ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

19.06.2018Виктория Гамова, г. Волгоград

Виктория Гамова, Региональные тенденции развития российско-американских отношений на примере европейской системы безопасности.

Гамова Виктория
Студентка 3 курса,
Институт истории, международных отношений и социальных технологий,
Волгоградский государственный университет

Региональные тенденции развития российско-американских отношений на примере европейской системы безопасности. 

Настоящая конфронтация между Россией и Западом является глубоким кризисом их взаимодействия. Проблема неинтегрированности России в систему Европейской безопасности  является одной из главных на повестке дня. После окончания Холодной войны двум сторонам, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось создать систему, которая включала бы Россию. Существует множество факторов, повлиявших на систему  европейской безопасности. В данной работе я хотела бы становиться на одном из них, а именно на факторе США в системе Европейской безопасности, и выявить пути преодоления кризиса отношений России и США в   европейском регионе. Это объясняется тем, что именно Европа стала главной ареной противоборства двух государств. 

Конфликт между Россией и США является одной из ведущих проблем в международной безопасности. Конфронтация двух государств во многом определяет успешность взаимодействия государств в области международной и, в частности, европейской безопасности. 2014 год ознаменовался окончанием многолетнего  сотрудничества России и США  в области безопасности. Конфликт на Украине, война в Сирии стали основными причинами для разногласия между двумя государствами. Но стоит также отметить другие конфликты, влияющие на безопасность в Европе. К ним необходимо отнести Приднестровье, где две стороны соперничают за влияние в Молдавии. Другой конфликтной зоной являются Абхазия и Южная Осетия. Присутствие России в данной регионе выгодно ей, так как военные базы Абхазии являются краем обороны со стороны Сочи. [1] Более того, основной геополитической целью в данной регионе России является предотвращение вступления Грузии в состав НАТО.

Расширение НАТО и ЕС на Восток повлекло комплекс проблем во взаимодействии двух сторон. Основной ошибкой западной стороны являлось игнорирование интересов России в данных  процессах, а также отсутсвие перспективы для России в евро-атлантическом регионе. [2] Введение антироссийски санкций ЕС и США в связи с присоединением Крыма и событиями на Юге-Востоке Украины ещё более усугубила недоверие бывших союзников.  В отличие от введенных ЕС ограничений, цели американских санкций значительно шире. Принятый Конгрессом законопроект 3364 включает в себя украинский вопрос.[3] Однако помимо Украины в закон вошли другие сферы, среди которых кибер-безопасность и ядерное нераспространение. Таким образом, можно делать вывод, что санкции  со стороны США преследуют не только экономические, но и политические  цели: консолидацию европейских государств против России и укрепление американского влияния в Европе, превращение России в европейского «изгоя» и устранение России в качестве активного игрока на постсоветском пространстве. Более того, экономические санкции со стороны США проводятся одновременно с военным сдерживанием России, что ещё больше обостряет вопрос доверия. Тем самым, американская администрация пытается сменить российский внешнеполитический курс, что отражается в успешности и стабильности системы европейской безопасности. Поэтому пока санкции не могут быть смещены по причине отсутствия реализации Минских договорённостей, России необходимо предпринять односторонние меры, направленные на изменение в положительную сторону общественного мнения в странах ЕС.

За последние годы главным препятствием в российской-американском диалоге в области безопасности стало отсутствие гарантий безопасности России в системе ракетно-ядерных договорённостей. Остаётся открытым вопрос договоров о вооружении между Россией и США. Возможный выход США из Договора РСМД и вопрос о продлении Договора СНВ-3 ведут к нерегулируемому развитию всех видов вооружения, которое возможно будет происходить в условиях неограниченной «гибридной войны» между двумя мощнейшими ядерными державами – США и Россией. Приход к власти Д. Трампа в 2017 г.  ознаменовал корректировку внешнеполитического курса США, который теперь основывается на их собственных интересах. За год президенства Д. Трампа отношения России и США ухудшились и стали заложниками политической нестабильности внутри элиты США. [4] Таким образом, любое сотрудничество между двумя государствами становится невозможным, и единственной перспективой становится недопущение инцидентов и просчетов.

