ru
Новости
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее
  • 10.12.2018

    Министры иностранных дел стран НАТО завершают двухдневную встречу в Брюсселе

    Подробнее
  • 07.11.2018

    NATO Secretary General and top military leaders visit Afghanistan

    Подробнее
  • 05.11.2018

    Заседание Совета Россия–НАТО в Брюсселе

    Подробнее

19.06.2018Патимат Гасанова, г. Пятигорск

Патимат Гасанова, Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса.

Гасанова Патимат
Студентка 1-го курса
Института международных отношений
Пятигорского государственного университета
г. Пятигорск

Европейская система безопасности:
возможности и пути преодоления кризиса

Наступивший 2018 год стал серьезным испытанием для системы европейской безопасности, характеризующийся обострением противоречий  между Россией и странами Запада. Действительно, помимо нерешенных проблем прошедшего года, таких как международный терроризм, нерегулируемая миграция, ядерная угроза со стороны КНДР, информационные атаки, экономический кризис и другие, европейский континент сегодня столкнулся с новыми очагами напряженности. В настоящее время наиболее острыми зонами конфликта являются последствия  украинского кризиса, война в Сирии, скандал по «делу  Скрипаля», взаимная высылка дипломатов.

Основной причиной сложившихся противоречий между странами  является отсутствие конструктивного сотрудничества в рамках создания единой системы европейской безопасности, устраивавшую  бы все заинтересованные стороны. Ведь согласно знаменитой  Парижской хартии 1990года члены ОБСЕ заявили: «Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных».[1] Примечательно, что Россия в свою очередь не раз предпринимала шаги к  закреплению в международном праве принципа неделимости безопасности. В 2008 году Президентом  Российской Федерации была выдвинута инициатива  Договора о европейской безопасности.[2] Суть проекта  заключалась в создании  в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единого, неразделённого пространства, чтобы окончательно устранить последствия «холодной войны». Но несмотря на заявление представителя ЕС К.Эштон в феврале 2010 года на 46 Международной конференции по безопасности в Мюнхене об открытости Евросоюза к обсуждению идей российского проекта.[3],он все же не был реализован. В результате мы имеем возрастающее соперничество между великими державами, углубление конфронтации России и НАТО. В таких условиях почва для назревания конфликта становится особенно зыбкой.

Так, 4 марта 2018 года разразился громкий дипломатический конфликт по делу отравления Сергея Скрипаля, экс-полковника  ГРУ РФ, и его дочери в Солсбери.  Премьер-министр Великобритании Тереза Мей  официально обвинила  Россию  в причастности к покушению на убийство, а также  в нарушении Конвенции о запрещении использования химического оружия и предъявила  ультиматум, согласно которому российская сторона в течении 24 часов должна пояснить сложившуюся ситуацию.[4] Москва  подобные обвинения полностью отрицала и расценила их как очередную  попытку Соединенного королевства  ввести мировое сообщество в заблуждение с целью демонизации Российской Федерации. «Цирковое шоу в британском парламенте», так отозвалась официальный представитель МИД России Мария Захарова.  Поворотной точкой  в эволюции отношений Москвы и запада  стала солидарность большинства стран Европейского союза и США с Великобританией в вопросе  высылки   российских  дипломатов ( около 106) из диппредставительства, а также прекращения двусторонних контактов с политическими лидерами России. Москва ответила эквивалентными действиями, объявив «persona non grata» послам европейских государств в своих дипучреждениях и закрыв консульство США в Петербурге. Возникший дипломатический кризис несомненно ведет к более активному противостоянию стран ЕС, в частности Германии и Франции, с Россией. Одной из целей проводимой Лондоном и Вашингтоном  провокации является принуждение Берлина к отказу строительства газопровода «Северный поток-2» через балтийское море.[5]

Все, что мы сейчас наблюдаем на европейском континенте, лишь часть общемировой картины мира. В постбиполярную эпоху Россия и США, как главные акторы мирового порядка, стремятся к статусу великой державы и  признанию своих интересов и политических позиций определяющими. Несмотря на отсутствие прямых военных конфликтов между оппонентами происходит множество  разногласий  и споров по ряду вопросов. Одним из таких стал сирийский кризис, продолжающийся уже более 7 лет.

