ru
Новости
  • 07.11.2018

    NATO Secretary General and top military leaders visit Afghanistan

    Подробнее
  • 05.11.2018

    Заседание Совета Россия–НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 09.10.2018

    NATO’s 70th Anniversary

    Подробнее
  • 18.07.2018

    Пресс-конференция по итогам переговоров президентов России и США

    Подробнее

19.06.2018Ульяна Долгих, г. Санкт-Петербург

Ульяна Долгих, "Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса".

Долгих Ульяна,
студентка 3 курса,
факультет политологии,
Санкт-Петербургский государственный университет

"Европейская система безопасности:
возможности и пути преодоления кризиса".

За несколько дней до проведения 54-й Мюнхенской конференции по безопасности было представлено четвертое издание доклада  "To the Brink – and Back?", в предисловие которого емко обозначена ситуация системы европейской безопасности на конец 2017 года [1]. Одним из центральных фактов, влияющих на безопасность в Европе, названо новое правительство США, возглавляемое Дональдом Трампом. Действия, предпринятые президентом за первый год на должностном посту, имеют глубокие последствия для мирового сообщества. В частности разворот от дипломатии на «политику силы», следствием которого стало сокращение финансирования министерства дипломатии и одновременное увеличение расходов на военные нужды, ставит под угрозу развитие демократии, основой которой является дискуссия и консенсус как конечный результат. По факту власти США демонстрируют  ориентацию на разрешение конфликтов и обеспечение собственной безопасности исключительно силовым путем, от которого так долго пытались уберечь политические философы разных лет. Видя подобную стратегию Белого Дома, правительства европейских стран также начинают отходить от использования диалога в качестве основного оружия, и все чаще задействуют реальное оружие и армию. Данный факт, в частности был отмечен  в докладе библиотеки палаты общин о перспективах объединения стран  членов ЕС в сфере обороны. В документе отмечено, что непредсказуемость действий американского президента является одним из условий, при котором необходимо развивать и проводить в жизнь идею объединения стран Европы [2]. Безусловно, странам Европы важно услышать данную мысль, поскольку иначе велика вероятность превращения европейских стран в марионеток США. Однако стратегия объединения, воплощением которой можно назвать концепцию коммуникативной демократии, представленной Ю. Хабермасом [3] еще в прошлом веке, при реализации имеет множество преград. Фундаментально неразрешимой проблемой являются персональные амбиции лидеров европейских стран. В качестве наглядного примера стоит отметить Давосский экономический форум, который многие журналисты и исследователи успели прозвать «ярмаркой тщеславия» [4].  Центральным претендентом на звание нового Бонапарта является президент Франции Э.Макрон, отмечавший на форуме необходимость вернуть Франции лидерство в ЕС. Однако, несмотря на большое желание и на попытки вывести Францию на лидирующие позиции в экономике, социальной сфере, политики, Э. Макрон все еще должен считать с притязаниями Германии, а также Великобритании, несмотря на выход последней из состава ЕС. Вновь возвращаясь к докладу «To the Brink – and Back?",  нельзя не отметить роль миграционной проблемы для европейской безопасности. Непрекращающиеся потоки мигрантов, а также террористические и насильственные действия со стороны вновь прибывших в страны ЕС, заставляют европейские правительства пересматривать стратегию как национальной, так и общеевропейской безопасности. Однако здесь вновь отсутствие консенсуса между странами является серьезной проблемой, при которой возникает антагонизм между миграционными стратегиями разных стран, а как следствие еще больший хаос, от которого в первую очередь страдают мирные граждане. Так, страны Вышеградской группы изначально были настроены против политики открытых дверей для мигрантов, в отличие от Германии и части других стран западной Европы.  Поддерживающее правительство граждане даже запустили хештег #migrantswelcome, с помощью которого поддерживали прибывших в страну мигрантов. Однако за несколько лет настроения гостеприимства внутри гражданской среде изменились, в то время как правительства по-прежнему придерживаются стратегии «открытых дверей», которая более усугубляет кризис, о котором еще в 2010 сообщил немецкий политический деятель Тило Саррацин [5]. Подобная внешняя угроза европейской безопасности является одной из серьезных, поскольку имеет под собой культурную подоплеку: волны мигрантов размывают европейскую идентичность как базис интеграции путем привнесения собственной культуры и нежелания воспринимать культуру западного мира. Более того миграция выступает в качестве катализатора социальной напряженности, роста организованной преступности, а также терроризма и бесконтрольного распространения радикализма.  Реакцией на развитие подобных угроз европейской безопасности является рост по всей Европе правых партий, таких как: «Национальный фронт» во Франции, «Пять звезд» в Италии, «Альтернатива для Германии» в Германии. Однако мнения относительно того, к чему могут привести данные партии, неоднозначны. Так, часть исследователь высказывают позицию, согласно которой новые правые партии представляют единственную силу, которая сможет противостоять внешним и силам и побороть существующие проблемы национальной безопасности в Европе. Так, немецкий политик  Ребекка Хармс заявила, что «Кремль систематически поддерживает радикальные правые популистские экстремистские партии» [6], тем самым отметив разрушительную силу подобного рода партий. Безусловно, вопрос о роли правых партий в политической жизни Европы остается открытым, однако сам факт их разрастания свидетельствуют о глубоких надломах, существующих в наши дни в системе европейской безопасности.

