ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Виктория Гулянц, АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ-НАТО-ЕС

Гулянц Виктория
студентка 4 курса
Института международных отношений
Пятигорского государственного университета
г. Пятигорск

 АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ 
РОССИЯ-НАТО-ЕС 

На сегодняшний день система евроатлантической безопасности находится в кризисной ситуации. Обвал хорошо отлаженной системы был очень скоротечным и на данный момент уже близок к состоянию гоббсовской анархии. Поэтому эта проблема по-прежнему остается крайне актуальной и, безусловно, нуждается в выработке решений по нормализации и реформированию сложившейся несбалансированной системы безопасности.

Следовательно, в сложившихся международно-политических условиях перед Европой возникла необходимость реконфигурации собственной системы безопасности, что напрямую связано с изменениями, происходящими на современном этапе в системе международных отношений, которые, в свою очередь, отличаются высокой степенью непредсказуемости и могут привести к неожиданным последствиям.

Первоначально, стоит упомянуть, что в 90-е годы XX столетия государства Европы смогли выйти из тени двух сверхдержав, а именно России (как правопреемнице СССР) и США, что послужило появлению феномена плюралистической многополярности в постконфронтационном мире [1]. В дальнейшем ЕС, обретя собственную валюту и значительно расширившись, смог добиться статуса наиболее успешной региональной организации, тем самым достигнув апогея своего развития. Однако на данный момент очевидным является тот факт, что европейская стабильность и безопасность находятся под угрозой.

Стоит отметить, что система европейской безопасности в основном базируется на двух ключевых организациях, а именно: НАТО [2] и ОБСЕ [3]. Но все же главной военной структурой на территории Европы остается НАТО, на фоне которого деятельность ОБСЕ, имеющая скорее гуманитарную и миротворческую направленность, в контексте обеспечения безопасности кажется неэффективной.

В 2014 году географическим центром кризиса в Европе стала Украина, так как государственный переворот на Украине, присоединение Крыма к России и начало боевых действий на востоке Украины привели к самому глубокому после окончания «холодной войны» кризису в отношениях России с Западом, который способен подорвать систему безопасности в Европе.

В свою очередь Россия и Запад за четверть века так и не смогли выработать всеобъемлющую систему европейской безопасности на условиях, которые были бы приемлемы для всех сторон. Таким образом, отношения России и Соединенных Штатов в определенных условиях способны деградировать в еще большую конфронтацию, а влияние Америки и отчасти Великобритании в рамках НАТО могут ограничить развитие отношений России и стран Евросоюза.

Несмотря на экономические санкции Европейский Союз остается важным партнером России в экономической и торговой сфере, следовательно, диалог между странами должен сохраняться. Безусловно, европейские санкции не будут смягчены, пока нет прогресса в реализации Минских договоренностей по Донбассу, которому препятствует нежелание Киева выполнять свои обязательства, взятые им на себя в условиях поражения украинской армии под Дебальцево. На данный момент ввиду смены политической элиты на Украине, сложно говорить о намерениях Киева. Но, стоит отметить, что внешнеполитический курс Украины сильно не изменится ввиду отсутствия политического опыта у Владимира Зеленского. Следовательно, на Украине сохранится прозападная риторика и тесное взаимодействие с НАТО и ЕС, а российско-украинские отношения, во многом определяющие российско-европейские отношения, будут зависеть от общих трендов российско-американских отношений.

Оценивая будущее европейской безопасности, хотелось бы отметить, что напряженная обстановка, безусловно, сохранится, так как уровень доверия между странами очень низок, что отражается на их взаимодействии и поиске возможных путей для преодоления сложившейся ситуации. Кроме того, помимо отношений России и стран Запада большое влияние на евроатлантическую безопасность оказывает внутренняя нестабильность Европейского Союза, а именно проблемы терроризма, миграции, усиление влияния «евроскептиков» во многих странах ЕС, Brexit в Великобритании, вопрос самоопределения, вызывающий в свою очередь так называемый «эффект домино» и др.

