ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Сергей Фокеев, работа на конкурс эссе 2019 года

Фокеев Сергей Николаевич
Аспирант 3 курса
факультета гуманитарных наук и социальных наук
Ульяновского государственного университета
г. Ульяновск

Архитектура европейской безопасности на современном этапе не представляет собой некую однородную структуру. В постоянном контакте взаимодействую такие надгосударственные организации, как ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ, СНГ, ООН и другие. При этом основополагающими тремя акторами международной политики Старого Света остаются Россия, НАТО и Европейский Союз. С 2014 года, когда Россия присоединила Крым, отношения между ней с одной стороны, и ЕС и Североатлантическим альянсом достигли небывалой напряжённости. Российский государственный деятель и дипломат Игорь Иванов назвал этот год концом периода «романтичной» дипломатии России и Запада[1]. А была ли она такой «романтичной»? Или и в этот период и были посеяны зёрна будущей конфронтации?

Прежде чем ответить на эти важные вопросы, определись с тем, что такое Европа, а каковые её границы. С древних времён определение этого понятие разнится. Одно время к Европе относился весь цивилизованный мир в противовес варварам. Со временем Европа стала синонимом слову Старый Свет. Противовесом ему стал Новый Свет – вновь открытые земли в Америке, Азии, Океании. В это же время частью Европы становится и Россия, которая даже по географическому определению была восточной границей Старого Света. В современном мире определить принадлежность к Европе тех или иных стран очень сложно[2]. К примеру, Турция, достаточно долгое время стремящаяся стать членом Европейского Союза, принадлежит к Азии (кроме Стамбула), но ассоциирует себя с Европой. Или кавказские страны (Армения, Грузия и Азербайджан), которые также относят себя к Европе, но по определению к ней не относятся. Такие же дела обстоят и у Израиля, который окружён арабскими странами. Россия и вовсе находится в двух частях света – Европе и Азии. Если посмотреть, какие государства входят в ОБСЕ (быв. СБСЕ), то в списке можно обнаружить Казахстан и даже Монголию. А наблюдатели организации есть и в Африке и даже в Океании. И это неудивительно. Современные интеграционные тенденции активно способствуют таким процессам. Но, при этом, усложняют нам возможность дать точное определение того, что же такое Европа. 

Если придерживаться классической концепции, мы получаем всю континентальную Европу. Западной границей Старого Света становятся Гренландия и Исландия, южной – Гибралтар, Испания, Италия, Мальта, Греция, Турция и Кипр, северной – арктические владения Норвегия и России, а также Скандинавия, восточной – уральские горы в России. Не стоит забывать про Армению, Грузия и Азербайджан. С оговоркой к Европе можно отнести Казахстан и Израиль. Как мы видим даже в географических определениях нет чёткой последовательности. Но это касается и политических и социальных и экономических и военных вопросов[2].

Итак, после окончания Второй мировой войны государства-члены недавно образованной ООН провозгласили принципы решения проблем без кровопролитных конфликтов и нерушимости границ. В Европе эти договорённости были оформлены спустя 30 лет в Хельсинки. В столице Финляндии был создан Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хоть он и не был, по своей сути, контролирующим органом, долгое время Совет оставался площадкой для диалога между НАТО и ОВД, США, Европой и СССР. Стоит отметить, что за период с 1945 по 1990 годы границы в Старом Свете не менялись.

После распада Организации варшавского договора и СССР в Европе наметились серьёзные изменения границ государств, появления новых стран. Фактически, договорённости полувековой давности перестали работать. Это породило за собой серьёзные территориальные конфликты, куда были вовлечены и Россия, и её союзники в Центральной Европе (например, Югославия). В этот период потребовалась серьёзная реформа СБСЕ. Тогда роль всеобъемлющего защитника европейских стран предлагалось передать Совету по безопасности и сотрудничеству в Европе, основанного в 1975 году и сыгравшего немаловажную роль в нерушимости границ в Старом Свете и неприменении ядерного оружия в ходе локальных конфликтов и, что более тогда было опасно, в ходе возможного глобального противостояния[3]. Хотя Совет в 1994 году и стал Организацией, но существенных изменений не претерпел.

В этих условиях политическим центром в Европе стал ЕС, а военной его поддержкой НАТО. Бывшие страны-члены социалистического блока начали входить в эти организации. Россия, при этом, оказалась в сложной ситуации. Проситься в НАТО ей не позволял «великодержавный» статус. В свою очередь, Североатлантический Альянс «никого на аркане в союз не тащил». В 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира». В 1997 году был создан Совместный постоянный совет Россия и НАТО, который в 2002 году был преобразован в Совет Россия-НАТО. Таким образом, Россия получила индивидуальную программу партнёрства. Стоит отметить, что подобные программы получили каждые страны Европы. Некоторые, выполнив условия, вошли затем в альянс. Некоторые просто взаимодействует с НАТО. По этой причине нельзя сказать, что Россия была интегрирована в структуру европейской безопасности, как полноправный партнёры НАТО и ЕС.

