ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

22.10.2010Якимова Елизавета, Нижний Новгород

Государство Израиль и НАТО: история взаимоотношений и перспективы сотрудничества

Государство Израиль и НАТО: история взаимоотношений и перспективы сотрудничества.

 

Если первый генеральный секретарь НАТО (1952-1957гг) лорд Гастингс Лайонел Исмей определил задачу альянса формулой «держать американцев внутри, русских снаружи, а немцев внизу», то с окончанием «холодной войны» и распадом Советского Союза перед Североатлантическим блоком встала задача поиска путей трансформации организации в формирующейся постбиполярной системе. После периода расширения НАТО на Восток, первое из которых произошло 12 марта 1999 года, сегодня пришло время переместить внимание альянса на Ближний Восток и за его пределы.

Израиль, в свою очередь, за последние годы трансформировался из страны, нуждающейся в защите от опасностей, исходящих от арабского мира, в государство, чья военная стратегия и опыт борьбы с терроризмом представляют существенный интерес для Североатлантического блока, ввиду т.н. «неконвенциальных угроз», обозначенных в основополагающих документах альянса.

В первую очередь, говоря о взаимоотношениях Израиля и стран Североатлантического договора, внимания заслуживает место, отведенное еврейскому государству в период складывания двух блоков «холодной войны».

14 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. В тот же день США признали его де-факто. Советский Союз признал Государство  Израиль де-юре 17 мая 1948 года. Он был первой страной, полностью признавшей Израиль. С этого момента начались сложные, зачастую противоречивые контакты между двумя государствами. Советский Союз ждал, что Израиль встанет на его сторону в конфронтации между блоками в ответ на политическую и военную помощь. Но, как показали дальнейшие события, этого не произошло [1].

Взаимоотношения Израиля и НАТО имеют достаточно длительную и трудную историю. Государства-основатели НАТО, подписавшие 4 апреля 1949 года в г. Вашингтоне Североатлантический договор не имели принципиальных возражений против создания Израиля, более того, многие из них голосовали за его возникновение. Возможно, именно это послужило причиной, способствовавшей распространению в израильском обществе идей присоединения к альянсу. Подобные взгляды получили развитие и в правительстве страны, их придерживался, в том числе и Д. Бен-Гурион.

В поисках союзников им хотелось, чтобы их страна присоединилась к НАТО или, по крайней мере, стала ассоциированным членом этой организации. Карикатура того времени, опубликованная в ведущей газете Израиля «Маарив», очень четко отразила это стремление. На ней была изображена рука с надписью «НАТО», протянутая над Средиземноморьем, чтобы вырывать зуб в виде Израиля изо рта Ближнего Востока, представленного художником в форме человеческого лица. Этого так и не случилось [2].  

В 1950-1960-е годы ведущие государства-члены НАТО опасались, что их сотрудничество с Израилем подтолкнет арабские страны к сближению с СССР. США отказались поставлять оружие в Израиль, не поддержали страну в период Суэцкого кризиса 1956, стремились оказать давление на правительство Д. Бен-Гуриона, высказывая требования скорейшего вывода израильских войск с оккупированных территорий. Кроме того, публикация в газете «New-York Times» снимков, сделанных с самолетов-шпионов «U-2», существенно осложнили начавшийся процесс создания израильской ядерной программы.

Однако во время Суэцкого кризиса 1956 года Израиль и Франция начали тесное сотрудничество. Общность интересов двух сторон послужила толчком к подписанию в 1963 году контракта на сумму в 100 миллионов долларов между Министерством обороны Израиля и Фирмой «Dassault», ведущей французской корпорацией в сфере ракетостроения [3]. Однако после июньской войны 1967 в отношениях между двумя странами наметился кризис. Франция ввела эмбарго на ввоз оружия в Израиль [4].

Изоляция, в которую попала ФРГ на Ближнем Востоке, ставшая результатом публикации в октябре 1964 в «New-York Times» и «Frankfurter Rundschau» подробностей поставок германского оружия Израилю и подписание договора об экономическом сотрудничестве ГДР  и Египта, вынудили ФРГ установить дипломатические отношения с Государством Израиль в 1965 году.

В ходе Шестидневной войны 1967 США открыто встали на сторону Израиля, а СССР занял проарабскую позицию. После отказа Израиля прекратить военные действия, 10 июня 1967 года дипломатические отношения между СССР и Государством Израиль были разорваны.