Подробнее останавливаясь на внутренних проблемах Европейского союза, стоит отметить, что важной проблемой современного Евросоюза является миграционный кризис, служащий одним из вызовов, с которым европейскому интеграционному проекту предстоит иметь дело в ближайшее время. Данная проблема внутреннего характера возникла не только из-за нестабильности стран Африки и Ближнего Востока в экономической и политической сферах, в частности, большое значение имели и субъективные причины возникновения кризиса, такие как пассивное поведение руководства стран Евросоюза, а именно отсутствие какого-либо согласия между странами ЕС. Следовательно, единственным возможным путем для преодоления миграционного кризиса является поиск солидарности в данном вопросе между странами Евросоюза и выработка единой стратегии.

Кроме того, внутренней проблемой ЕС является неспособность создания Европейским Союзом собственной армии, к которой Европейский Союз стремится уже долгое время. Идея о создании европейского оборонительного союза была заложена еще в Лиссабонском договоре 2009 года [4], однако для достижения подобных целей странам потребуется повысить военные расходы, но, очевидно, что ввиду экономической разрозненности европейских стран увеличивать затраты на военную сферу они не смогут. Кроме того, в европейском политическом сознании прочно укрепился тезис о безальтернативности и необходимости деятельности Североатлантического альянса, о чем свидетельствует отказ европейских лидеров от российской инициативы о создании Договора о европейской безопасности, который предполагал отсутствие доминирования какой-либо военно-политической структуры на всем Евро-Атлантическом пространстве. Следовательно, в ближайшее время присутствие и верховенство военной структуры НАТО на территории ЕС останется незыблемым.

Таким образом, ЕС на данный момент переживает один из самых сложных периодов своей истории. Полноценный российско-европейский диалог в области безопасности, по сути дела, так и не получил развития из-за нежелания НАТО принять новые реалии в Европе и в мире, поэтому в рамках сложившейся ситуации ЕС пока что не может выступать на мировой арене в качестве актора, ориентирующегося на свой собственный вектор развития. Следовательно, Европейский Союз в ближайшее время продолжит зависеть от США в сфере военной безопасности и останется заложником стратегической конфронтации США и РФ. Несмотря на то, что в ближайшее время серьезных изменений в отношениях ЕС-НАТО-РФ не предвидится, все же для преодоления глобальных вызовов и угроз страны ЕС должны стремиться к сотрудничеству и налаживанию диалога не только внутри Европейского Союза, но и за его пределами.

Вместе с тем для снятия существующей напряженности необходимо:

  • Активизировать диалог между Россией и США, особенно по вопросу о контроле над ядерными вооружениями;
  • Создать мощный механизм обсуждения ключевых вопросов евроатлантической безопасности, который представлял бы собой постоянный формат встреч представителей РФ, США и ЕС для выработки стратегии развития евроатлантической безопасности;
  • Изменить информационную риторику (США и НАТО продолжают усиление нагнетания конфронтации с Россией)
  • Возобновить сотрудничество России и Североатлантического альянса по гражданской и военной линиям, так как именно от развития нормальных рабочих военных контактов по военной линии будет зависеть безопасность в Европе.

Подводя итоги, стоит отметить, что вышеперечисленные пути урегулирования вопроса евроатлантической безопасности могут быть эффективными только при условии того, что страны откажутся от конфронтации и смогут перейти к конструктивному диалогу. Говоря о краткосрочных перспективах, важно отметить, что сущность архитектуры европейской безопасности станет более явной после прошедших выборов в Европарламент и окончательного выхода Британии из ЕС. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Европейский Союз. История становления [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/20070325/62576736.html (дата обращения 10.06.19)
  2. Организация Североатлантического договора [Электронный ресурс] // НАТО. - Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/index.htm (дата обращения 10.06.19)
  3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс] // ОБСЕ. - Режим доступа: https://www.osce.org/ru (дата обращения 10.06.19)
  4. Лиссабонский договор [Электронный ресурс] // Право Европейского Союза. - Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения 12.06.19)