ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

04.05.2016Екатерина Панина, Благовещенск

«Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?» - Конкурсная работа.

Панина Екатерина
студентка  2 курса
факультета международных отношений
Амурского государственного университета
г. Благовещенск

         Окончание «холодной войны», распад Организации Варшавского Договора и СССР, углубление политической, экономической и военной интеграции в Европе создали ситуацию, при которой страны Европейского союза получили возможность выступать с единых позиций на международной арене и  претендовать на роль нового военно-политического центра силы. Была создана европейская система безопасности для регулирования  проблем безопасности, гарантий мира и стабильности. Однако,  сегодня ситуация безопасности в Европе становится все более и более напряженной, и это ежедневно затрагивает каждого человека в любом из европейских городов. «Угроза, вызовы, агрессия, конфликт, санкции, террор» – все чаще встречающиеся слова в западноевропейских СМИ при освещении событий, происходящих в странах Европы. Сегодня

проблема сохранения мира на европейском континенте как никогда  актуальна  ввиду происходящих событий. Недееспособность системы европейской безопасности очевидна. Она   не способна к разрешению возникающих споров, конфликтов и кризисному урегулированию, она изжила себя и нуждается в реорганизации. Новая конфигурация международных отношений требует  новых систем обеспечения безопасности. Международные кризисы последних лет отчетливо продемонстрировали недостаточную эффективность всех сложившихся на сегодняшний день международных регуляторов безопасности. В первую очередь это относится к ОБСЕ, ООН и НАТО.[1]

         2014–2015 гг. характеризовались тем, что европейские институты были не в состоянии адекватно отвечать на обозначившиеся вызовы, а Россия и Запад начали играть по худшим правилам биполярной конфронтации, поддерживая те силы в третьей стране, которые декларировали приверженность либо Западу, либо России, результатом чего явилась гражданская война в Украине. При этом обе стороны не готовы признать собственную ответственность за развитие кризиса – Запад стремится обнулить все, что было до крымского референдума, а Россия уже ни при каких условиях не отдаст Крым.[2]

В настоящее время отношения Россия-НАТО  находятся в наихудшей фазе со времен окончания Холодной войны. Именно на Россию Запад возложил вину за падение послевоенного мироустройства, предпочтя сотрудничеству модель конфронтации, однако, как утверждают многие политики, разрушение системы европейской безопасности началось задолго до украинского кризиса. И таким образом, он только  наглядно продемонстрировал хрупкость мира в Европе.

         Кризис вокруг Украины далек до завершения, но после начала российской операции в Сирии и чудовищных терактов в мире изменились приоритеты на шкале международной повестки дня: на первое место вышла борьба с терроризмом, которая является точкой соприкосновения взаимоотношений Россия  НАТО.[3] Главными выступают два очага таких угроз – Ближний и Средний Восток, речь идет в первую очередь об Исламском государстве. И эта проблема стала одним из центральных вызовов мировой и европейской безопасности. Международный терроризм всегда создавал опасность для общества. Ныне угроза терроризма возрастает. Методы и способы действий террористов совершенствуются, все шире используются последние достижения науки и техники, новые средства связи. Широко развивается сеть террористических организаций в различных странах. Интеграция мирового сообщества, расширение экономических и иных связей между государствами, возрастание миграционных потоков и либерализация пограничного контроля открывают для террористов дополнительные возможности.

        К данной проблеме уже приковано внимание влиятельных международных организаций и отдельных стран. Так, в Хартии европейской безопасности, принятой 19.11.1999 года подчеркнуто, что международный терроризм представляет все большую угрозу безопасности и, во всех его формах и проявлениях, чем бы он ни мотивировался, остается совершенно неприемлемым. 2002 г. ознаменовался заключением Римской декларации, которой учреждается новый орган — Совет Россия — НАТО (СРН), среди одного из  приоритетов которого выделяется  международный терроризм, и которому  удалось добиться определенных успехов в проведении совместных мероприятий в области борьбы против терроризма и ликвидации последствий террористических актов. Однако, проведение заседаний Совета Россия-НАТО было приостановлено после того, как 1 апреля 2014 года альянс прекратил военное сотрудничество с РФ в связи с разногласиями, вызванными кризисом на Украине. И это, безусловно, снижает  возможности  для борьбы с такой глобальной проблемой всего мира.[4]

        Вообще, исторически подход НАТО к партнерским отношениям с Россией был основан на выявлении отдельных областей практического сотрудничества в тех сферах, где разногласия между странами были минимальными, в надежде на то, что первые успехи поспособствуют постепенному наращиванию дальнейшего взаимодействия. Несмотря на некоторый успех этого подхода, он также привел к накапливанию разногласий по поводу вопросов,  затрагивающих непосредственные национальные интересы сторон, и не обеспечил создание долгосрочного и устойчивого партнерства. Всякий раз, когда противоречия достигали апогея по причине действий одной из сторон (например, по поводу Косово в 1999 году, Грузии в 2008 году, Украины в 2014 году), и НАТО, и Россия не раздумывая сворачивали, а не активизировали взаимные контакты.    

