ru
Новости
  • 04.05.2018

    Конкурс эссе 2018

    Подробнее
  • 19.04.2018

    Начальник Генерального штаба ВС РФ встретился с верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО

    Подробнее
  • 09.04.2018

    Россия призывает НАТО разблокировать контакты по военной линии.

    Подробнее
  • 04.04.2018

    Новости конкурса эссе 2018

    Подробнее

21.06.2017

Наталия Клименко, Германо-российское сотрудничество по украинскому кризису: проблемы и перспективы

Клименко Наталия
студентка 3 курса
факультета мировой экономики и
мировой политики НИУ ВШЭ
г. Москва

 Германо-российское сотрудничество по украинскому кризису: проблемы и перспективы 

Безопасность в Европе сейчас подвергается опасности сразу с многих сторон. Одна из них – политическая дестабилизация на Украине, где столкнулись национальные интересы России и цели ЕС в рамках стратегического «Восточного партнёрства». Для Европы кризис на Украине – это финансовые риски, нестабильность транзита энергоресурсов, потенциальная угроза втягивания блока в ненужный ему конфликт и даже терроризма. Но кто виноват в том, что уже три года ситуацию не удаётся урегулировать? Ряд экспертов, например, исследователь проблем постсоветского пространства А.Суздальцев, уверены: основная вина за кризис на Украине лежит на…Германии, которая в лице ЕС подрывает мирный процесс в этой стране.

Сейчас принято говорить о тенденции ухода от двусторонних отношений между государствами к отношениям между региональными группировками. Но нам кажется, что было бы излишним упрощением считать, например, что ЕС и ЕАЭС, два столь пёстрых внутри блока, могут договориться по проблемам безопасности в европейском регионе. Поэтому, вероятно, целесообразнее рассматривать обеспечение безопасности в Европе с позиции классического реализма – как продукт взаимодействия государств на двустороннем уровне.

И в контексте Европы таким стратегическим взаимодействием являются отношения России и Германии. На протяжении всей истории – страны-партнёры, страны-соперники, от двусторонних отношений которых без преувеличения зависели война и мир в Европе. Внешняя политика Германии после Второй мировой войны претерпела коренной поворот. Это политика компромисса и дипломатического разрешения споров, политика «мягкой силы». Россия, наоборот, верит в эффективность «жёсткой силы» в международных отношениях. Военный бюджет России растёт и уже превышает 5% ВВП, немецкие траты на оборону – чуть больше процента ВВП[1], но Германии больше и не нужно – она привыкла реализовывать внешнеполитические цели через невоенные рычаги влияния. У России такие рычаги тоже есть – в случае Украины это как минимум энергетический и банковский сектора. И Германия, и Россия уже три года вроде как стремятся к одному и тому же – политическому урегулированию в стране. Но почему всё влияние этих двух стран до сих пор не привело к желаемому результату?

Политика ФРГ по отношению к Украине достаточно неоднозначна. Хотя Восточная Европа для Германии – традиционная сфера интересов, эти интересы имеют мало общего с оформлением стратегического политического партнёрства на принципах равенства. Германия отнюдь не сторонник присоединения Украины к Трансатлантическому альянсу. В 2008 г. – в год резкого роста военных расходов в Европе на фоне охлаждения между ЕС и Россией из-за российско-грузинского конфликта – ФРГ заблокировала вступление Украины в НАТО. В 2014 г. канцлер А.Меркель подтвердила, что о членстве Украины в альянсе «не может быть и речи» [2]. Тем самым Германия демонстрирует уважение к национальным интересам России на этой части постсоветского пространства, а значит, повышает уровень доверия и стабильности в регионе. Германия никоим образом не собирается вступать из-за Украины в столкновение с Россией или даже косвенно участвовать в военной операции, что вполне соответствует её послевоенной внешнеполитической стратегии.

Официальная позиция немецкого МИД однозначна: «нарушившая нормы международного права аннексия Крыма и действия России на востоке Украины» нанесли ущерб германо-российским отношениям. Германия в паре с Францией принимали непосредственно участие в составлении Минских договорённостей и последовательно настаивают на их имплементации Россией, что у последней вызывает недоумение. Поэтому современную позицию немецкого руководства в отношении РФ можно назвать достаточно жёсткой, хотя и сдержанной. Она балансирует на тех же двойственных основах, что и политика НАТО: сдерживание (санкции) и продолжение диалога.

Но вот что интересно: население Германии расположено к России более благосклонно, чем руководство. Опрос, проведённый в марте 2016 г. немецкими и польскими исследователями, показал, что 56% немцев не рассматривают РФ как военную угрозу [3]. Зато эскалации ситуации на Украине подавляющее большинство (84%) жителей Германии опасаются. Хотя две трети немцев не считают В.Путина «надёжным партнёром», 89% тем не менее считают, что в условиях политического кризиса на Украине западным государствам необходимо сохранять с Россией диалог. Только 9% высказываются за как можно более жёсткую изоляцию России [4]. А вот по поводу правильности действий ЕС в данном конфликте мнения разделились: 42% опрошенных думают, что ЕС скорее неверно ведёт себя в этой ситуации, 70% убеждены, что санкции не способны изменить внешнеполитический курс России [5]. Почти две трети немцев считают, что проводимая НАТО в отношении РФ «двойная политика» неэффективна, и необходимо изъять из неё санкций, сосредоточившись на диалоге. То есть личное отношение к российской власти не мешает Германии рассматривать РФ как равноправного партнёра, диалог с которым необходим для безопасности в Европе.

