ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Полина Сальникова, Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС

Полина Сальникова
студентка 1 курса,
магистратура Международные отношения: европейские исследования
Факультет мировой экономики и мировой политики
Высшая школа экономики 
г. Москва

Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС 

На мой взгляд, сложившиеся в настоящее время отношения в треугольнике Россия-НАТО-ЕС можно считать едва ли не самыми напряженными с момента распада СССР. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, по сей день не был урегулирован Украинский конфликт, который остается главным камнем преткновения между Москвой и Брюсселем. В феврале 2019 года Европейский парламент выпустил резолюцию о текущем состоянии политических отношений между ЕС и РФ, в котором подчеркнул непростительность Крымской аннексии и необходимость урегулирования военного конфликта. Более того, парламент высказал свое мнение о внутренних российских делах – в частности, об освобождении политических заключенных, борьбе с коммунизмом, взаимоотношениях с восточноевропейскими странами и др [1]. Такое высказывание можно считать зеркалом, отражающим низкий уровень сотрудничества и отказ от взаимодействия в сфере безопасности.

Аналогичная ситуация наблюдается также в отношениях между Россией и НАТО. В 2014 года в связи с украинским конфликтом все практическое сотрудничество между сторонами было приостановлено и не возобновлено по сей день [2]. Одним из последних «витков» напряжения стал выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – США покинул его в феврале, а Россия в марте, последствием которого считают новую гонку вооружений между странами [3].

При этом ЕС и НАТО являются стратегическими партнерами уже долгое время, а 22 члена Евросоюза состоят в организации. Это партнерство, по словам сторон, усиливается в последнее время в связи с новыми вызовами в международной безопасности. Так, в 2016 и 2018 гг. стороны подписали Совместные декларации, в которых провозгласили расширение взаимодействия в семи сферах, в том числе противодействие гибридным угрозам, кибербезопасность и политическое сотрудничество [4]. В недавнем отчете ЕС по Глобальной стратегии указано, что партнерство между ЕС и НАТО достигло беспрецедентных вершин – стороны запустили 74 новых совместных мероприятия [5]. Более того, за 2018 год европейские члены НАТО и Канада увеличили расходы на военный сектор на 4% [6].

Растущий раскол между Россией и Западом и одновременное укрепление в Североатлантическом блоке говорит о том, что конфликт, начавшийся в 2014 году, будет лишь продолжать свою эскалацию в дальнейшем. Треугольник ЕС-Россия-НАТО давно перестал являться территорией многостороннего сотрудничества. Напротив, два участника усиливают свое партнерство для защиты от третьего, и этот тренд будет продолжаться с годами. Существует мнение, что отношения будут ухудшаться еще как минимум 5-7 лет [7].

Отсутствие конструктивного диалога между сторонами непосредственно влияет на европейскую архитектуру безопасности. На мой взгляд, так как мы живем в мире «постправды», на стратегию безопасности влияет «мировосприятие» Евросоюза – то, какие угрозы в регионе видят самыми важными и серьезными, и как именно он оценивает свои возможности им противостоять.

Эти угрозы перечислены в Глобальной стратегии ЕС, принятой в 2016 году. Среди них: «неопределенность поставок энергетических ресурсов, потенциальные киберугрозы, гибридные конфликты, а также “стратегическая коммуникация”, т.е. распространение ложной информации или трактовок, альтернативных принятым в ЕС» [8]. По сути, каждая из этих угроз в той или иной степени связана с Москвой. Во-первых, Россия является главным поставщиком нефти, газа и угля в ЕС – на ее долю приходится больше трети импорта, поэтому одна из целей энергетической политики Союза – диверсификация поставок. Во-вторых, большое значение имел скандал, связанный с вмешательством России в президентские выборы США в 2016 году. 14 июня Европейская комиссия опубликовала доклад, в котором подтвердила кампании по дезинформации, следы которых ведут к российским доменам. Более того, в 2015 году была создана рабочая группа по борьбе с дезинформацией, по словам ЕС, именно для отображения атак из России [9]. В-третьих, к гибридным конфликтам можно отнести продолжающуюся войну в Украине, которая подрывает региональную безопасность.

Чтобы отразить эту и другие угрозы Евросоюз в своей архитектуре безопасности делает ставку на стрессоустойчивость и комплексный подход. Первое – означает поддержку претерпевающего изменения государства и общества для того, чтобы предотвратить, отреагировать и оправиться от потрясений и кризисов. Она выражается по большей части в инвестиции в наиболее хрупкие и уязвимые государства и регионы: кандидаты на вступление в Евросоюз (Балканские страны), другие европейские страны (Украина) и соседи европейского континента (Центральная Азия и Африка). Комплексный подход охватывает разнообразные способы, с помощью которых ЕС может оперативно решать сложные конфликты в целях содействия безопасности человека – это участие на всех стадиях обеспечения безопасности: как введение превентивных мер, так и разработка многостороннего плана действий в конфликте [5].