Россия и США имеют противоположные цели в урегулировании конфликта в Сирии, что значительно затрудняет  их взаимное сотрудничество. Москва заинтересована в сохранении режима Башара Асада  как главного гаранта функционирования сирийского государства и сдерживания  распространения терроризма.[6]Вашингтон,  напротив, считает правительство Асада основным виновникам нестабильности и анархии  в регионе. Царящее недоверие между двумя странами подрывает возможность конструктивного диалога в будущем. Об этом также свидетельствует последние сессии Совета Безопасности ООН, экстренно созываемые по российской инициативе. На них обсуждаются угрозы США в адрес Дамаска по предполагаемому использованию сирийским правительством запрещённых химических веществ. Стоит отметить, что Москва уже не раз применяла право  вето на американские  резолюции по сирийскому вопросу.

Новым витком напряженности стали  авиаудары США по Сирии, что Москва расценила как агрессию против суверенного государства, так как доказательство применения запрещённых веществ правительственными войсками так и не было представлено. Схожая ситуация наблюдалась в 2003, когда США и их союзники вторглись в Ирак, объясняя все разработкой Садамом Хусейном  урана и ядерного оружия, которое впоследствии не было найдено.

Отсюда можно сделать вывод, что военное и политическое руководство обеих стран  слишком недоверчиво к друг другу. Очевидно, что разрешение сирийского конфликта невозможно в двустороннем формате, оно требует сотрудничества  всех вовлеченных в кризис держав.

Эти и многие другие угрозы, происходящие в европейском регионе, подрывают ее безопасность и говорят о довольно мрачных перспективах.

Однако, возможно ли  на сегодняшний день, достичь нового равновесия и не допустить войны? Безусловно, да. Следует помнить, что эффективное решение вопроса безопасности требует новых идей, подходов, и времени. Основополагающей задачей мирового сообщества  в ближайшем времени является недопущение прямого конфликта России и НАТО и усиления существующего. Для преодоления отчужденности необходимо найти общие точки зрения оппонентов в той или иной области.

Рассматривая пути преодоления кризиса невозможно не упомянуть необходимость ограничения наращивания военного потенциала Россией и НАТО  по разграничительной линии в Европе, так как это лишь обостряет натянутые отношения и вызывает взаимную враждебность. Политическая элита должна всегда  осознавать всю серьезность назревающих конфликтов и во время предупредить их начало,  а также помнить о необходимости доказательной базы в своих суждениях и высказываниях.

Как известно, в Европе  существуют  соответствующие структуры, отвечающие за безопасность континента, такие  Европейский  Союз, НАТО, ОДКБ, СН. Но их недостатком является обеспечение безопасности исключительно для входящих в него государств.[7] Потому необходимо создать  независимую  площадку для ведения многосторонних диалоговых форматов по широкому спектру вопросов безопасности  с участием всех государств и международных организаций. Это поможет выработке общих форм противодействию общемировых угроз безопасности.

На пути построения такого сотрудничества  мировое сообщество столкнется с множеством проблем и недопониманий. Стабилизацию противостояния могут подорвать такие актуальные конфликты как Приднестровье, Нагорный Карабах, Балканы, Абхазия и Южная Осетия. Главное - не сдаваться и идти к цели установления равновесия сил в Европе, как основного  компонента мирового порядка.   

 

 _____________________________________

1 .Парижская хартия для новой Европы [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://www.osce.org/ru/mc/39520?download=true

2. Проект Договора о европейской безопасности [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/news/6152

3. Материал к выступлению на конференции «Новые вызовы партнерским отношениям ЕС и России» (12 апреля 2010 г., Брюссель) [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.alleuropa.mgimo.ru/ob-initsiative-rossiyskoy-federatsii-po-zakliucheniiu-dogovora-o-evropeyskoy-bezopasnosti

4. Тереза Мей: за отравлением Скрипаля с высокой вероятностью стоит Россия[Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://www.bbc.com/russian/news-43378001

5. Московский центр Карнеги [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620

6. Встреча с президентом Сирии Башаром асадом [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/news/50533

7. Материал к выступлению на конференции «Новые вызовы партнерским отношениям ЕС и России» (12 апреля 2010 г., Брюссель) [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.alleuropa.mgimo.ru/ob-initsiative-rossiyskoy-federatsii-po-zakliucheniiu-dogovora-o-evropeyskoy-bezopasnosti

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus