ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

06.07.2015

Н. Аниськевич, «Новые тенденции в формирование архитектуры европейской безопасности в контексте «Украинского кризиса, г. Санкт-Петербург

 «Новые тенденции
в формирование архитектуры европейской безопасности
в контексте «Украинского кризиса»

Аниськевич Наталия Сергеевна
Студентка 1 курса магистратуры
Факультета международных отношений
Санкт-Петербургского Государственного Университета
г. Санкт-Петербург

На сегодняшний день любой разговор, касающийся Украины, напрямую взаимосвязан с европейской безопасностью. Характер отношений между соседями Россией и Евросоюзом под воздействием украинского кризиса начал иметь динамику, вызывающую разочарование у политиков и экспертов с обеих сторон. Четко просматривается, что наступил кризис доверия, связанный в первую очередь с отсутствием четкого видения стратегии развития отношений и согласованного понимания общих долговременных интересов в быстро меняющемся мире. Общества стали более разобщенными, в связи с усилением ценностных различий.

Европейские историки сходятся во мнение, что события февраля-марта 2014 г., именуемые Крымским кризисом, дали толчок для наступления новой эры развития в политике безопасности Евросоюза. Этот период некоторые исследователи называют началом новой «Холодной войной». До этого периода Евросоюз была нацелена на борьбу с терроризмом и не ожидала, что ей предстоит решать проблемы безопасности на своих восточных границах. Но это только одна сторона медали, касающаяся видения со стороны Евросоюза. Для российской стороны события, происходящие в Крыму, был полностью легитимными и явились организацией защиты своих граждан, а последствия происходящей ситуации на Украине появились из-за неработоспособного режима евроатлантической безопасности.  

Украинский кризис четко продемонстрировал всю хрупкость взаимоотношений. Каждая сторона стремилась и до сих пор стремится проводить собственную политику в отношении Украины, не проводя консультации друг с другом и не согласовывая свои действия. Такие действия привели к тому, что в самом центре Европы образовалось государство-банкрот, Украина, появление которого не выгодно ни одной из сторон, так как подобное развитие событий приводит к возникновению целого ряда фундаментальных угроз и вызовов на всем европейском континенте. При этом нельзя забывать о горе и бесчисленных страданиях, которые испытывают жители Украины.

Максимально быстрое разрешение украинского кризиса – необходимый шаг к началу предметного обсуждения вопросов безопасности в Европе. Это желание едино у всех сторон конфликта, ведь решение противоречий и обеспечение стабильности в Европе являются залогом процветания и безопасности. Но все же различие в практических подходах к решения данной задачи являются существенно различными, что и дестабилизирует ситуацию:

Первое, что важно отметить это то, что у стран Европейского союза и у России различный взгляд на постсоветское и пространство и на систему евроатлантической безопасности. Ситуация на Украине усугубила эти разногласия. Обязательным условием для решения украинского кризиса является соблюдение международных принципов и норм. Но проблема в том, что у всех сторон конфликта различные мнения в толкование таких понятий, как суверенитет, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела.

Во-вторых, украинский кризис стал поворотным моментом в отношениях Запада и России, сотрудничество между странами перестало быть прежним. Имели место множественные изменения в торговых договоренностях, открытые политические дебаты между лидерами стран. Даже внутри Евросоюза появились разногласия, касательно торговых отношений с Россией и выгодности для обеих сторон принятых мер. При обеспечение общеевропейской безопасности нужно отбросить все диалоги о «совместных усилиях» и объединения в коалиции, выступающих на разных фронтах и перейти к «преодолению разногласий». Европа, это огромная территория, на которой сосуществуют все стороны конфликта. Только при сохранение сотрудничества в таких аспектах, как международная безопасность, нераспространение и контроль над вооружениями, решение региональных проблем, которые имеют общие точки соприкосновения, можно говорить об общности интереса и возвращение партнерства и доверия между Евросоюзом и Россией. Данные вопросы нужно решать по линии преодоления кризиса на Украине. На данный момент можно выделить следующие приоритеты сотрудничества, которые поддерживают обе стороны:

- предотвращение эскалации военных действий;

- предотвращение экономического краха Украине и оказание ей экономической помощи;

- предоставление гуманитарной помощи и участие в работе по восстановлению пострадавших во время войны областей Украины;

- установление диалога о системе безопасности в Европе;

- сотрудничество в решение мировых и региональных проблем.