Из недавно опубликованного третьего ежегодного отчета по реализации Глобальной стратегии ЕС становится видно, что Евросоюз успешно развивает эти два направления за счет политического сотрудничества и финансовой поддержки. Поэтому можно сделать вывод о том, что любое негативное влияние России на безопасность в регионе будет встречено еще большей поддержкой пострадавших сторон. Стоит также отметить, что Россия уже не воспринимается самостоятельным актором, с которым можно вести конструктивный диалог, а только угрозой, которую нужно сдерживать, на что и направлены текущие действия Евросоюза – удерживание санкций и одновременно точечное сотрудничество в некоторых проектах [5].

На мой взгляд, можно отметить несколько факторов, которые могут изменить сложившуюся в отношениях НАТО-ЕС-Россия ситуацию. Во-первых, это смена политической элиты, которая влияет и на восприятие проблемы, и на курс ее разрешения. В апреле 2019 года произошла смена президента Украины – теперь им стал Владимир Зеленский, который уже определил в качестве приоритета внешней политики сближение НАТО и ЕС, однако его позиция по отношению к России остается недостаточно ясной. Этим летом предстоят изменения и в европейском истеблишменте: после выборов в Европейский парламент может быть назначен новый председатель Европейской комиссии (либо Жан-Клод Юнкер сохранит свою позицию на второй срок), а также Высокий представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности вместо Федерики Могерини. Стоит иметь в виду и предстоящие президентские выборы в США в 2020 году, когда Дональд Трамп может потерять свое кресло. Кроме того, осенью 2018 года в отставку ушла Ангела Меркель, канцлер Германии, которая была одним из наиболее открытых к переговорам с Россией лидером Запада, а ее преемник или преемница определится на выборах 2021 года. Смены власти в той или иной стране могут, пусть и незначительно, способствовать «потеплению» в отношениях с Россией.

Во-вторых, это внутренние еще не разрешившиеся кризисы в самом Евросоюзе. Среди них – «кризис популизма», из-за которого все большую поддержку приобретают евроскептики и консерваторы; не утихает и захлестнувшая континент осенью волна протестов, в которых граждане выражают свое недовольство правящими силами и их политическими действиями. Кроме того, важно брать в расчет «Брексит», отложенный до 31 октября, вероятность которого растет: на выборах в Европарламент в Великобритании больше всего поддержки набрала партия, цель которой – выход страны из ЕС, а фаворитами гонки на пост-премьер министр являются сторонники «Брексита». Все эти внутренние факторы не способствует единению и усилению интеграции в регионе, что может уменьшить внимание к российской угрозе.

Вместе с тем, перечисленные факторы едва ли смогут серьезно сдвинуть с мертвой точки глубокий кризис в отношениях России и Запада, который продолжается уже несколько лет. Анализ действий сторон говорит о том, что Евросоюз уже не видит Россию потенциальным участником переговоров, а воспринимает государство такой же угрозой для себя, как и международный терроризм или нелегальная миграция. Главным способом противостояния этой угрозе в Брюсселе считают тесное сотрудничество с НАТО и увеличение влияния на европейском континенте и в соседних регионах. Поэтому чем опаснее будет становиться эта угроза, с точки зрения Евросоюза, тем больше усилий он будет предпринимать в этих двух направлениях.

 

Библиография:

  1. Report on the state of EU-Russia political relations // Committee on Foreign Affairs. [Электронный ресурс] // URL: http://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2019-0073_EN.pdf
  2. Отношения между НАТО и Россией: факты. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_111767.htm
  3. Путин подписал указ о приостановлении выполнения ДРСМД. 04.03.2019. [Электронный ресурс] // TASS. URL: https://tass.ru/politika/6183759
  4. Сотрудничество ЕС ‒ НАТО. Справочный материал. 11.06.2019. [Электронный ресурс] // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headQuarters-homepage/46127/сотрудничество-ес-‒-нато-справочный-материал_ru
  5. The European Union’s Global Strategy: Three years on, looking forward. [Электронный ресурс] // URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_2019.pdf
  6. NATO report says only 7 members are meeting defense spending targets [Электронный ресурс] // CNN. URL: https://edition.cnn.com/2019/03/14/politics/nato-defense-spending-target/index.html
  7. Trenin D. European Security: From Managing Adversity to a New Equilibrium. Carnegie Moscow Center. 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://carnegieendowment.org/files/CP329_Trenin_Euro_Security_WEB.pdf
  8. Романова Т.А. Категория “Стрессоустойчивость” в Европейском Союзе // Современная Европа – Москва, 2017 – Вып. 4(76) – С.17-28.
  9. A Europe that protects: EU reports on progress in fighting disinformation ahead of European Council. Press release. 14.06.2019. [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_19_2914