон Р., Мир и война между народами / Раймон Арон; Пер. с фр. под общ. ред. В.И. Даниленко. –  М.: NOTA BENE, 2000. – 879 с.
  2. Военная политология: учебное пособие: для слушателей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / М-во обороны Российской Федерации, Главное упр. воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации; под общ. ред. ген.-полк. Н. И. Резника. – М.: Красная звезда, 2006. – 399 с.
  3. Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин: Восстановление отношений – сложный путь // Красная звезда. – Режим доступа: http://old.redstar.ru/2009/01/27_01/3_01.html. – Загл. с экрана.
  4. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе 53-й Конференции по вопросам безопасности, Мюнхен, 18 февраля 2017 года. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/ posledniye_dobavlnenniye//asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/2648249. – Загл. с экрана.
  5. Киссинджер Г., Дипломатия: [Пер. с англ / Послесл. Г.А. Арбатова, с. 824-828]. – М: Науч.-изд. центр «Ладомир» ВРС, 1997. – 847 с.
  6. Клеман Л. Что нам известно об исламистах, которые совершают теракты // Иносми. – 2016. – 11 авг. – Режим доступа: http://inosmi.ru/social/ 20160811/ 237509285.html. – Загл. с экрана.
  7. Совещание с постоянными членами Совета Безопасности. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51912. – Загл. с экрана.
  8. Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2017 года. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2634726. – Загл. с экрана.
  9. Совет Россия-НАТО // NATO.INT. – Режим доступа: http://www. nato. int/nrc-website/ru/about/. – Загл. с экрана.
  10. Стамбульский документ 1999 года // Официальный сайт ОБСЕ. – Режим доступа: http://www.osce.org/ru/mc/39573?download=true. – Загл. с экрана.


[1] Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 55.

[2] Совет Россия-НАТО // NATO.INT. URL: http://www.nato.int/nrc-website/ru/about/ (дата обращения: 14.02.2017).

[3] Восстановление отношений - сложный путь // Красная звезда. URL: http://old.redstar.ru/ 2009/01/27_ 01/3_01.html  (дата обращения: 10.02.2017).

[4] Стамбульский документ 1999 года // Официальный сайт ОБСЕ. – 1999. URL: http://www.osce.org/ru/mc/ 39573?download=true ( дата обращения: 18.02.2017).

[5] Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000. 13 с.

[6] Клеман Л. Что нам известно об исламистах, которые совершают теракты // Иносми. 2016. 11 авг. URL: http://inosmi.ru/social/20160811/237509285.html (дата обращения: 25.02.2017).

[7] Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе 53-й Конференции по вопросам безопасности, Мюнхен, 18 февраля 2017 года. URL: http://www.mid.ru/ru/posledniye_dobavlnenniye  /-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/2648249 (дата обращения: 20.02.2017).            

[8] Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника, Москва, 10 февраля 2017 года. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher /cKNonkJE02Bw/ content/id/2634726 (дата обращения: 03.03.2017).

 

 

blog comments powered by Disqus