Во время войны Судного дня 1973 года США направили свои самолеты для оказания помощи Израилю. Однако из всех стран-членов НАТО только Португалия предоставила свои базы для их дозаправки в ходе транспортировки. С подписанием в 1982 году «меморандума о стратегическом соглашении» на территории еврейского государства началось создание американских военных складов. В 1991 году Израиль получил право принимать участие в учениях альянса, а не отдельных его членов, как это было ранее.

Важным этапом сотрудничества Израиля и НАТО стало создание в 1994 году Средиземноморского диалога, связавшего Североатлантический блок с семью странами не входящими в него Египтом, Израилем, Иорданией, Марокко, Мавританией, Алжиром и Тунисом.

Средиземноморский диалог направлен на улучшение отношений и достижение взаимопонимания государств участников и вносит вклад в надежность и стабильность в бассейне Средиземного моря. Он формирует рамки для политического диалога участвующих стран. Его деятельность организуется в соответствие с ежегодной рабочей программой, основные пункты которой затрагивают вопросы обороны и безопасности, информации, гражданского планирования и науки [5].

Стамбульская инициатива сотрудничества 2004 года, инициированная после атаки 11 сентября, содержит куда более значительный потенциал, поскольку трансформирует отношения НАТО с дружественными странами из диалога в партнёрство – уровень, сопоставимый с программой Партнерства ради мира, использованной для продвижения стран Центральной и Восточной Европы к полноправному членству. При этой структуре основным региональным игрокам было предложено многостороннее сотрудничество в противостоянии терроризму и распространению оружия массового поражения. Инициатива также намечает продвижение реформы региональной обороны и улучшение оперативной совместимости среди вооруженных сил региона [6].

По итогам первого совещания НАТО состоявшегося при участии военных представителей государств «Средиземноморского диалога» 17 ноября 2004 года было достигнуто соглашение о расширении сотрудничества. Кроме того, Израиль получил приглашение принять участие в ряде совместных учений, в том числе на Украине в июне 2005 года.

С целью повышения уровня оперативной совместимости и достижения необходимой степени интегрированности войск НАТО и Израиля были проведены совместные учения, получившие название  «Кобра в можжевельнике». Для Израиля данные маневры важны с точки зрения возможной конфронтации с Ираном. США, в свою очередь, продолжают тем самым создание системы противоракетной защиты Европы.

Важным итогом развития сотрудничества между Государством Израиль и Североатлантическим альянсом, достигнутым в последние годы, являются ряд уникальных для страны, не входящей в НАТО, договоренностей, а также первый за всю историю визит Генерального Секретаря Яап де Хооп Схеффера.

Стороны подписали соглашение об «Индивидуальной программе сотрудничества», что означает проведение постоянных консультаций по вопросам терроризма, распространения ОМУ, спасательные операции и обмен разведывательной информацией. Кроме того, после присоединения Израиля к военно-морской программе НАТО, действующей в Средиземном море, страна получила возможность участвовать в патрулировании.

 24 февраля 2005 года с официальным визитом Государство Израиль посетил генеральный секретарь Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер. Он высказал мнение о том, что сотрудничество между сторонами может быть расширено в сферах морского патрулирования, борьбы с незаконными поставками оружия, разведки и обмена информацией.

Кроме того, он не исключил возможности участия НАТО в разрешении арабо-израильского конфликта и проведения миротворческой операции в регионе. Однако для этого необходимо заключение мирного соглашения между противоборствующими сторонами.

Между тем агентство «Джуиш ньюс» со ссылкой на высокопоставленный источник из администрации НАТО сообщило, что не афишируемой целью визита была предварительная проработка вопроса о возможности вступления Израиля в североатлантический союз. По его словам, решение предложить еврейскому государству план поэтапного вхождения в НАТО встало на повестку дня еще в 2002 году, после того как альянс пересмотрел свою стратегию в свете объявленной международным терроризмом войны Западу. В ходе кулуарных совещаний на стамбульском саммите НАТО в июне 2004 года было решено, что в существующих условиях жизненно важно интегрировать Израиль в единую трансатлантическую стратегию. По словам источника, вхождение в НАТО «усилит безопасность Израиля и облегчит ему достижение мира с палестинцами, другими странами региона и позволит преодолеть чувство изоляции в ООН» [7].