В-третьих, наиболее серьезной является проблема нерешаемого в данных условиях разногласия в совершенствовании существующих инструментов и механизмов безопасности. Российская сторона придерживается мнения, что инструменты и механизмы обеспечения безопасности в Европе устарели и требуют модернизации, они на настоящий момент оказываются непригодными для создания новой системы, которая бы учитывала интересы всех сторон. Вследствие данного мнения Россия вносила предложения по модернизации ОБСЕ и созданию новых механизмов, как пример был взят Договор о европейской безопасности, но данные идеи были не поддержаны. Европейская сторона предложила наиболее оптимально использовать уже существующие институты на основе уже имеющейся базы. Евросоюзом была признана результативная деятельность ОБСЕ при попытках урегулирования кризиса на Украине.

Еще одной точкой конфликтного соприкосновения на полях украинского кризиса являются отношения НАТО  и России.

«…Мы приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией. Наш политический диалог в Совете Россия – НАТО может продолжаться по мере необходимости на уровне послов и выше, чтобы позволить нам обмениваться мнениями, прежде всего об этом кризисе…»[1]

«Вместо развития сотрудничества и мер доверия натовцы взяли курс на конфронтацию. Сегодня мы видим беспрецедентное и ничем не оправданное усиление активности НАТО вблизи российских границ. При этом вооруженные силы России обвиняют во всех смертных грехах»[2]

Отношения России и НАТО на протяжении всей истории их существования всегда были напряженными. Выше представлен далеко не первый случай приостановки сотруднических отношений. Начиная с создания Организации Североатлантического договора (НАТО) руководство и общественность в то время существовавшего СССР воспринимали НАТО как главного военно-политического соперника, который является инструментом воздействия США на Западную Европу. В современной России в 1999 г. в связи с началом военной операции в Югославии по указанию президента был отозван Главный военный представитель РФ при НАТО, было приостановлено российское участие в программе «Партнерства ради мира» и реализация программы партнерства Россия-НАТО.[3] Очередное осложнение отношений произошло в 2008 г. в условиях проведения российской военной операции в Грузии. Советом министров иностранных дел НАТО было принято заявление о невозможности поддерживать с Россией нормальные отношения до тех пор, пока ее войска находятся на территории Грузии.[4]

В целом можно отметить, что Россия и НАТО пытаются поддерживать конструктивный договор, но атмосфера доверия в них отсутствует. На практики эти две стороны выступают геополитическими соперниками с расходящимися интересами, различными интересами и сохраняющимися стереотипами прошлого. Кризис на Украине стал лишь одним из многих поводов, который дал толчок в сторону конфронтации отношений. Как показывают примеры из истории, диалог будет восстановлен вновь, так как Россия и НАТО это две стороны, обладающие огромной военной мощью, которые прекрасно понимают, к чему может привести военный конфликт между ними.

Скорее всего, такие конфликты между Россией и НАТО будут повторяться, пока не будут преодолено основное разногласие, касающегося расположения и применения военных сил. Для России острым вопросом является расширение НАТО на восток, и его прямое следствие усиление военное мощи вблизи границ РФ. Для стран НАТО это создание защитной силы вокруг своих границ.

