ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

04.05.2016Ольга Ворожцова, Киров

«Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?» - Конкурсная работа.

Ворожцова Ольга Олеговна,
студентка 3 курса
юридического факультета
направления «международные отношения»
Вятского государственного университета
г. Киров

Кризис системы европейской безопасности:
возможности для взаимодействия или риск конфронтации?

Для того чтобы разобраться, в чем состоит кризис европейской безопасности, необходимо сначала понять, что собой представляет понятие «безопасность» и, в частности, «международная безопасность».
В Большом энциклопедическом словаре данное понятие обозначает «систему международных отношений, основанную на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и нормах международного права, исключающую решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы» [2].

Политологический словарь под редакцией В.Н. Коновалова предлагает такую интерпретацию понятия: «состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантирующие политическим субъектам их законную суверенность» [8].

В словаре Д.О. Рогозина международная безопасность – это «состояние международных отношений, которое обеспечивает жизнедеятельность, сотрудничество и взаимодействие государств и их блоков, союзов, объединений и мирового сообщества в целом в условиях гарантированной защищенности их жизненно важных интересов от различных опасностей» [9].

Из представленных определений ясно, что международная безопасность – это феномен, выходящий за границы одного государства и способный оказать существенное влияние на другие страны, т.е. сегодня любой конфликт, разгоревшийся в отдаленной точке на другом материке, может оказать непосредственное влияние на любую другую страну, тем самым связывая вместе всех акторов современной геополитической эпохи.

Существует две основные школы по проблемам безопасности. Старейшая школа «реалполитки», основанная Т. Гоббсом, характеризовала мировую политику как «борьбу за обеспечение безопасности во враждебном окружении» и «войну всех против всех» [7]. Гоббса дополнил Г. Моргентау, считавший, что сердцевиной международных отношений являются проблемы войны и мира, а международная безопасность – поле деятельности государств-наций, где выигрыш одного государства равен проигрышу другого. Моргентау также говорил о дилемме безопасности: военные приготовления одного государства создают неопределенность в умах руководителей других государств – имеют эти приготовления оборонительный характер или наступательный?

Основатели школы «либералполитики» – Р. Коэн и Дж. Най – утверждают, что современные международные отношения все более ограничиваются развитием совокупной сети комплексной взаимозависимости, когда на первый план выходит т.н. «игра с нулевым результатом»: проигрыш одной стороны конфликта означает проигрыш всех, и наоборот.

Следовательно, проблема безопасности является своего рода классической для всех существующих ныне государств, в данном случае европейских.

Европа в течение многих столетий являлась ареной битв, побед и поражений. Пространство общеевропейской безопасности начало формироваться с заключением Вестфальского мирного договора (1648 г.), означавшего конец Тридцатилетней войны. Согласно договору, были установлены границы европейских государств и принят принцип абсолютного суверенитета национальных государств. Вестфальская эпоха просуществовала вплоть до окончания Наполеоновских войн, когда на Венском конгрессе (1815 г.) были проведены попытки геополитического переустройства (Венская эпоха), которые не привели к долгосрочному миру на континенте.

После 1918 г. началась новая Версальско-Вашингтонская эпоха, которая имела существенные недостатки: значительно ущемляла права побежденных стран (особенно СССР и Германии, а также Австрии, Венгрии и др.); пересматривала границы государств, превратившиеся в потенциальные споры (например, из-за Судетов, Бессарабии, Трансильвании).

Следующей системой стала Ялтинско-Потсдамская (1945 г.): началась холодная война, произошло разделение стран на капиталистический и социалистический блоки; начался распад колониальных империй; наступила разрядка, зафиксированная т.н. «Заключительным актом» (1975 г.).

Период с 1991 г. по середину 2000-х гг. характеризуется как однополярный мир с гегемонией США и отсутствием их реальных конкурентов: западные политологи дали ей «условное определение «полицентричной однополярности», в основе которой лежали идеи распространения «западных стандартов демократии», что по существу означало принятие западным миром односторонних решений и концепций США. К таким концепциям в то время относились: доктрина «расширения демократии» (1993 г.), концепция расширения НАТО (1996 г.), новая стратегическая концепция НАТО – расширение зоны ответственности за пределы Северной Атлантики, доктрина превентивных ударов» [6].

Эпоха однополярности фактически закончилась в начале 2010-х гг., когда возник подлинно многополярный мир с несколькими лидерами – США, ЕС, Россией и Китаем. Однако утверждать, что новая система сформировалась окончательно, нельзя.