Не нужно забывать, что у всех трёх акторов своё понимание и понятие «безопасность»[4]. Так, для НАТО, которая на фоне недостаточно эффективной деятельности ОБСЕ является крайне важным элементом системы европейской безопасности, понятие синонимично контролю[5]. Для России же безопасность связана, с одной стороны, с защищённостью страны от угроз, а с другой, что более важно, с гарантиями самостоятельности и независимости своих действий[6]. Как мы видим, у Альянса и России совершенно разные понимания понятия «безопасность». Североатлантический альянс стремится взять под контроль все восточные районы Европы, чтобы исключить любые конфликты и реализовать на этих территориях западные политические ценности. У России, в свою очередь, это вызывает обеспокоенность, как с точки зрения военной напряжённости, так и с точки зрения геополитических целей в Европе. НАТО, видя противодействие со стороны восточного соседа, активизирует свои действия ещё больше.

Тем не менее, долгое время между Альянсом, Россией и Европой сохранялся диалог. Проводились совместные действия по обеспечению безопасности и в Старом Свете, и в других регионах мира. Среди них борьба с незаконным распространением оружия массового поражения, терроризмом, пиратством. Взаимодействия велись и в экономической сфере, в экологии. При этом отношения Россия-НАТО в Европе проходили испытания. Сначала в 1999 году Югославия едва не стала причиной мировой войны (как когда-то Сербия). А 2008 году Запад осудил действия России в Абхазии и Южной Осетии. При этом, до 2014 года диалог сохранялся. И лишь после Крыма был прекращен.

Стоит отметить, что в 2008 президент России Дмитрий Медведев выступил с инициативой подписать Договор о европейской безопасности[7]. Суть документа - создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием «холодной войны». С этой целью Дмитрий Медведев предложил закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Таким образом, планировалась реализация идеи пояса безопасности от Ванкувера до Владивостока[8]. Однако, Договор так и не был реализован. Европейские партнёры России не заинтересовались этой идеи, а через два месяца началась война в Грузии. Проект был свёрнут.

В наши дни крайне важно восстановить диалог России с НАТО и ЕС для взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах (экономике, экологии, борьбе с терроризмом и др.). Но для этого потребуется сложный и долгий процесс поиска компромиссов. Вначале нужно будет найти ту точку соприкосновения, которая наиболее близка трём центрам влияния в Европе, и при этом, обозначить те грани, за которые заходить нельзя, дабы не уничтожить диалог совсем.

Сейчас у Европейского союза и НАТО по отношению к России обозначена бескомпромиссная позиция по некоторым вопросам (например, Крым и восток Украины). В связи с этим России нужно искать точки соприкосновения с Европой по иным направлениям. Она может налаживать отношения с отдельными государствами Старого Света, а также активно работать в рамках ОБСЕ, ООН и Совета Европы. Это позволит сдвинуть диалог России и НАТО (ЕС) с мёртвого места. Россия, при определённых внутриполитических условиях, может попробовать вынести на обсуждение проблему принадлежности Крыма. Или, например, попробовать трансформировать опыт Китая по присоединению Гонконга и Макао – «одна страна – две системы» в виде – «один остров – две страны».           

Список литературы и источников:

  1. РФ и Европа: от романтики к прагматике. Издание «Независимая газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ng.ru/dipkurer/2018-01-29/9_7160_europe.html (04.06.2019).
  2. Козулин В.Н. Проблема восточной границы Европы: география, идеология, культура. Часть II. «Большая Европа». Сайт Алтайской школы политических исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://ashpi.asu.ru/ic/?p=3098 (03.06.2019).
  3. Реформирование ОБСЕ — необходимое условие для дальнейшего существования организации [Текст] / С. А. Костин. // Право и безопасность. -2013. - № 1 - 2. - С. 100 – 107.
  4. Цыганков П.А. Европейская безопасность в свете теории политического реализма / Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2017. № 4. – С. 7-16.
  5. Мизин В.И. Перспективы и дилеммы европейской системы безопасности / Международная аналитика. 2016. № 4 (18). – С. 7-18.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 (О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации). Сайт президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (10.06.2019).
  7. Проект Договора о европейской безопасности. Сайт президент России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (10.06.2019).
  8. Данилов Д. От Ванкувера до Владивостока: перекрестки общего пространства безопасности. Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 12, сс. 38-51.
blog comments powered by Disqus