Хотя распространено мнение, что Германия в своей внешней политике (и конкретно в позиции по украинскому кризису) полностью зависит от США, это не совсем корректно. Во-первых, к переговорам по Украине в формате «Нормандской четвёрки» Соединённые Штаты Германией не допускаются. Во-вторых, альянс с США стремительно теряет популярность в ФРГ. Вообще восприятие США как угрозы Старому Свету - относительно новая тенденция. С приходом к власти в Америке республиканца Д.Трампа 64% немцев (это самый высокий процент в мире) считают: новый президент США представляет собой угрозу миру и безопасности на Земле [6]. Смена элит в США приводит к тому, что в восприятии европейцев США становятся большей опасностью, чем Россия под управлением В.Путина. В феврале 2017 г. политика Д.Трампа вызывала тревогу у 80% немцев, действия В.Путина – у 60% [7]. Позиция немецких политических деятелей почти всех партий в отношении новой американской администрации хоть и сдержанна, но откровенно прохладна и недоверчива. Трансформации внешней политики США с большой долей вероятности приведут к отстранению Берлина от Вашингтона и его большей политической самостоятельности. А это означает, что и в украинском «вопросе» ФРГ будет ещё меньше оглядываться на заокеанского партнёра.

На самом деле мирное и скорейшее урегулирование украинского конфликта – непосредственный интерес ФРГ. Д. Джангиров пишет: «В случае безрезультатности в 2016 г. «Минского процесса» главным проигравшим в Европе будет Берлин и лично канцлер Меркель как не справившиеся с очередной внутриевропейской проблемой...» [8] С ним трудно не согласиться: дискредитация Германии в ситуации вокруг Украины может ещё больше подстегнуть недовольство ФРГ как лидером ЕС, которое чревато углублением межгосударственных противоречий и центробежных тенденций в самом блоке. До конца 2016 г. у Берлина ещё была возможность воспользоваться своим председательством в ОБСЕ и развязать узел противоречий на Украине раз и навсегда. И Берлин эту возможность упустил. Вооружённые столкновения в стране продолжаются. Это едва ли говорит о серьёзной степени влияния Германии на Украину.

Но возможности для эффективного сотрудничества России и Германии на полях украинского кризиса всё же есть.

Во-первых, для Германии стабилизация ситуации на Украине – способ доказать свой авторитет как политического лидера в Европе и тем самым ослабить центробежные тенденции в блоке. Во-вторых, охлаждение отношений ЕС в целом и Германии в частности с США может придать Германии больше уверенности в правильности своей линии – линии «военного невмешательства» и уважения национальных интересов России в отношении Украины, в т.ч. её членства в НАТО. В-третьих, в свете парламентских выборов в сентябре 2016 г. политические круги ФРГ не могут игнорировать настроения избирателей – а большинство немцев, как мы выяснили, воспринимают Россию достаточно положительно и настроены на конструктивный диалог с ней в противовес изоляции. Поэтому потепление в германо-российских отношений, столь важное для обеспечения  европейской безопасности, в ближайшее время достаточно вероятно.

Список литературы и источников:

  1. Данные Всемирного банка.
  2. Джангиров Д. Минский процесс. Взгляд из Киева. Россия в глобальной политике. 15.11.2016. // URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Minskii-protcess-Vzglyad-iz-Kieva-18464.
  3. Kein Nato-Beitritt der Ukraine. Welt, 04.09.2014. // URL: https://www.welt.de/newsticker/dpa_nt/infoline_nt/brennpunkte_nt/article131910351/Kein-Nato-Beitritt-der-Ukraine.html.
  4. Schöler G. Russia - A Threat to European Security? A View from Germany. Bertelsmann Foundation, 2016. // URL: http://www.bfna.org/sites/default/files/publications/Russia_a_Threat_to_European_Security_Schoeler.pdf.
  5. Statista.com. // URL: https://de.statista.com/

 


[1] Данные Всемирного банка.

[2] Kein Nato-Beitritt der Ukraine. Welt, 04.09.2014. // URL: https://www.welt.de/newsticker/dpa_nt/infoline_nt/brennpunkte_nt/article131910351/Kein-Nato-Beitritt-der-Ukraine.html.

[3] Schöler G. Russia - A Threat to European Security? A View from Germany. Bertelsmann Foundation, 2016. // URL: http://www.bfna.org/sites/default/files/publications/Russia_a_Threat_to_European_Security_Schoeler.pdf. Р.1.

[4] Statista.com. // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/303934/umfrage/umfrage-zum-umgang-mit-russland-wegen-der-ukraine-krise/.

[5] Ibid. // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/354303/umfrage/umfrage-zum-verhaeltnis-der-eu-zu-russland-im-ukraine-konflikt/.

[6] Statista.com. // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/631974/umfrage/us-wahl-umfrage-zur-gefaehrdung-von-frieden-und-sicherheit-in-der-welt-durch-donald-trump/.

[7] Ibid. // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/664841/umfrage/umfrage-zu-sorgen-wegen-der-politik-von-donald-trump/.

[8] Джангиров Д. Минский процесс. Взгляд из Киева. Россия в глобальной политике. 15.11.2016. // URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Minskii-protcess-Vzglyad-iz-Kieva-18464.

blog comments powered by Disqus