ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Роман Громов, Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС

Громов Роман Алексеевич
студент 1 курса
социально-гуманитарный факультет
КнАГУ
г. Комсомольск-на-Амуре

Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС

В XXI веке существуют глобальные проблемы, которые требуют объединенных усилий лидеров разного уровня и разных государств для их решения. Одной из таких глобальных проблем является терроризм. Если взглянуть в целом на отношения Россия-НАТО-ЕС, то борьба с терроризмом является связующим и поддерживающим звеном в этих отношениях. В этих условиях актуализируется вопрос, возможно ли строить на таком «проблемном» сотрудничестве архитектуру европейской безопасности и рассчитывать на перспективу на укрепление связей между Россией, НАТО и ЕС? Именно в этом вопросе мы и попытаемся разобраться.

Россия, НАТО и ЕС выступают против терроризма во всех его проявлениях, это и послужило тем фактором, благодаря которому пришлось отбросить все претензии и начать диалог о безопасности [1]. Опираясь на заявление лидеров НАТО, следует подчеркнуть, что борьба с терроризмом послужила дополнительным импульсом для создания новых связей не с членами НАТО [2]. Так мы видим, что подписание Римской декларации в 2002 году между Россией и НАТО обозначило основную сферу деятельности сторон. В ней говорится о равных, партнерских отношениях и существовании по принципу консенсуса, на основе этого в Совете Россия-НАТО – борьба с терроризмом является основным аспектом диалога [3]. Союз такого рода дает надежду и на всестороннее сотрудничество, но на деле отношения и до настоящего времени продолжают складываться по линии борьбы с общей угрозой.

Подтверждением совместной работы против терроризма НАТО и ЕС, служит заявление государственного секретаря США Рекса Тиллерсона, выступившего на встрече в Брюсселе, о том, что общая цель в сотрудничестве НАТО и ЕС заключается в победе ИГИЛ и не только в Ираке и Сирии, но и во всем мире. Задачей на этой встрече было поставлено стремление к обеспечению быстрой переброски войск по европейскому континенту на южные и восточные фронты [4]. Мы должны отметить, что совсем не лишним будет участие России в таких операциях, ведь привлечение большого количества ресурсов делает исчезновение глобальной террористической угрозы в будущем возможной. Основываясь на Докладе о ходе реализации общего комплекса предложений, одобренных Советом НАТО и Советом ЕС в 2016 году, мы выделяем его главную мысль, которая несет в себе идею взаимодополняемости, эффективного сотрудничества и возрастающем понимании друг друга. Цель доклада донести, что при взаимодействии возрастает и обмен опытом и, самое главное – повышается осведомленность перед угрозой, а значит и шанс ее предотвращения [5].

Таким образом, между Россией, НАТО и ЕС существует общая платформа для укрепления диалога – борьба с терроризмом, на основе этого и совершаются попытки стратегического сотрудничества. Возникает понятие «общий враг», за которым стоит желание мирового сообщества противостоять всяческим террористическим атакам, а также вербовке новых граждан и лишения террористов возможности поиска убежища на территории борющихся стран и стран, подвергаемых атакам. Поэтому и возникает потребность в объединении и последующем улучшении вооружения, увеличения площади безопасных территорий и обмене опытом [6].

Этот враг уже нанес неоправданный вред всему человечеству, и вопрос об уничтожении его или не уничтожении не стоит [7]. Несомненно, от взаимодействия международных структур в таком деле только польза и многие забывают на время о противоречиях и начинают диалог. Благодаря этому и возникают такие соглашения, как «Партнерство ради  мира», в котором НАТО и государства-партнеры обязуются создавать современные военные институты и наращивать потенциал для совместных гуманитарных и миротворческих операций [8].

