ru
Новости
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее
  • 10.12.2018

    Министры иностранных дел стран НАТО завершают двухдневную встречу в Брюсселе

    Подробнее
  • 07.11.2018

    NATO Secretary General and top military leaders visit Afghanistan

    Подробнее
  • 05.11.2018

    Заседание Совета Россия–НАТО в Брюсселе

    Подробнее

19.06.2018Ольга Горбунова, г. Санкт-Петербург

Ольга Горбунова,"Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса".

Горбунова Ольга
Студентка 2 курса бакалавриата
по направлению «международные отношения»
Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт-Петербург

Европейская система безопасности: 
возможности и пути преодоления кризиса

Что такое европейская безопасность сегодня? Европейская система безопасности (ЕСБ) определяется дилеммой перехода от взаимного сдерживания к многостороннему сотрудничеству. А такие крупные кризисы, как Югославский (1999), Грузинский (2008), а затем и Украинский (2014) стали отражением существующих противоречий и дисбалансов ЕСБ. Другим фактором, определяющим современную европейскую безопасность, является выход Великобритании из Европейского союза.

Смотря сквозь призму российско-западных отношений, можно сказать, что европейская система безопасности сегодня имеет конфронтационный характер. Хотя все участники ЕСБ торжественно приняли Парижскую хартию для новой Европы и провозгласили конец биполярной конфронтации, разделительные линии все же остались. Падение Берлинской стены в 1989 году скорее означало трансформацию в новое противостояние европейского Востока и Запада-не такое жесткое, но размытое в условиях глобализации и полицентричности мира.

Конфронтационный характер современной архитектуры европейской безопасности определяется фундаментальными противоречиями постбиполярной системы, которые позже вылились в украинский кризис. Одна из проблем данного характера современной системы европейской безопасности заключается в том, что, отвечая на «российский вызов», Запад, таким образом, ставит на второй план европейские угрозы. Международный терроризм, который превратился во внутреннее явление, зависящее других регионов; миграция, которая размывает основы внутренней безопасности; экономические неурядицы и социальное неравенство, которые являются дестабилизирующим фактором. Данные ключевые угрозы усиливаются, однако европейский истеблишмент озабочен «стратегической конкуренцией» с Россией. Таким образом, возможности дать адекватный ответ на вышеуказанные угрозы сужаются ввиду того, что институты и механизмы сотрудничества заморожены.

Атлантическая солидарность и «американское лидерство» сегодня не дают действенных инструментов для ответа на нынешние угрозы европейской безопасности, так как стратегическая повестка США не полностью отвечает европейским приоритетам, что также является проблемой. Кроме того, жесткий курс НАТО на сдерживание России снижает возможность для европейских союзников самостоятельно формулировать политику безопасности. Это значит, что взаимодополняемость ЕС и НАТО превращается в доминирование НАТО, что сильно ослабляет Евросоюз изнутри, а, следовательно, и ее способность адекватно противодействовать угрозам безопасности [1].

Исходя из краткого анализа вышеназванных проблем, можно выявить пути разрешения кризисов. Очевидно, что украинский кризис необходимо урегулировать, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение архитектуры европейской безопасности. Надежды на то, что ухудшающуюся ситуацию получится преломить за относительно краткосрочный период путем реализации Минских соглашений не оправдались. Причина кроется в том, что этот кризис является отражением комплекса фундаментальных противоречий европейской системы безопасности, поэтому разрешение украинского конфликта невозможно без качественной перестройки самой архитектуры евробезопасности.

Также, становится очевидным, что необходимо перестроить нынешнюю модель взаимоотношений между Европейским союзом и Североатлантическим альянсом. Перестроить модель их взаимоотношений можно путем пересмотра функций и задач каждой из организаций, которые в ряде сфер дублируются, что приводит к противоречиям и снижению эффективности их сотрудничества. Хотя на саммите в Варшаве в 2016 году ЕС и НАТО достигли соглашения о расширении сотрудничества, вопрос о разграничении функций между Альянсом и оборонными инициативами Евросоюза остается открытым. Также, необходимо дополнительно рассмотреть приоритеты во взаимодействии ЕС и НАТО, поставив на первое место борьбу с внутренними и внешними кризисами европейской системы безопасности. Так можно обеспечить взаимодополняемость каждой организации и баланс между ними [2].

Таким образом, для преодоления кризиса современной ЕСБ требуется полноценная ревизия архитектуры европейской безопасности. В ревизию входит и пересмотр внешнеполитических приоритетов ЕС, т.е. консолидация в первую очередь вокруг внутренних угроз и вызовов безопасности; и пересмотр приоритетов в трансатлантических отношениях, т.е. в отношениях между ЕС и НАТО.