С созданием Междисциплинарного центра  в Герцлии, чьи аналитики занимаются стратегическими исследованиями отношений Израиля и НАТО вопрос присоединения или ассоциированного членства еврейского государства в альянсе переместился из области абстрактных рассуждений в сферу реальной политики. Сотрудниками центра подготовлены два альтернативных пути вхождения Израиля в организацию.

Первый из них, т.н. «шведский» подразумевает вступление в Североатлантический совет по партнерству. Данный статус позволит Израилю, оставаясь вне альянса, принимать активное участие в его основных мероприятиях.

Второй тесным образом связан с планом ближневосточного урегулирования «Дорожная карта». Согласно данной стратегии, в нем наряду с пунктом о создании независимого Палестинского государства должно быть прописано вступление Израиля в НАТО как завершающий этап разрешения конфликта.

Формирование модернизированных отношений Израиль-НАТО потребует осторожной дипломатии и планирования. Но должно быть ясно, что Запад подготовлен соответствовать растущей воинственности против Израиля, усиливая свои обязательства к существованию еврейского государства [8].

 Рассмотрев отношения Израиля и НАТО в исторической ретроспективе, следует затронуть их договорно-правовую основу. В данном контексте необходимо проанализировать ключевые положения Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года.

Во-первых, согласно данному договору, страны, не находящиеся в пределах Европы или Северной Америки, не могут стать членами альянса. Таким образом, для вхождения Израиля в НАТО потребуется изменение основополагающих документов.

Во-вторых, в соответствии со статьей 5 Устава альянса вооруженное нападение на одну или нескольких из стран-членов рассматривается как нападение на них в целом, что подразумевает предоставление самых высоких гарантий безопасности, вплоть до применения вооруженных сил. Следовательно, при условии вступления Государства Израиль в НАТО, странам альянса будет необходимо распространить данный пункт и на еврейское государство, что чревато обострением ближневосточного конфликта.

Среди прочих трудностей, существующих между НАТО и Государством Израиль, можно отметить возможное увеличение давления на еврейское государство в период нового витка арабо-израильского конфликта. В подобном случае члены НАТО обяжут Израиль прекратить вооруженное противостояние и принять условия арабской стороны для скорейшего заключения мира. Кроме того, Израилю придется навсегда отказаться от  нанесения традиционных для него превентивных ударов.

Более того, под угрозой могут оказаться особые отношения, сложившиеся между Израилем и США. Соединенные Штаты более не смогут оказывать еврейскому государству помощь,  если это будет противоречить официальной стратегии НАТО. Подобное развитие событий является весьма вероятным, учитывая, что не все члены альянса готовы отстаивать произраильскую позицию. Их интересы затрагивают также вопросы нефтедобычи, что неизбежно влечет необходимость контактов с арабскими странами.

Несмотря на вышеупомянутые противоречия, Государство Израиль и НАТО сегодня нуждаются в дальнейшем развитии сотрудничества. Об этом свидетельствует ряд факторов, доказывающих необходимость сближения.

В первую очередь, для Североатлантического альянса Израиль важен с точки зрения расширения влияния на Ближнем Востоке. НАТО может получить постоянное военное присутствие в регионе путем создания военных баз и проведения учений.  Израиль, в свою очередь, нуждается не только в развитии двусторонних отношений с различными странами мира, но и в членстве, пусть и ассоциированном, в важнейших международных организациях. Если в сфере экономики еврейскому государству удалось достичь прорыва на данном направлении, став членом ВТО И МВФ, то в военно-политической области пока не удается реализовать эти планы. Во многом это связано с неразрешенным арабо-израильским конфликтом.

Однако, как  в 2006 году заявил Патрик Хардуин, высокопоставленный чиновник в Департаменте по политическим делам и политике безопасности НАТО: «нарастания и спады израильско-палестинского конфликта не должны ограничивать сотрудничество НАТО с Израилем» [9].

События 11 сентября 2001 года как никогда остро обозначили необходимость выработки Североатлантическим альянсом мер по противодействию терроризму. Однако создание адекватных механизмов ответа на данные угрозы потребует от НАТО значительных финансовых вливаний и займет длительное время. В данном контексте опыт Израиля как  государства, развивающегося в условиях постоянной угрозы террористических акций, может оказаться незаменимым.