Не менее важной стороной европейской безопасности на протяжении долгих лет остается вопрос отношений с Россией, от геополитической стратегии которой во многом зависит положение дел в странах Европы. Так в вышеотмеченном докладе зафиксирован факт, что за последний год возросло влияние Российской Федерации  на внутреннюю и внешнюю политику ряда европейских событий, таких как: выборы президента во Франции и США, заморозка вопроса вступления Украины в НАТО и ЕС, а также сирийский конфликт. Лидеры европейских стран обеспокоены постоянно увеличивающимся военным потенциалом России, и её стремлением к «постзападному миру» [7]. С одной стороны, на сегодняшний день все больше глав европейских государств осознают величину убытков, являющихся следствием политики ограничения и сдерживания России. Так, в конце января 2018 года премьер-министр Бельгии заявил, что « ЕС принял решение не поддерживать усиление санкций»[8]. Подобное заявление является доказательством того, что ЕС готов к диалогу с Россией, в процессе которого необходимо понять взаимные притязания сторон и достигнуть решения, которое обеспечит для всех участников минимальные потери. Однако с другой стороны, что отмечается в «To the Brink – and Back?", Европа и Россия на сегодняшний день оказались в ситуации как никогда близкой к тотальной войне, поскольку страны имеют противоречия по слишком большому количеству проблем. Одним из немногих методов решения данной проблемы может стать осознание обеими странами того опыта потерь и разочарований, который еще меньше ста лет назад принесла собой война, в которую был вовлечен весь мир. Все чаще политикам европейских стран и не только стоит помнить слова Джеймса Макдональда, что война «…это самоубийство».

В заключение можно отметить, что центральной причиной нынешнего кризисного положения системы европейской безопасности является отсутствие регулярного диалога между странами Европейского Союза, США и Россией. Ситуация также осложняется все увеличивающимися конфликтами на ближнем востоке, Украине, а также в азиатском регионе. Политики стран Европы во многом забывают о том, что современный мир – это постбиполярная система, в которой ни одна из стран не может быть доминирующей настолько, чтобы игнорировать и подавлять мнения, интересы других народов. Действительность не оставляет странам возможности сохранить мир и безопасность в обход процесса коммуникации, в рамках которого важно не только высказывать собственную позицию, но и уметь становится на место другого. Соединённое сообщество безопасности, которое представляет собой ЕС, не должно возвращаться к более ранней ступени общественного развития, отличающейся насильственными методами разрешения конфликтов. В современности главным принципом должна стать «сила» аргумента.

Список литературы и источников

  1. Munich Security Report 2018: To the Brink – and Back? // Munich Security Conference. P. 5.
  2. Россия, Трамп и брексит: в парламенте Британии объяснили стремление Евросоюза усилить обороноспособность//  Народный корреспондент [Электронный ресурс] - http://nk.org.ua/geopolitika/rossiya-tramp-i-breksit-v-parlamente-britanii-obyyasnili-stremlenie-evrosoyuza-usilit-oboronosposobnost-131639
  3. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории // Ю. Хабермас. — М.: Наука, 2001. — 420 с.
  4. Ярмарка тщеславия: парад бонапартов на Давосе // Рамблер [Электронный ресурс] -https://news.rambler.ru/economics/38999449-yarmarka-tscheslaviya-parad-bonapartov-na-davose/
  5. Саррацин Т. Германия.Самоликвидация // Т.Саррацин. – М.: Рид Групп, 2012. – 400с.
  6. Немецкий политик: Кремль использует крайне правых Европы для разрушения ЕС // Информационное агентство «Красная весна» [Электронный ресурс] -https://rossaprimavera.ru/news/5619db20
  7. Munich Security Report 2018: To the Brink – and Back? P.28.
  8. ЕС принял решение не поддерживать усиление санкций против России // ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс]

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4915147