О современной архитектуре европейской безопасности можно также говорить и в контексте выхода Великобритании из Европейского союза. В частности этот феномен отразился на общей политике безопасности и обороны ЕС. Еще в начале 2000-х годов Великобритания существенно снизила уровень своего участия в ОПБО. Это обусловлено тем, что доминирование НАТО в европейской безопасности- приоритет для Лондона, дальнейшее развитие ОПБО же, в частности его институциализацию, Британия последовательно блокировала. Кроме того, Лондон призывал сократить расходы ЕС в сфере ЕПБО. Таким образом, существует обеспокоенность, что Брекзит ослабит возможности Европейского союза в области безопасности. Но в то же время, Брекзит станет поводом для усиления сотрудничества среди оставшихся стран-членов, что поспособствует росту солидарности в сфере безопасности. Так как Великобританию всегда рассматривали как главного посредника между США и ЕС, теперь, после Брекзита, континентальная Европа может стать более самостоятельной [3].

Так, после британского референдума о выходе из ЕС президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель в рамках саммита НАТО в 2016 году договорились о совместной инициативе по безопасности ЕС. Она заключалась в том, чтобы сделать оборонную систему Европы «более активной, более полезной, не подменяя ее при этом национальными оборонными ведомствами, которые по определению остаются ключевым звеном безопасности стран ЕС». В частности, предлагалось создать центр управления европейской обороны, общую систему спутникового наблюдения, а также наладить обмен материально- техническим обеспечением и военно-медицинскими ресурсами. 14 сентября 2016 г. председатель Европейской комиссии Ж.-К. Юнкер в ежегодном обращении к Европейскому парламенту назвал повышение обороноспособности высшим приоритетом ЕС [4].

Хотя ОПБО ЕС относительно слабо развита, а значит формальное влияние Брекзита на нее будет минимально, сам по себе феномен Брекзита придал импульс к дискуссии внутри ЕС о большей оборонной автономности. В то же время на этапе практической реализации предложений могут возникнуть трудности в финансовой и институциональной областях вопроса. Брекзит сможет подтолкнуть страны ЕС к углублению сотрудничества по безопасности только в том случае, когда все государства- участники ЕС найдут в себе достаточно политической воли и финансовых ресурсов, чтобы продвигать общие проекты по безопасности и обороне [3].

В целом же Великобритания, как заявляла ее премьер-министр Тереза Мэй, выходя из Европейского Союза, не покидает Европу [5]. Это означает, что Великобритания вовсе не собирается останавливать оборонные проекты с европейцами. Этот тезис был отмечен в документе «Внешняя политика, оборона и развитие», опубликованном 12 сентября 2017 года. В нем также было отмечено, что страна намерена активно участвовать в обеспечении европейской безопасности, в частности, поддерживать санкционную политику ЕС, разрешать миграционную проблему и координировать внешнеполитические шаги в целом [6]. Еще 17 февраля 2017 года на конференции в Мюнхене Тереза Мэй высказала предложение заключить с Европейским Союзом новый договор о безопасности, который бы действовал после окончательного выхода страны из ЕС [7].

Таким образом, феномен Брекзита для европейской безопасности носит двойственный характер. С одной стороны, Великобритания не собирается оставлять свои позиции в Европе в области безопасности, т.е. она намерена усиливать их в рамках НАТО, принимая на себя новые обязанности и наращивая военные расходы в рамках Альянса. Но с другой стороны, Брекзит может стать очередным поводом для усиления сотрудничества между остальными странами-участниками ЕС.  

Что такое европейская безопасность сегодня? Европейская безопасность сегодня представляет собой нагромождение множества архитектурных излишеств. Эти архитектурные излишества есть институты без четкого разделения функций и задач, что привело к фундаментальным противоречиям, которые мы можем наблюдать сегодня. Существует множество путей и возможностей для преодоления кризисов, накрывших Старый Свет, однако один путь известен точно - комплексная ревизия самой системы европейской безопасности.

  

Список источников и литературы 

  1. Данилов Д.А. Европейская безопасность: новые военно-политические реалии//Европа XXI века: новые вызовы и риски; под общей редакцией Ал.Громыко, В.П. Федорова.- М., СПб.: Нестор- История, 2017.- 584 с.
  2. Бычковская О. Взаимоотношения ЕС и НАТО в контексте евроатлантической безопасности// Журнал международного права и международных отношений. – 2011. - №2.
  3. Годованюк К.А. Последствия Брекзита для Общей политики безопасности и обороны ЕС //Будущее Европы: глобальные вызовы и возможные ответы/ [отв. ред. Л.О. Бабынина]. – М.: Ин-т Европы РАН, 2018. – 88с.
  4.   Europena Comission Press release. The State of the Union 2016: Towards a Better Europe – A Europe that Protects, Empowers and Defends. Эл. Ресурс [URL: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-16-3042_en.htm].
  5. Мэй: Великобритания уходит из Евросоюза, но не из Европы. 28.07.17. Эл. ресурс: [URL: https://ria.ru/world/20160728/1473094409.html].
  6. Виловатых А.В. Военная политика Великобритании: фактор Brexit//Проблемы национальной стратегии. – 2017. - №6.- 127-144с.
  7. Тереза Мэй призвала ЕС заключить новый договор по безопасности. 17.02.18. Эл. ресурс: [URL: http://www.dw.com/ru/тереза-мэй-призвала-ес-заключить-новый-договор-по-безопасности/a-42626965].

 

 

blog comments powered by Disqus