Важно отметить, что ухудшение отношений Израиля и США может наступить и вследствие отказа американской стороны предоставить Израилю дополнительные гарантии безопасности в условиях нарастающей угрозы со стороны Ирана. Разумеется, лидеры европейских государств не готовы полностью поддержать Израиль в случае нависшей над ним угрозы. Однако США и Израилю будет легче привлечь их на свою сторону, если на то будут существовать документальные основания. Подобную возможность может предоставить членство Израиля в НАТО.

Обзор взаимоотношений НАТО и Израиля позволяет сделать предположения относительно дальнейшего сотрудничества. Разумеется, пока нет оснований говорить о скором вступлении еврейского государства в Североатлантический альянс. Однако стремление к сближению является объективно существующей тенденцией, прослеживающейся в заявлениях официальных лиц.

Среди потенциальных ограничителей сотрудничества могут выступить сохранение в основополагающих документах альянса пунктов исключающих членство Израиля в организации, вовлечение Израиля в региональные конфликты.

 Вместе с тем силами, способствующими будущему развитию отношений, могут стать военная мощь Израиля, сравнимая сегодня с возможностями стран НАТО, опыт еврейского государства в борьбе с терроризмом, необходимый уровень оперативной совместимости войск, проверенный в ходе совместных учений. С момента провозглашения в израильском обществе и политике произошли существенные изменения. Государство обладает хорошо подготовленным офицерским составом, боеспособной армией и необходимым уровнем технической оснащенности, что позволяет ему проводить операции на разных театрах военных действий.

Стороны достигли существенных договоренностей в сфере обороны и безопасности,  обмена информацией, патрулирования Средиземноморья. Израиль и НАТО сотрудничают как в рамках созданного в 1994 году Средиземноморского диалога, так и в соответствии с «Индивидуальной программой  сотрудничества».

Обладая достаточно длительной историей взаимоотношений, Государство Израиль и Североатлантический альянс имеют большой потенциал для развития сотрудничества. Всё будет зависеть от умеренности и взвешенности действий сторон.

 

Примечания:

1. Рыжов, И.В. СССР и Государство Израиль. Трудная история взаимоотношений. / И.В.Рыжов. – Нижний Новгород: ИСИ ННГУ; Вектор ТиС, 2008. – С. 43.

2. Ван Кревельд, М. НАТО, Израиль и мир на Ближнем Востоке./ Мартин ван Кревельд // http://nato.w-europe.org/docs/dc_15-2.php

3. Афанасьев, И. Взлёт против правил / И. Афанасьев, Д. Воронцов, Л. Розенблюм // Вокруг света. №5. – 2008. – май – С.73.

4. Якимова, Е.А. Некоторые аспекты космической программы Государства Израиль в контексте международного сотрудничества / Якимова Е.А. // Нижегородский журнал международных исследований (весна-лето). – 2009. С. 77.

5. NATO-Handbuch. Office of Information and Press NATO - 1110 Brussels – Belgium, 2001. S 103.

6. Ben-Ami, S. Israel und die Nato – zwischen Mitgliedschaft und Partnerschaft / S. Ben-Ami // http://www.project-syndicate.org/commentary/benami37/German

7.Капитонов, К.А. Израиль - НАТО: взаимовыгодный союз. / К.А. Капитонов // http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/17-03-06a.htm

8. Asmus, Ronald D. Contain Iran: Admit Israel to NATO / Ronald D. Asmus // http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/02/20/AR2006022001121.html

9. Ben-Ami, S. Israel und die Nato – zwischen Mitgliedschaft und Partnerschaft / S. Ben-Ami // http://www.project-syndicate.org/commentary/benami37/German

_____________________

Автор - Якимова Елизавета Александровна, студентка четвертого курса факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Автор статей по истории германо-израильских отношений, космической программе Израиля, Международному сотрудничеству Государства Израиль в системе ВТО. Сфера научных интересов: внешняя политика Государства Израиль, проблемы и перспективы участия Израиля в мировых интеграционных процессах, внешняя политика Российской Федерации и США в ближневосточном регионе, проблема Холокоста.

e-mail: yaki-elizaveta@yandex.ru



Комментарии

  • ФИО автора комментария22.10.2010

    Текст комментария