На данном этапе отношений можно наблюдать лишь гонку вооружений осуществляемую сторонами. Нет конструктивного диалога, он ведется путем демонстрации военной мощи. Как пример, 9 марта 2015 г. Пентагон заявил, что в Латвию будет направлено 3000 военных и 750 единиц военной техники, так же  мае такой взвод планирует направить в Эстонию.[5] Все это рассматривалось Россией как активизация деятельности НАТО вблизи российских границ. На следующий день, 10 марта 2015 г., начались учения НАТО в Черном море.[6] В ответ Россия 17 марта 2015 г. завершила процесс приостановки своего членства в Договоре об обычных ядерных вооружениях (ДОВСЕ). Причиной было названо переброска войск под видом учений к границам РФ.[7]

Действительно, как было написано выше, все происходящие на европейской арене события можно назвать «холодной войной». Повторяются события 1946-1991 гг., происходит геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между странами Евросоюза, членами НАТО, и Россией, а Украина является своеобразной Кубой. Но в современном мире совершенно ясно, что данное противостояние не может дать никаких положительных результатов.

Все выше перечисленные проблемы и недопонимания нужно решать путем общего диалога. Площадкой же для такого диалога может выступить ОБСЕ. Именно это организация может сыграть ключевую роль в качестве площадки для совместного диалога, направленного на возобновление и укрепление доверия и безопасности, контролю вооружений. Именно в ОБСЕ представлены все стороны конфликта, Россия, страны ЕС, входящие в НАТО, и Украина. Именно ОБСЕ, как международная организация, достигла наибольших успехов, касающихся урегулирования кризиса на Украине: предоставляла объективную информацию о ходе развития событий, осуществляла наблюдение за ходом выборов, руководила процессом поставки гуманитарных грузов и заключением соглашений о прекращении огня, осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня.

К сожалению, на данный момент и ОБСЕ, как решение, является шатким. В нынешнем году российская делегация не принимала участия в годовой сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.[8] Данный факт говорит о следующем шаге, приводящем стороны все к большей конфронтации. Здесь нельзя говорить о правоте одной из сторон, а можно заявлять только о вине каждой из них, и проявлении нежелания действовать в мирном русле.

Безопасность в Европе в настоящее время менее прозрачна, предсказуема и стабильна, по сравнению с XX веком, и имеет прямую связь с украинским кризисом. Восстановление взаимоотношений России и Европы является сложной и неизбежной задачей. Доверие не станет прежним без вложения усилий всех сторон конфликта, которое является важнейшим аспектом в построение взаимоотношений. Единственный путь по разрешению проблемы, касающейся общеевропейской  безопасности – это путь на возврат доверия. Пока стороны не станут учитывать интересы друг друга, не начнут находить компромиссы и идти на тактические уступки ради достижения общих стратегических целей, нельзя говорить о разрешение текущего кризиса.

 

Сноски на источники

[1] Заявление министров иностранных дел НАТО, 01.04.2014 [Электронный ресурс]  <http://www.nato.int/nrc-website/ru/news/index.html>

[2] Интервью Заместителя министра обороны РФ А. Антонова. [Электронный ресурс] <http://ria.ru/interview/20150411/1057976975.html>

[3] Агрессия НАТО против Югославии,  заявление Председателя МИД России, 19.03.1999 [Электронный ресурс] <http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/5391756565aad624c325688700436c5e!OpenDocument>

[4] Meeting of the North Atlantic Council at the level of Foreign Ministers held at NATO Headquarters, Brussels 19.08.2008 [Электронный ресурс] <http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_29950.htm?selectedLocale=en>

[5] Over 100 US armored vehicles roll into Latvia, NATO flex muscles in Europe, RT, 9.03.2015 [Электронный ресурс] <http://rt.com/news/239021-us-tanks-latvia-arrive/>

[6] NATO begins military manoeuvres in Black Sea, 10.03.2015 [Электронный ресурс] <https://www.wsws.org/en/articles/2015/03/10/nato-m10.html>

 [7] «Россия приостановила членство в ДОВСЕ, юридически оставаясь в договоре - Минобороны», Ведомости, 17.03.2015 [Электронный ресурс] <http://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/03/17/rossiya-priostanovila-chlenstva-v-dovse-yuridicheski-ostavayas-v-dogovore---minoboroni>

[8] «Россия будет считать не имеющими юридической силы решения ПА ОБСЕ в Хельсинки», ТАСС, 05.07.2015 [Электронный ресурс] <http://tass.ru/politika/2094608>

blog comments powered by Disqus