В отношениях Россия-НАТО-ЕС можно проследить общие тенденции. Несмотря на то, что первопричину объединения сложно отнести к положительным факторам, наличие общего врага (терроризм) способствовало установлению трехстороннего долговременного диалога. Во-первых, наличие общего врага сплачивает и аккумулирует новые связи, но создается впечатление зависимости отношений сторон от общего врага, так план взаимодействия будет идти только в одном направлении. Во-вторых, борьба с такой большой угрозой, как терроризм подразумевает наращивание сил и увеличение вооружения, это может привезти после завершения сотрудничества к возникновению новых разногласий связанных с урегулированием всех сил сторон. И в-третьих, большой союз вступает в борьбу и принимает на себя вызов общего врага, следовательно, большое количество людей находится в опасности, пусть и при эффективной работе ответственных сторон.

Найдут ли новые причины Россия, НАТО и ЕС для крепкого сотрудничества в будущем и как будет формироваться архитектура европейской безопасности поле победы над терроризмом? Для начала необходимо ответить на вопрос, а будет ли в скором времени побежден мировой терроризм? С одной  стороны мы видим беспрерывную войну мира со злом и отмечаем значимые победы, которые достигаются прогрессирующим сотрудничеством [9], а с другой  стороны, темной, скрытой от нас, так называемая война может и не идти на победу. Некоторые участвующие силы могут намерено препятствовать борьбе с терроризмом, преследуя общие цели: наращивание военного потенциала, модернизирование собственной безопасности и обмен опытом, достижения личных интересов. И чем дольше идет сотрудничество в борьбе с общим врагом, тем им лучше.

Но мы будем исходить из того, что стороны соглашений и деклараций следуют основным принципам, обозначенным в резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом. Для примера приведем резолюцию 2001 года Совета Безопасности ООН «О глобальных усилиях по борьбе с терроризмом», в которой говорится о серьезной угрозе человечеству, и призываются на долговременную борьбу с терроризмом все члены ООН [10]. Отвечая на вопрос, о том будет ли побежден мировой терроризм, говорим, что уровень угрозы сведется к минимуму, и уже не будет требовать совместных усилий. Основывать такое предположение можно опираясь на заявление НАТО на Рижской встрече 2006 года, где было сказано, что терроризм будет являться основной угрозой еще 10-15 лет [2]. Таким образом, борьба с терроризмом подойдет в ближайшем будущем к своему завершению, как международной борьбы.

Что будет после, того, когда общий враг уже не будет является общим, а у каждой стороны будет хватать сил при необходимости предотвратить локальную угрозу? Как мы уже отмечали, именно позиция борьбы против общего врага, является гарантом стратегического взаимодействия России, НАТО и ЕС. Этим сложным структурам придется искать новый ключевой аспект для диалога. И здесь можно выделить два пути.

Первый заключается в том, что ищется другой общий враг, признается его опасность, каждый понимает, что глобальность проблемы объективна и начинает снова наращивать военный потенциал и разрабатывать стратегии совместных операций. Но такой сценарий уже может и не принести много пользы и есть вероятность, что врагом станет одна из бывших сторон союзников.

Второй путь развития отношений Россия-НАТО-ЕС может взять курс на продвижение общих идей, которые могут связать не в общей борьбе, в сосуществовании, т. е. мирным путем, сообща продвигать, например, идеи демократии и защиты прав человека. К такому сотрудничеству будут готовы все, надо лишь принять тот факт, что стратегическое объединение необходимо сторонам, также как в борьбе с терроризмом.

И в заключение хочется сказать. Всегда, когда дело касается общей угрозы, на встречах такого рода говорят, что надо отбросить все разногласия и объединиться в борьбе с общим врагом, следует добавить, что возможно сторонам не надо ждать, когда общий враг будет побежден и все разногласия вернутся [11]. Поэтому, или к разногласиям в отношениях Россия-НАТО-ЕС не стоит возвращаться после победы для сохранения европейской и мировой безопасности, или не накапливать претензии, а решать их в грамотном диалоге по мере их поступления.  

Список использованных источников: