ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Оксана Назарович, Проблемы и перспективы развития архитектуры современной системы европейской безопасности

Назарович Оксана
студентка 3 курса
института Истории, международных отношений и социальных технологий
специальность - Политология
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» 
г. Волгоград

Проблемы и перспективы развития архитектуры современной системы европейской безопасности 

Истоки формирования системы европейской безопасности впервые можно обнаружить в середине 17 века, когда, в 1648 году, был принят Вестфальский мирный договор, определивший новые принципы взаимодействия государств на европейском континенте[1]. Однако, как показывает история, Вестфальская система не смогла стать абсолютным решением всех проблем, касающихся построения стабильных взаимоотношений государств. Произошло немалое количество различных политических, военных и экономических конфликтов, по итогам которых заключались новые договоры с всё новыми условиями мирного сотрудничества сторон. Но идеального баланса сил так и не удалось достичь.

На наш взгляд, это связано, в первую очередь, с тем, что, несмотря на соглашения, решающую роль в международной политике играют всё же национальные интересы государств. С одной стороны, это стратегически правильное решение, так как сохранение суверенитета, независимости является определяющим принципом полноценного существования государства. Однако, с другой стороны – в условиях современности, перед лицом множества глобальных проблем, затрагивающих интересы всех без исключения стран, поиск, не идеального, но наиболее оптимального баланса в отношениях государств, становится одной из наиболее актуальных проблем современного мирового сообщества. И, стоит отметить, что решение данной проблемы требует исключительно комплексного подхода в рамках анализа отношений России, НАТО и ЕС в их трёхсторонней взаимосвязи, так как изучение отдельных аспектов диалога между кем-либо из представленных сторон не позволяет объективно установить перспективы развития системы европейской безопасности в будущем.

Прежде всего, необходимо определить причины, которые определяют существование сложившегося дисбаланса в отношениях России, ЕС и НАТО. Так, на наш взгляд, одной из основных причин является нежелание сторон предпринимать шаги, которые бы способствовали эффективному разрешению тех или иных проблем, но могут иметь негативное воздействие на имидж страны или организации, препятствовать распространению их влияния в том или ином регионе. Взаимоотношения ЕС и НАТО являются показательным тому примером. Долгое время роль Вашингтона в решении вопросов евроатлантической безопасности являлась превалирующей. НАТО на протяжении 1990-х и 2000-х годов доминировала как основной институт обеспечения безопасности в регионе и замыкала на себе развитие потенциала европейских союзников и все основные коллективные механизмы принятия решений в политике безопасности и обороны. Но, с течением времени, в Европе постепенно стало укрепляется понимание того, что ряд новых вызовов и угроз имеют исключительно европейское измерение, и в решении этих задач необходимо будет полагаться на собственные силы. США пришлось преодолевать двойственное отношение к проведению независимой Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО)[2]. Однако, поддерживая на словах европейскую интеграцию и зачастую играя немаловажную роль в ее развитии, Вашингтон с подозрением относился к растущей роли ЕС в сфере безопасности, предполагая, что это ослабит роль Североатлантического блока как главного института безопасности в регионе и таким образом подорвет американское влияние в Европе.

Другая причина существующего дисбаланса заключается в противоречивости и непоследовательности действий участников в рамках взаимодействия ЕС, НАТО и России. Так, обращая внимание на направленность ЕС к укреплению своих позиций в построении системы европейской безопасности, стоит отметить рост внутренней напряжённости внутри данной организации, который ведёт к обострению разногласий при проведении намеченного политического курса. Самым ярким примером этого стал брекзит – выход Великобритании

из ЕС в результате проведённого референдума. Все это на фоне экономических

сложностей в некоторых странах – членах ЕС не способствуют воплощению основных принципов принятой в 2016 году «Глобальной стратегии Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности», а именно - единого подхода к решению вопросов европейской безопасности[3]. Конечно, речь не и идёт о полном разрыве связей между Лондоном и Брюсселем, однако, необходимо признать, что реализовать положения указанной стратегии, а так же цели и задачи Общей политики безопасности и обороны в прежнем виде уже не представляется возможным. Обе стороны будут вынуждены искать новые пути урегулирования европейских проблем путем консолидации своих позиций.

Также, противоречия заключаются в отсутствии концептуального политического единства по отношению е РФ. Одни и те же государства блокируют политический диалог с Москвой в рамках ЕС, но предлагают развивать основанное на принципах избирательное сотрудничество; и, напротив, в рамках НАТО они поддерживают двуединый подход сдерживания и политического диалога, но отказываются от практического сотрудничества[4]. Это, в свою очередь, усиливает стратегические дисбалансы национальных внешних политик, особенно в сфере безопасности.