Сегодня появились новые, невоенные, угрозы безопасности государств, которые представляют угрозу не только национальной, но и глобальной безопасности. «В современный период концепция безопасности, определявшаяся в прошлом, главным образом, как сохранение мира и предотвращение конфликтов, расширяется и дополняется такими аспектами, как защита прав меньшинств, предотвращение геноцида, террористических атак, действий транснациональной организованной преступности, борьба с голодом и бедностью, солидарность мирового сообщества с жертвами природных катаклизмов, глобальных эпидемий и последствий разрушения окружающей среды» [3]. Кроме того, в современном мире все большую роль стали играть новые технологии, с развитием которых огромное влияние приобрели негосударственные акторы (ТНК, международные НПО, внутригосударственные регионы, влиятельные индивиды), что означает необходимость построения такой концепции безопасности, которая основывается на том, что потенциальная угроза может исходить как от отдельных государств, так и из других источников.

В настоящее время одной из основных организаций, ответственных за безопасность в Европе является НАТО, основанная еще в 1949 г. и сегодня включающая в себя 28 европейских государств, в т.ч. ранее входящих в ОВД. Среди европейских членов НАТО идет активный процесс обсуждения места и роли Европы в формировании более широкой глобальной системы современной безопасности: ЕС предлагает создать такие организации, главное положение в которых занимали бы европейские государства, а не США. Однако многие институты, что сейчас действуют на территории Евросоюза, являются неэффективными. «Единое поле европейской безопасности отсутствует, оно раздроблено до предела. Евроатлантическая система безопасности на основе НАТО не покрывает все страны, европейская система безопасности на основе совместной оборонной политики ЕС еще не функционирует» [4].

Существуют некоторые разногласия в связи с преобладанием государств-членов НАТО среди всех европейских стран, что связано, прежде всего, с расширением Альянса на восток и вмешательством блока в конфликты, в которых заинтересована Россия (августовская война 2008 г., кризис на Украине и воссоединение Крыма с РФ 2014 г.). Что касается Украины, то «украинский кризис заставляет НАТО корректировать не только планы, но и сами цели, на которые они были прежде ориентированы» [5]. Здесь интересы США начинают входить в открытое противоречие с Евросоюзом: «пока эти противоречия касались Африки и Ближнего Востока, они не становились жизненно важными для европейцев, и европейцы не были столь принципиальными. Теперь европейцы начинают задумываться, что такое НАТО и зачем оно им» [10].

Новым вызовом европейской системе безопасности, безусловно, стал международный терроризм, когда в связи с ближневосточными событиями значительно возросло и продолжает расти количество мигрантов, приходящих на территорию Евросоюза: по данным Фронтекс, только за 2015 г. в ЕС из стран Африки и Ближнего Востока прибыло приблизительно 1,8 млн беженцев [1]. Однако границы открыты не только для пострадавших, но и для потенциальных террористов. Одним из последних террористических актов стали недавние парижские события в ноябре 2015 г.

Таким образом, необходимо найти решения, которые помогли бы Европе справиться с проблемами безопасности. Во-первых, нужно реформирование общеевропейского законодательства. Во-вторых, надлежит усилить координацию деятельности основных инструментов формирования и поддержки системы европейской безопасности (НАТО, ОБСЕ и соответствующих структур Евросоюза). В-третьих, следует помнить, что Европа – это не только ЕС, но и пространство России и бывшего СССР, и нельзя решать задачи построения единого пространства безопасности методами санкций и репрессий. В-четвертых, следует за основу принять международное право и ООН для соблюдения не узко национальных, а мировых, общих интересов. Только вместе и только мирными средствами можно разрешить накопившиеся проблемы.

Список используемой литературы:

1. MigratoryRoutesMap // URL// http://frontex.europa.eu/trends-and-routes/migratory-routes-map/

2. Большой Энциклопедический словарь. 2000 // URL// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/193430

3. Бойко А.Ю. Развитие парадигм европейской безопасности // URL// http://mir-politika.ru/229-razvitie-paradigm-evropeyskoy-bezopasnosti.html

4. Eadem. Перспективы позитивных изменений в сфере европейской безопасности // URL// http://mir-politika.ru/165-perspektivy-pozitivnyh-izmeneniy-v-sfere-evropeyskoy-bezopasnosti.html

5. Данилов Д.А. Общая внешняя политика, политика безопасности и обороны // Европейский союз в XXI веке: время испытаний / Под ред. О.Ю. Потемкиной (отв. ред.), Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. М.: Весь мир, 2012. С. 507.

6. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. С. 27.

7. Кулагин В.М. Международная безопасность. М.: Аспект-Пресс, 2007. С. 21.

8. Политология: Словарь / Под ред. В.Н. Коновалова. М.: РГУ, 2010. С. 25 // URL// http://padaread.com/?book=79925&pg=25

9. Рогозин Д.О. Война и мир в терминах и определениях: Военно-политический словарь. М.: Вече, 2011. С. 12.

10. Старостин И. Зачем был создан блок НАТО? // URL// http://www.news-usa.ru/zachem-byl-sozdan-blok-nato.html

 

blog comments powered by Disqus