         Однако, даже в таких условиях есть возможность возобновления  и активизации сотрудничества в традиционных сферах. Для этого необходимо уделять больше внимания урегулированию и устранению принципиальных разногласий и содействию сотрудничеству  в рамках приоритетных задач глобальной безопасности. В частности  противодействие терроризму, экстремизму, ксенофобии, которые по-прежнему угрожают стабильности России и Европейского союза. Число проявлений межнациональной и межконфессиональной напряженности растет с каждым годом, терроризм превратился в системную и повсеместную угрозу для безопасности граждан и государств. В январе 2014 года Россия и ЕС приняли совместное заявление по борьбе с терроризмом (Joint EU-Russia statement on combating terrorism), в котором намечены стратегические направления сотрудничества. [5]

             В то же время, со стороны альянса поступают  недовольства российской военной кампанией в Сирии. По мнению Столтенберга, действия ВКС РФ сводят на нет усилия международного сообщества, которое ищет политические выходы из сирийского кризиса. "Вмешательство Москвы в ситуацию привело к изменениям в стратегическом балансе в регионе, а также усилило внутреннее противостояние в Сирии" - добавил генсек НАТО. Столтенберг подчеркнул, что альянс не является участником международной коалиции, ведущей борьбу с «Исламским государством». Страны блока по отдельности имеют право участвовать в сирийской кампании, но без передислокации туда подразделений альянса, уверен генсек. Тем временем Москва раскритиковала альянс за отказ от совместных антитеррористических мероприятий. По словам замглавы внешнеполитического ведомства России Олега Сыромолотова, партнерство с Брюсселем было свернуто после начала вооруженного противостояния на востоке Украины. К тому же реакция НАТО на инцидент с уничтожением российского Су-24 вызвала с российской стороны крайне негативные отзывы. "НАТО не только не дало принципиальную оценку этому противоправному деянию, подрывающему общие усилия в борьбе с ИГИЛ, но и политически прикрыло Турцию, поставив себя в крайне сложную и нелицеприятную ситуацию и создав риски для безопасности собственных членов, связанных с Анкарой союзническими обязательствами", – утверждает А.В.Грушко. Но, не смотря на это, Российская сторона надеется на прозрение западных партнеров перед лицом масштабной угрозы, которую несет «ИГИЛ» и подобные экстремистские вооруженные формирования. [6]

        Москва выступает за любой механизм диалога с НАТО. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: "Если у них (НАТО) есть желание возобновить подобную работу - прекрасно, значит, они осознали, что нужно двигаться вперед".  Это подтверждают и слова постоянного представителя России при НАТО А.В.Грушко,  который утверждает, что Россия  готова обсуждать любые темы, которые имеют отношение к безопасности всех членов Совета Россия—НАТО, поскольку этот механизм и создавался для того, чтобы «сканировать» общие угрозы, вести диалог и, когда возможно, согласовывать пути противодействия им. [7][8]

         Крайне сложно делать какие-либо выводы о дальнейшем ходе развития  взаимоотношений Россия-НАТО даже при наличии общих сфер сотрудничества. Ведь как  мы видим, даже в данных аспектах существует множество противоречий. Тем не менее,  система европейской безопасности не может объективно функционировать без учета позиции России. Российская Федерация – неотъемлемая часть Европы, заинтересованная в стратегическом партнерстве с Европейским Союзом и  НАТО по многим вопросам, а также в   формировании двусторонних отношений со странами континента. Более менее устойчивой стабильности на континенте можно достичь при повышении эффективности ОБСЕ и фокусирование ее деятельности именно на сфере безопасности, так и, возможно,  при формировании новых площадок и институтов, которые были бы способны предотвращать и разрешать кризисные ситуации, и, конечно же, при повышении эффективности мер по укреплению доверия и безопасности, их дополнении и модернизации, углублении сотрудничества в поиске совместных ответов на новые, трансграничные вызовы для безопасности региона. [9]



[1] Гайшун Д.Иллюзия европейской безопасности [электронный ресурс]. – Режим доступа :http://politika.eizvestia.com/full/442-komarovskij-hochet-stroit-sovmestnoe-budushhee-s-ukrainoj - 12.03.2016.

[2] Пархалина Т. Атака на Париж и будущее отношений Россия-Запад // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2015. №39. С. 2-5.

[3] СМИ: система безопасности Европы "дышала на ладан" еще до Украины кризиса [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ria.ru/world/20150316/1052794979.html.  – 14.03.2016.

[4] Политика и безопасность в Европе в контексте украинского кризиса [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.riss-baltic.ru/data/uploads/pdf/briacopros-170715.pdf.  – 14.03.2016.

[5] Преодоление разногласий в вопросах безопасности в 2015 году. Российская, американская, европейская позиции. № 21/2015 / [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД) [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5539#top-content.  – 17.03.2016.

[6] НАТО и Россия обменялись упреками относительно борьбы с терроризмом [электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://wek.ru/nato-i-rossiya-obmenyalis-uprekami-otnositelno-borby-s-terrorizmom.  – 14.03.2016.

[7] МИД РФ: Москва выступает за любой механизм диалога с НАТО [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru/2016/01/29/mid-nato-site.html. – 15.03.2016.

[8] Интервью постоянного представителя России при НАТО А.В.Грушко. [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.missiontonato.ru/news/813/.  – 16.03.2016.

[9] Бранденбург У. Сотрудничество Россия- НАТО стоит перед новыми задачами // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2013. №30. С. 2-4.

 

 

        

blog comments powered by Disqus