Третьей немаловажной причиной возникновения проблем в системе европейской безопасности является взаимное недоверие и неуважение сторон, а также их готовность искать новые выгодные возможности сотрудничества, которые бы не дополняли, а полностью заменяли старые, что, в условиях глобализации становится стратегически неверным, а впоследствии и пагубным решением. К такому развитию событий прямое отношение имеет развитие конфликта в Украине. ЕС и НАТО считают Россию «агрессором» и «стратегическим вызовом» в отношении построения стабильной системы безопасности в Европе. Однако, так как полностью разорвать контакты с РФ не представляется возможным в силу роли данного государства на мировой арене, то, в частности, Брюссель готов пересмотреть характер и содержание отношений, но только после выполнения Минских соглашений, видимое через призму ответственности России в урегулировании украинского конфликта. Москва не считает себя стороной конфликта и поэтому не может согласиться ни с европейским подходом к его урегулированию, ни с «рамочными условиями» ЕС по отношению с РФ. Но и Россия, при заявлениях о важности ЕС как стратегического партнёра всё более перемещает сферу собственных интересов на Восток, пытаясь полностью заполнить пробелы во взаимоотношениях с Западом.

К сожалению, распространённая на данный момент времени среди акторов системы евроантлантической безопасности практика взаимного обвинения в различных проблемах, возникающих на территории Европы и не только, а также политика сдерживания и заведомого обвинения друг друга в неконструктивности и агрессии по отношению к другим, приводит лишь к усугублению общей ситуации. Точечное сотрудничество по причине вынужденности никак не способствует развитию здоровых отношений, которые бы стали гарантом создания эффективной системы безопасности в Европе, Североатлантическом регионе, а также на территории Центральной Азии и Ближнего Востока, что является стратегически важным регионом сотрудничества для тандема Россия-НАТО-ЕС. Поэтому, нам представляется возможным охарактеризовать некоторые тенденции, которые бы способствовали позитивным процессам построения стабильной системы безопасности.

Основная перспектива связана с формированием стратегического видения и практического сотрудничества в рамках общего Евроазиатского пространства, с включением в контекст будущего взаимодействия ЕС и РФ их широких интересов в Азии, в отношениях с региональными державами и, особенно, с КНР. Стороны должны учитывать общие цели, которые их объединяют, а также возможности – локализовать отношения в рамках потенциального сотрудничества интеграционных объединений – ЕС и ЕАЭС. Но данное сотрудничество не может развиваться избирательно - он может состояться лишь в общем контексте развития отношений. Однако, «окна возможностей» сотрудничества России и ЕС, и не только в сфере международной безопасности, не могут открыться без нормализации российско-американских отношений, но перспективы этого на данный момент, к сожалению, минимальны. Многие эксперты склоняются к выводу о необходимости тотальной перезагрузки отношений между США и Россией[5].

Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура современной системы европейской безопасности отличается своей неустойчивостью, которая является следствием распространения политики взаимного сдерживания в рамках отношений России-НАТО-ЕС, что приводит к невозможности своевременно отвечать на многие угрозы, а также к затягиванию решения многих конфликтов как на европейском пространстве, так и вне его. Причины появления дисбаланса сил в сложившихся отношениях, а также связанные с этим проблемы и вызовы не могут быть решены в один момент. Они требуют последовательного, пошагового, но, самое главное, совместного решения. Однако, исходя из оценки современного состояния проблемы, следует вывод, что «первый шаг» в данном процессе пока не готов сделать никто. Но сделать его придётся. Потому что только сообща можно решить проблемы и обеспечить стабильность и высокую результативность системы уже не только европейской и евроантлантической, но и мировой безопасности.

 

Библиография:

  1. Бычковская О.А. Взаимоотношения ЕС и НАТО в контексте евроатлантической безопасности. URL: http://elib.bsu.by/bitstream /123456789/16023/1/2011_1_JILIR_bychkovskaya.pdf (дата обращения 11.06.2019);
  2. Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters /headquarters-homepage_ru/27890/ (дата обращения 10.06.2019);
  3. Данилов Д.С. Отношения Россия-ЕС в сфере безопасности: ограничения и перспективы. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/ analitika/2018/an128.pdf (дата обращения 12.06.2019);
  4. Москалев М.О. Возможности и пути преодоления кризиса в европейской системе безопасности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 12.06.2019);
  5. Чирун С.Н., Будаев А.С. Актуальные проблемы современной европейской безопасности в аспекте отношений Россия - НАТО // Дискурс-Пи. 2018. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-evropeyskoy-bezopasnosti-v-aspekte-otnosheniy-rossiya-nato (дата обращения: 12.06.2019).

___________________________________________

[1] Москалев М.О. Возможности и пути преодоления кризиса в европейской системе безопасности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 12.06.2019).

[2] Бычковская О.А. Взаимоотношения ЕС и НАТО в контексте евроатлантической безопасности. URL: http://elib.bsu.by/bitstream /123456789/16023/1/2011_1_JILIR_bychkovskaya.pdf (дата обращения 11.06.2019).

[3] Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters /headquarters-homepage_ru/27890/ (дата обращения 10.06.2019).

[4] Данилов Д.С. Отношения Россия-ЕС в сфере безопасности: ограничения и перспективы. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/ analitika/2018/an128.pdf (дата обращения 12.06.2019).

[5] Чирун С.Н., Будаев А.С. Актуальные проблемы современной европейской безопасности в аспекте отношений Россия - НАТО // Дискурс-Пи. 2018. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-evropeyskoy-bezopasnosti-v-aspekte-otnosheniy-rossiya-nato (дата обращения: 12.06.2019).