В то же время,  после переизбрания В.В.Путина в апреле 2018 года ключевой задачей во внешнеполитическом курсе в Европе для России станет сохранение стратегической стабильности. Исключение возможности вступления в НАТО постсоветских республик (Грузии, Молдавии, Украины) и предоставления этим странам нейтрального статуса по отношению к России и НАТО станут основными задачами в европейском направлении. 

  Как отметил Д. Тренин  развитие отношений между Россией и ЕС в ближайшее время будет ограниченно тремя факторами :

-недоверием стран ЕС к внешней политике России и неясностью перспектив ее экономического и политического развития;

-необходимостью обеспечить солидарность стран ЕС в отношении РФ

-влиянием США и отчасти Великобритании в рамках НАТО. [5]

 Взаимодействие России и ЕС в военной области сильно ограничены связями европейских государств с США в рамках НАТО. В то же время, Взаимосвязь Россия — НАТО  практически целиком находится  в сфере отношений РФ и США. В настоящее время единенной задачей, которая может существовать у двух сторон в сфере международной безопасности, является предотвращение вооружённого конфликта между Россией и НАТО. К сожалению, теперь нельзя полностью отрицать такую возможность, в следствие ряда событий, таких как размещение войск на рубежах России, применение вооруженных сил на территории других государств.

Рассматривая европейскую безопасность как систему, больше нельзя говорить о линии Россия-США-ЕС. На мой взгляд, необходимо разграничивать отношения России и США и России и ЕС в сфере европейской безопасности. Поэтому для России особенно важно выстроить сотрудничество со странами Европы, основываясь на общих ценностях и интересах, несмотря на существующую в последнее время идею о принадлежности к разным ценностным мирам и  угрозе политического столкновения. Линия России и США не должна вмешиваться в данный процесс. Необходимо отметить возможность построения системы евро-атлантической безопасности, элементами которой станут государства Азии, и в рамках которой будут признаны различия между участниками. Хотелось бы отметить, что Россия и Европейский союз будут иметь позитивные перспективы только в том случае, когда обьединение будет иметь суверенную политику от США. И пока ЕС не сформирует собственное видение по вопросам безопасности, сотрудничество между Россией и ЕС не будет возможным.

В связи с этим, двум сторонам необходимо укрепить доверие. К таким мерам можно отнести уведомление друг друга о различных учениях или приглашение наблюдателей. Продолжение выработки стратегии контроля над вооружениями является одной из приоритетных направлений в развитии диалога между Россией и Западом. Регулярные проверки, инспекции, взаимные консультации – это только малая часть мер, возможных в реализации в сфере контроля над вооружениями. Обе стороны должны сохранять каналы коммуникации открытыми и быстро реагировать на возможные инциденты. Доверие в отношениях между Россией, США и ЕС будет сложно восстановить в ближайшие годы. Поэтому на данные момент сторонам необходимо уменьшить недоверие и наладить диалог. Каким бы не было взаимодействие между сторонами, необходимо помнить об общих ценностях, истории и культурных связях, которые никогда не утратят свою силу. 

 ______________________________________

  1. Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать? // Московский Центр Carnegie. URL : https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938
  2. Чернега В. Россия и Запад: перспективы компромисса // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2017.
    URL : http://inion.ru/site/assets/files/1112/evropeiskaia_bezopasnost_2017_44.pdf
  3. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act . URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364
  4. Морозов Ю. Перспективы внешнеполитического курса России после выборов президента //  РСМД . URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/perspektivy-vneshnepoliticheskogo-kursa-rossii-posle-vyborov-prezidenta/?sphrase_id=11014726
  5. Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать? // РСМД. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-evropa-k-chemu-stremitsya-i-chto-delat/?sphrase_id=11014726

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus